Методическая разработка мероприятия на тему: «Сказы о земле Людиновской»

4
1
Материал опубликован 12 December 2020 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Игнатовская основная общеобразовательная школа»

Людиновского района Калужской области


 

Методическая разработка мероприятия на тему:

«Сказы о земле Людиновской»


 

учитель начальных классов:

Юденко Т.В.

 

г. Людиново, 2020 г.


Цель: формирование представлений детей об истории основания родного города.

Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить детей с историческим прошлым;

закреплять полученные ранее знания в разных видах деятельности;

расширять кругозор детей;

Развивающие:

развивать познавательный интерес;

развивать исследовательские действия и умение самостоятельно делать выводы;

Воспитательные:

воспитывать гражданственность и патриотизм как одну из существенных сторон духовно-нравственного развития ребенка, через изучение традиций, особенностей малой родины;

воспитать чувство гордости за свою родину, любовь к родному городу, гордость за него;

вызвать желание лучше узнать свои родные места;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приёмы:

- словесный: беседа с детьми, чтение стихов, рассказы детей о городе.

- наглядный: демонстрация предметов СЧЗ, мультимедийного пособия.

- игровой: дидактические игры «Продукция СЧЗ», «Подбери слова», «Кто, где живет?», «Что такое малая родина?», игра «Назови предмет из чугуна».

- наглядно - практический: работа в мини-лаборатории по знакомству с чугуном;

- прием эмоциональной заинтересованности: построение занятия в форме сказаний;

- использование проблемных ситуаций.

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы (легенды, стихи о городе Людиново); рассматривание иллюстраций о городе, фотографий старого города; посещение музеев «Русская изба», «Народные куклы»; беседы о достопримечательностях города, о природе, животных; рисование «Герб города»; создание книги «Животные Людиновского района».

 

Словарная работа: обогащение - промышленник, сказ, крестьяне, частокол, ремесленники; заводчик

активизация - иконостас,

 

 

 

 

 

Ход внеклассного занятия:

 

Ученики входят в музыкальный зал под музыку.

Учитель:

- Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнулись мне, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. «Здравствуйте!», - говорим мы друг другу (дети здороваются друг с другом), «Здравствуйте!» - говорим ВСЕМ!

Ученики Ребенок:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно вас поджидаем,

Рассказ без вас не начинаем!

Здесь для каждого найдется

И местечко, и словечко!

Ученики садятся на места. Показ слайда «Карта России».

Словесная игра «Кто, где живет»

Учитель:

- Велика наша Россия, много в ней городов, сел и деревень. В Москве живут – москвичи, в Новгороде – новгородцы, Воронеж – воронежцы, Ярославль – ярославцы, Брянске – брянцы, Калуга – калужане, Людиново – людиновцы.

Ученики слушают стихотворение о родине в исполнении воспитателя «Малая Родина»:

Малая родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая родина малая моя!

 

- Дети, о чем говорится в стихотворении? (о малой родине)

- У каждого человека есть своя малая родина. А что для вас малая родина?

Упражнение «Что такое малая родина?»

ребенок. Родина – это место, где мы родились и живем.

ребенок. Родина – это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.

ребенок. Родина – это наш город Людиново.

ребенок. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.

ребенок. Родина – это место, стоит наш детский сад.

ребенок. Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Учитель:

- А для нас – это наш город Людиново

- Людиново – один из древних городов Калужской области и нашей страны, у него богатая история.

- А как все начиналось, мы с вами узнаем вот из этой книги. (ИКТ – книга открывается)

- Итак, сказ первый о старине седой, о стороне родной.

Стихотворение читает ребенок:

Откуда, скажут, весть,

Земля родная есть,

Откуда предки вы, Людины,

Откуда на земле родной седины,

Откуда рек лесных истоки –

Расскажут нам вот эти строки…

Учитель:

- Подойдите к карте, возьмите модели, слушайте внимательно, будем действовать по моему рассказу.

- Там, где Болва и Неполоть встречаются вместе, среди лесов дремучих (дети выкладывают) расположилась маленькая деревушка в 5 крестьянских домов, 4 двора пустых, 2 одиноких. Они были окружены частоколом (дети выкладывают на карту). Жили в этой деревушке крестьяне, ремесленники, чем они занимались мы попробуем догадаться.

Загадки читает ученик.

Это занятие крестьян связано с насекомыми, которые давали людям полезное и вкусное лакомство (пчеловодство) - ИКТ

Это занятие крестьян связано с водой, где они добывали рыбу с помощью сетей (рыболовство) - ИКТ

Это занятие крестьян связано с землей, которая дарила им урожай зерна и овощей (земледелие) - ИКТ

Это занятие крестьян связано с лесом, где они добывали пищу и мех с помощью орудий (охота) - ИКТ.

Учитель:

- Жили они не тужили, называли себя простолюдинами, людинами. Так и деревню стали называть Людиново. Но это только одна из версий.

Отрывок из фильма о Людиново.

Встает ученик читает стихотворение:

В истории нашей положен первый венец,

И первому сказу приходит конец.

И новые сказы, и новые песни

Расскажем мы вместе!

 

Учитель:

- Начинаем сказ второй о том, как в наших местах появился Демидов Никита! (ИКТ – фото Демидова)

Выходит Никита Демидов (взрослый ученик):

- Здравствуйте, люди добрые! Зовут меня Никита Никитович Демидов. Я – промышленник с Урала, ищу место для строительства машиноделательного завода. Хочу я разведать здешние леса и выбрать место для завода. Нет ли у вас человека, который может мне местность показать?

Учитель:

- Есть у нас охотник, зовут его Фрол! Он тебе поможет.

Учитель рассказывает (Демидов и ребенок идут по лесу – имитация движений):

- Повел людей Фрол по чащам лесным, по тропам звериным. Вел он их по красоте дикой, по царству зверей не пуганных. Демидов в тетради заметки делал, камни в ручьях да в болотах смотрел. Остановился охотник Фрол и говорит Никите Демидову.

Фрол:

-Вот тут и строй плотину, и широко, и глубоко, и пруд какой будет.

Демидов:

-Да! Место - то это подходящее для плотины, лучше вряд ли сыскать можно. Только завод на болоте ставить придется, земли да людей понадобится много.

Учитель:

- И через год зашумел, загудел разбуженный людьми лес.

- Как вы думаете, почему эти глухие места заинтересовали Н. Демидова?

Дети. Его привлекли нетронутые лесные богатства, залежи железной руды, угля, глины, строительных песков, удобное местоположение, близость рек.

Учитель:

- И пошли люди из разных мест к Никите Демидову в работники наниматься!

Ученики в костюмах идут к Демидову проситься на работу, низко кланяются в пояс.

- Здравствуй, батюшка, Никита Никитич!

- Здравствуйте! С чем пожаловали?

- Мы люди новые, идем к тебе со всех концов земли – матушки в работники наниматься.

- А что делать умеете?

- Да лес пилим, рыбку ловим, жито сеем, всего понемножку умеем.

Учитель:

- Согнал Демидов со всех своих земель в края лесные гостей, мужиков да работных людей. Расположились недалеко от деревни люди нездешние. Жители деревни спрашивали: «Вы кто такие будете?». А те отвечали: «Мы люди новы!»

- Так появилась вторая версия названия нашего города Людиново.

Учитель: Сказ третий о появлении заводов.

Ученик читает стихотворение:

…И от зари до зари,

От темна до темна

под напором людей

отступала лесная стена.

И через тринадцать тяжелых лет,

Через тысячу бед

Первая домна дала металл,

И новый завод

Средь леса дремучего встал…

 

Учитель:

- И по течению реки Неполоть, там, где она впадает в Болву, было построено промышленное заведение - Чугунолитейный Завод (ИКТ – фото завода).

- А затем и железоделательный завод (ИКТ – фото ЛТЗ).

- Как вы думаете, почему эти промышленные предприятия назвали именно так?

Ответы учеников.

- Что производил железоделательный завод?

Ученики. Суда военные для Черноморского флота, речные суда, а затем был создан первый в России товарный паровоз. (ИКТ – фото)

Учитель:

- Завод поставлял железо, жесть, проволоку, артиллерийские орудия, боеприпасы, якоря.

- А что производил чугунолитейный завод? (ИКТ – фото)

Ученики. Делали чугун, выплавляли.

Воспитатель показывает чугун и железо.

Учитель:

- У меня в руках чугун и железо. С некоторыми их свойствами мы сейчас познакомимся.

Действие 1. Посмотрите на чугун и скажите, какого он цвета? Посмотрите на железо, что вы можете сказать про его цвет?

Действие 2. Возьмите чугун и железо в руки, что вы можете сказать про их вес?

Действие 3. Погладьте их и скажите, какие они на ощупь?

Действие 4. Попробуйте чугун и железо разломать. Что мы сейчас можем сказать?

Действие 5. Посмотрите на чугун и железо через лупу. Что вы видите?

Действие 6. Подержите чугун и железо в ладошке. Что с ними происходит? Металлы нагреваются и держат тепло. При высокой температуре чугун плавится, заливается в различные формы. Железо тоже плавится и раскатывается тонким листом. Что мы сейчас и видим.

Вывод: Чугун черного цвета, тяжелый, поверхность шершавая, твердый, при высокой температуре плавится; железо тонкое, легче чугуна, твердое, гладкое, при высокой температуре плавится.

Учитель: Молодцы ребята!

-Благодаря своим свойствам, чугун стал незаменим в хозяйстве. Подойдите к нашей выставке. Здесь собраны разные предметы быта. Я даю вам стикеры. Вы внимательно рассматриваете предметы и наклеиваете их на чугунные изделия.

Дидактическая игра «Назови предмет из чугуна» (какие изделия ты выбрал, почему, как ты определил, как ты догадался?)

Учитель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием! Прошло немного времени и началось в наших местах время заводчиков Мальцовых (ИКТ – фото Мальцова). Как и раньше продолжали люди здешние первыми в России рельсы, паровозы, пароходы, паровые машины изготовлять. Словом, от иголки стальной до машины паровой. Никита Никитович Демидов заложил основу нашего города, а Сергей Иванович Мальцов продолжил его дело!

 

Ученик читает стихотворение:

 

Вот и третья страница

Кончилась у нас.

Не улетай пока, Жар – птица,

Будет новый сказ.

Учитель:

- Сказ четвертый про хрустальный иконостас, про Собор Казанский иконы Божией Матери.

- Дети, скажите, что обязательно строили в деревне, на селе или в городе?

Ученики. Церковь или храм.

Учитель:

- Для чего они строились?

Ученики. Ответы детей.

Учитель:

- На площади перед заводом Демидовым была построена небольшая деревянная церковь в честь пророка Божия Илии, который считался покровителем «литейного дела». Церковь была построена для людиновских рабочих железоделательного завода.

- А для рабочих чугунолитейного завода была построена небольшая деревянная часовня.

Сергей Иванович Мальцов на месте деревянной церкви и часовни через несколько лет соорудил большой белокаменный храм Казанской иконы Божией Матери и церковь Сергия Радонежского (ИКТ – фото собора и храма).

Учитель:

- Решил промышленник Людиновский Мальцов Сергей Иванович украсить Собор Казанский так, чтобы нигде подобного чуда люди увидеть не могли. Долго думал, несколько дней голову ломал со своими помощниками. И вот под вечер сидят они, думу думают. Стало темно, зажгли свечи и засверкали северным сиянием люстры хрустальные. Глядит хозяин на них, да вдруг как закричит: «Эврика! Нашел! Открыл!» И дальше продолжает: «Скажите, господа хорошие, - в московских, петербургских, киевских и в других соборах иконостас из хрусталя видели?». «Нет, не видели», - отвечают его помощники. «А у меня это будет», -сказал промышленник.

- И сделали иконостас, четыре люстры из хрусталя звонкого. Приходили люди в Собор хрустальный, кланялись на все четыре стороны и говорили: «Господи, да кто же это чудо сотворить мог?» Нигде подобной красоты в России люди увидеть не могли.

- Храмы и по сей день возвышаются над заводами, благословляя рабочих на труд (ИКТ – фото завода и храма), а звон колоколов возвещает о начале праздников и народных гуляний.

- Дети, какими словами можно описать храм?

Ученики. Красивый, светлый, большой, уютный, теплый, великолепный, мощный, хрупкий, воздушный, легкий, добрый, строгий и др.

Учитель показывает герб города Людиново:

- Дети, этот хрустальный крест из Казанского Собора иконы Божией Матери, который сохранился до наших дней, является достопримечательностью нашего города и стал основой резного креста на гербе нашего города (ИКТ – фото герба).

Деды поведали все это нам,

А их преданья

Мы воплотили в свои сказанья…

Ученики и учитель исполняют песню о городе Людиново.

Дорогие ребята! Любите свою родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.

 

Рефлексия: Дети, скажите, чем вам запомнилась наша встреча?

 

В память о ней я дарю вам, нашим гостям вот эти сувениры. Это связь между нашим прошлым, настоящим и будущим!

 

/data/files/b1634550979.pptx (Презентация)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Дубль https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya_na_temu_ska_194323.html Многие разработки Татьяна Юденко опубликовала дважды под разными названиями. На столько плохая память?..

16 October 2021

Похожие публикации