Методическая разработка мероприятия на тему «Сказы о земле Людиновской»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Игнатовская основная общеобразовательная школа»
Людиновского района Калужской области
Методическая разработка мероприятия на тему:
«Сказы о земле Людиновской»
учитель начальных классов:
Юденко Т.В.
г. Людиново, 2020 г.
Цель: формирование представлений детей об истории основания родного города.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей с историческим прошлым;
закреплять полученные ранее знания в разных видах деятельности;
расширять кругозор детей;
Развивающие:
развивать познавательный интерес;
развивать исследовательские действия и умение самостоятельно делать выводы;
Воспитательные:
воспитывать гражданственность и патриотизм как одну из существенных сторон духовно-нравственного развития ребенка, через изучение традиций, особенностей малой родины;
воспитать чувство гордости за свою родину, любовь к родному городу, гордость за него;
вызвать желание лучше узнать свои родные места;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приёмы:
- словесный: беседа с детьми, чтение стихов, рассказы детей о городе.
- наглядный: демонстрация предметов СЧЗ, мультимедийного пособия.
- игровой: дидактические игры «Продукция СЧЗ», «Подбери слова», «Кто, где живет?», «Что такое малая родина?», игра «Назови предмет из чугуна».
- наглядно - практический: работа в мини-лаборатории по знакомству с чугуном;
- прием эмоциональной заинтересованности: построение занятия в форме сказаний;
- использование проблемных ситуаций.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (легенды, стихи о городе Людиново); рассматривание иллюстраций о городе, фотографий старого города; посещение музеев «Русская изба», «Народные куклы»; беседы о достопримечательностях города, о природе, животных; рисование «Герб города»; создание книги «Животные Людиновского района».
Словарная работа: обогащение - промышленник, сказ, крестьяне, частокол, ремесленники; заводчик
активизация - иконостас,
Ход внеклассного занятия:
Ученики входят в музыкальный зал под музыку.
Учитель:
- Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнулись мне, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. «Здравствуйте!», - говорим мы друг другу (дети здороваются друг с другом), «Здравствуйте!» - говорим ВСЕМ!
Ученики Ребенок:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно вас поджидаем,
Рассказ без вас не начинаем!
Здесь для каждого найдется
И местечко, и словечко!
Ученики садятся на места. Показ слайда «Карта России».
Словесная игра «Кто, где живет»
Учитель:
- Велика наша Россия, много в ней городов, сел и деревень. В Москве живут – москвичи, в Новгороде – новгородцы, Воронеж – воронежцы, Ярославль – ярославцы, Брянске – брянцы, Калуга – калужане, Людиново – людиновцы.
Ученики слушают стихотворение о родине в исполнении воспитателя «Малая Родина»:
Малая родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
- Дети, о чем говорится в стихотворении? (о малой родине)
- У каждого человека есть своя малая родина. А что для вас малая родина?
Упражнение «Что такое малая родина?»
ребенок. Родина – это место, где мы родились и живем.
ребенок. Родина – это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
ребенок. Родина – это наш город Людиново.
ребенок. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.
ребенок. Родина – это место, стоит наш детский сад.
ребенок. Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Учитель:
- А для нас – это наш город Людиново
- Людиново – один из древних городов Калужской области и нашей страны, у него богатая история.
- А как все начиналось, мы с вами узнаем вот из этой книги. (ИКТ – книга открывается)
- Итак, сказ первый о старине седой, о стороне родной.
Стихотворение читает ребенок:
Откуда, скажут, весть,
Земля родная есть,
Откуда предки вы, Людины,
Откуда на земле родной седины,
Откуда рек лесных истоки –
Расскажут нам вот эти строки…
Учитель:
- Подойдите к карте, возьмите модели, слушайте внимательно, будем действовать по моему рассказу.
- Там, где Болва и Неполоть встречаются вместе, среди лесов дремучих (дети выкладывают) расположилась маленькая деревушка в 5 крестьянских домов, 4 двора пустых, 2 одиноких. Они были окружены частоколом (дети выкладывают на карту). Жили в этой деревушке крестьяне, ремесленники, чем они занимались мы попробуем догадаться.
Загадки читает ученик.
Это занятие крестьян связано с насекомыми, которые давали людям полезное и вкусное лакомство (пчеловодство) - ИКТ
Это занятие крестьян связано с водой, где они добывали рыбу с помощью сетей (рыболовство) - ИКТ
Это занятие крестьян связано с землей, которая дарила им урожай зерна и овощей (земледелие) - ИКТ
Это занятие крестьян связано с лесом, где они добывали пищу и мех с помощью орудий (охота) - ИКТ.
Учитель:
- Жили они не тужили, называли себя простолюдинами, людинами. Так и деревню стали называть Людиново. Но это только одна из версий.
Отрывок из фильма о Людиново.
Встает ученик читает стихотворение:
В истории нашей положен первый венец,
И первому сказу приходит конец.
И новые сказы, и новые песни
Расскажем мы вместе!
Учитель:
- Начинаем сказ второй о том, как в наших местах появился Демидов Никита! (ИКТ – фото Демидова)
Выходит Никита Демидов (взрослый ученик):
- Здравствуйте, люди добрые! Зовут меня Никита Никитович Демидов. Я – промышленник с Урала, ищу место для строительства машиноделательного завода. Хочу я разведать здешние леса и выбрать место для завода. Нет ли у вас человека, который может мне местность показать?
Учитель:
- Есть у нас охотник, зовут его Фрол! Он тебе поможет.
Учитель рассказывает (Демидов и ребенок идут по лесу – имитация движений):
- Повел людей Фрол по чащам лесным, по тропам звериным. Вел он их по красоте дикой, по царству зверей не пуганных. Демидов в тетради заметки делал, камни в ручьях да в болотах смотрел. Остановился охотник Фрол и говорит Никите Демидову.
Фрол:
-Вот тут и строй плотину, и широко, и глубоко, и пруд какой будет.
Демидов:
-Да! Место - то это подходящее для плотины, лучше вряд ли сыскать можно. Только завод на болоте ставить придется, земли да людей понадобится много.
Учитель:
- И через год зашумел, загудел разбуженный людьми лес.
- Как вы думаете, почему эти глухие места заинтересовали Н. Демидова?
Дети. Его привлекли нетронутые лесные богатства, залежи железной руды, угля, глины, строительных песков, удобное местоположение, близость рек.
Учитель:
- И пошли люди из разных мест к Никите Демидову в работники наниматься!
Ученики в костюмах идут к Демидову проситься на работу, низко кланяются в пояс.
- Здравствуй, батюшка, Никита Никитич!
- Здравствуйте! С чем пожаловали?
- Мы люди новые, идем к тебе со всех концов земли – матушки в работники наниматься.
- А что делать умеете?
- Да лес пилим, рыбку ловим, жито сеем, всего понемножку умеем.
Учитель:
- Согнал Демидов со всех своих земель в края лесные гостей, мужиков да работных людей. Расположились недалеко от деревни люди нездешние. Жители деревни спрашивали: «Вы кто такие будете?». А те отвечали: «Мы люди новы!»
- Так появилась вторая версия названия нашего города Людиново.
Учитель: Сказ третий о появлении заводов.
Ученик читает стихотворение:
…И от зари до зари,
От темна до темна
под напором людей
отступала лесная стена.
И через тринадцать тяжелых лет,
Через тысячу бед
Первая домна дала металл,
И новый завод
Средь леса дремучего встал…
Учитель:
- И по течению реки Неполоть, там, где она впадает в Болву, было построено промышленное заведение - Чугунолитейный Завод (ИКТ – фото завода).
- А затем и железоделательный завод (ИКТ – фото ЛТЗ).
- Как вы думаете, почему эти промышленные предприятия назвали именно так?
Ответы учеников.
- Что производил железоделательный завод?
Ученики. Суда военные для Черноморского флота, речные суда, а затем был создан первый в России товарный паровоз. (ИКТ – фото)
Учитель:
- Завод поставлял железо, жесть, проволоку, артиллерийские орудия, боеприпасы, якоря.
- А что производил чугунолитейный завод? (ИКТ – фото)
Ученики. Делали чугун, выплавляли.
Воспитатель показывает чугун и железо.
Учитель:
- У меня в руках чугун и железо. С некоторыми их свойствами мы сейчас познакомимся.
Действие 1. Посмотрите на чугун и скажите, какого он цвета? Посмотрите на железо, что вы можете сказать про его цвет?
Действие 2. Возьмите чугун и железо в руки, что вы можете сказать про их вес?
Действие 3. Погладьте их и скажите, какие они на ощупь?
Действие 4. Попробуйте чугун и железо разломать. Что мы сейчас можем сказать?
Действие 5. Посмотрите на чугун и железо через лупу. Что вы видите?
Действие 6. Подержите чугун и железо в ладошке. Что с ними происходит? Металлы нагреваются и держат тепло. При высокой температуре чугун плавится, заливается в различные формы. Железо тоже плавится и раскатывается тонким листом. Что мы сейчас и видим.
Вывод: Чугун черного цвета, тяжелый, поверхность шершавая, твердый, при высокой температуре плавится; железо тонкое, легче чугуна, твердое, гладкое, при высокой температуре плавится.
Учитель: Молодцы ребята!
-Благодаря своим свойствам, чугун стал незаменим в хозяйстве. Подойдите к нашей выставке. Здесь собраны разные предметы быта. Я даю вам стикеры. Вы внимательно рассматриваете предметы и наклеиваете их на чугунные изделия.
Дидактическая игра «Назови предмет из чугуна» (какие изделия ты выбрал, почему, как ты определил, как ты догадался?)
Учитель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием! Прошло немного времени и началось в наших местах время заводчиков Мальцовых (ИКТ – фото Мальцова). Как и раньше продолжали люди здешние первыми в России рельсы, паровозы, пароходы, паровые машины изготовлять. Словом, от иголки стальной до машины паровой. Никита Никитович Демидов заложил основу нашего города, а Сергей Иванович Мальцов продолжил его дело!
Ученик читает стихотворение:
Вот и третья страница
Кончилась у нас.
Не улетай пока, Жар – птица,
Будет новый сказ.
Учитель:
- Сказ четвертый про хрустальный иконостас, про Собор Казанский иконы Божией Матери.
- Дети, скажите, что обязательно строили в деревне, на селе или в городе?
Ученики. Церковь или храм.
Учитель:
- Для чего они строились?
Ученики. Ответы детей.
Учитель:
- На площади перед заводом Демидовым была построена небольшая деревянная церковь в честь пророка Божия Илии, который считался покровителем «литейного дела». Церковь была построена для людиновских рабочих железоделательного завода.
- А для рабочих чугунолитейного завода была построена небольшая деревянная часовня.
Сергей Иванович Мальцов на месте деревянной церкви и часовни через несколько лет соорудил большой белокаменный храм Казанской иконы Божией Матери и церковь Сергия Радонежского (ИКТ – фото собора и храма).
Учитель:
- Решил промышленник Людиновский Мальцов Сергей Иванович украсить Собор Казанский так, чтобы нигде подобного чуда люди увидеть не могли. Долго думал, несколько дней голову ломал со своими помощниками. И вот под вечер сидят они, думу думают. Стало темно, зажгли свечи и засверкали северным сиянием люстры хрустальные. Глядит хозяин на них, да вдруг как закричит: «Эврика! Нашел! Открыл!» И дальше продолжает: «Скажите, господа хорошие, - в московских, петербургских, киевских и в других соборах иконостас из хрусталя видели?». «Нет, не видели», - отвечают его помощники. «А у меня это будет», -сказал промышленник.
- И сделали иконостас, четыре люстры из хрусталя звонкого. Приходили люди в Собор хрустальный, кланялись на все четыре стороны и говорили: «Господи, да кто же это чудо сотворить мог?» Нигде подобной красоты в России люди увидеть не могли.
- Храмы и по сей день возвышаются над заводами, благословляя рабочих на труд (ИКТ – фото завода и храма), а звон колоколов возвещает о начале праздников и народных гуляний.
- Дети, какими словами можно описать храм?
Ученики. Красивый, светлый, большой, уютный, теплый, великолепный, мощный, хрупкий, воздушный, легкий, добрый, строгий и др.
Учитель показывает герб города Людиново:
- Дети, этот хрустальный крест из Казанского Собора иконы Божией Матери, который сохранился до наших дней, является достопримечательностью нашего города и стал основой резного креста на гербе нашего города (ИКТ – фото герба).
Деды поведали все это нам,
А их преданья
Мы воплотили в свои сказанья…
Ученики и учитель исполняют песню о городе Людиново.
Дорогие ребята! Любите свою родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.
Рефлексия: Дети, скажите, чем вам запомнилась наша встреча?
В память о ней я дарю вам, нашим гостям вот эти сувениры. Это связь между нашим прошлым, настоящим и будущим!
Фролова Елена Николаевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Куликова Ирина Геннадьевна