«Богатства природы» (Окружающий мир, 1 класс)

2
0
Материал опубликован 17 October 2019

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе

Тема: «Богатства природы»

Цели:

расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;

показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.


Оборудование: интерактивная доска, природные богатства


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.


2. Актуализация знания и постановка учебной проблемы.



- Мы с вами живём в огромном мире, где нас окружает множество самых разных предметов.

- А знаете ли вы, откуда взялись булка хлеба, альбомы и карандаши, столы и стулья, различные железные предметы? Кто их сделал?

(Все предметы сделаны руками человека.)

- А только ли благодаря людям вещи и предметы появляются на свет?

- Определите, например, что помогло растению вырасти из зёрнышка? (Слайд) (Солнце, вода)

- Что необходимо растению для дыхания? (Воздух)

- А откуда растение берёт питательные вещества? (Из почвы)

Вывод: почва, вода, воздух и солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению. (Выделенные слова на доску)

- Послушайте стихотворение и определите, как можно назвать одним словом все эти предметы:

Воду в речке голубой,

Почву с травкой молодой,

Солнце с ясною погодой,

Называем мы…(природой)

Всё в этом мире так или иначе связано с природой, а значит, с её богатствами.

3. Открытие темы урока.

-Какая же тема нашего сегодняшнего урока: Богатства. Чьи? (природы)

-Какие учебные задачи мы поставим на урок?

узнать, какие богатства даёт природа человеку;

выяснить, как человек их использует;

научиться бережно относиться к природным богатствам.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

3.Совместное открытие знания.






































































-Чтобы решить поставленные на урок задачи, нам необходимо на время стать исследователями и отправиться в научные лаборатории.

1). Исследование 1. (Работа в группах).

Мы определили, что растению помогли вырасти почва, вода, воздух и солнце. Проведите исследование и выясните, а нужны ли данные природные богатства человеку? (На партах лежат листы, дети выбирает материал о своём природном богатстве).

Выступления:

1 группа: солнце:

-Это источник тепла и света.

-Под его лучами мы можем загорать.

-Когда оно светит, зреют на деревьях фрукты, на грядках овощи.

2 группа: воздух

-Без него нельзя прожить и пяти минут, им мы дышим.

-Кислород, который в нём содержится, крайне необходим для работы мозга и других органов.

-Без него не было бы огня, он необходим, чтобы поддерживать горение.

-Прогулки на свежем воздухе полезны для укрепления здоровья и детям и взрослым.

3 группа: вода

- Люди используют её для питья и приготовления пищи.

- С помощью её мы умываемся, стираем, купаемся.

- Без неё высохнут и погибнут леса и поля.

Консультант:

- Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды осталось очень мало, и её надо беречь. От загрязнения воды страдает всё живое.

-Охрана воды – это обязанность не только взрослых, но и детей. Как мы с вами можем беречь воду? (Закрывать кран, не бросать мусор в реки).

2). Исследование № 2.

- А достаточно ли человеку для нормальной жизни только этих природных богатств?

- Рассмотрите предложенные вам предметы и подумайте, какие природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи?

1 группа:

Вилка, ножницы, батарейка, ключи.

Вывод:

Различные железные предметы появились благодаря подземной кладовой – месторождениям железной руды.

(рассматривание железной руды)

2 группа:

Стакан, ваза, тарелка, чашка.

Вывод:

Все стеклянные предметы были когда – то обычным речным песком.

(рассматривание песка)

3 группа:

Духи, крем, игрушки, стаканчик одноразовый.

Вывод: Эти предметы были раньше нефтью, которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения).

(рассматривание нефти)


(на доску – карточки: руда, песок, нефть).


Вывод: с. 30 внизу.

Все предметы, которые нас окружают, были когда – то частью природы и взяты у неё человеком. Природа – наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

- Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности называют полезными ископаемыми.

- Железная руда, песок и нефть – это тоже полезные ископаемые.

- Почему же их назвали ископаемыми?

Консультант:

- Из назвали ископаемыми, потому что сначала, их надо достать, ископать из подземных кладовых, а эта работа очень трудная и сложная.

Просмотр видеоролика «Добыча угля».

Помощник - консультант:

Костромская область тоже богата различными полезными ископаемыми.

В Костромской области имеются сведения о месторождении таких полезных ископаемых как фосфориты, горючие сланцы, стекольные и формовочные пески, известняк, горючие сланцы, торф.

Сделаем вывод по 1 части нашего исследования:

Помощник-консультант:

- почва, вода, воздух, солнце, полезные ископаемые – это природные богатства, без которых человек не может обходиться;

- мы можем их объединить в одну группу- неживые природные богатства.

Физкультминутка:

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утро солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок.

И деревья разогнал,

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше,

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи –

Ни один не виден лучик.

3). Иследование № 3.

Отгадайте загадки:

Спереди вилы, сзади – метла,

Травы наелась – молока дала. (Корова).

Подбирается к корытцу,

Оттирая всех бочком,

Покупатель неумытый

С неразменным пятачком. (Поросёнок).

-Корова, поросёнок - назовите их одним словом. (Животные)

(на доску – животные)

Отгадайте загадки:

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (Пшеница)

-Берёза, пшеница, что это? (Растения)

(на доску - растения)

- Какое значение в жизни человека играют домашние животные и растения? Рассмотрите стр. 32 учебника. Определите, откуда появились эти вещи?

Вывод:

Помощник-консультант:

Растения и животные – это тоже природные богатства.

Их можно объединить во вторую группу – живые природные богатства.

4). Исследование № 4.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 31 учебника внизу. Определите, какие природные богатства мы не назвали? (ветер и течение рек)

(на доску слова – ветер, течение рек, солнце)

Помощник-консультант:

- ветер, солнечный свет, течение рек – эти природные богатства мы объединим в третью группу, которую назовём – силы природы.

Посмотрите на иллюстрации на с. 31 (вверху)

а). Благод аря своему разуму люди научились использовать силы природы.

Что изображено на первой картинке? (парусники)

- Какие силы природы использует человек для того, чтобы парусники плыли? (силу ветра)

- Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы. Они изобрели парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы.

б).- Кто знает, как называется сооружение на второй картинке? (электростанция)

Какая сила природы используется на электростанции? (сила течения рек).

- Сила течения рек вращает и водяное колесо.

- А чтобы увидеть, как это происходит, посмотрим небольшой видеофильм. (Видеоролик «Как работает электростанция»).


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.


Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.










Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность


выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с

и личностную рефлексию.














Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.









4. Применение нового знания


Благодаря проведённым исследованиям, мы выполнили поставленные на урок задачи. Но необходимо научиться применять новые знания.

1). Учебник стр. 33.(Работа в группах)

1 группа: стр.33. учебника. Расскажите, какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными за время летних каникул.

2 группа: стр. 33 учебника. Попробуйте разобраться, какие вещи сделаны из нефти.

3 группа: стр. 33 учебника. Попробуйте выяснить, какие вещи сделаны из железа.

2). Рабочая тетрадь стр. 48-49. (Работа в группах)

1-я группа

Найдите природные богатства, которые использует только человек. (Задание № 2 в рабочей тетради.)

2-я группа

Соединить вещи с природными богатствами, из которых они получены. (Задание № 3 в рабочей тетради.)

3-я группа

Нарисовать в пустых клетках предметы, имеющиеся в классе, которые получены с помощью изображённых природных богатств. (Задание № 4 в рабочей тетради.)


5. Итог урока

Все научные лаборатории хорошо потрудились. Подведём итог нашей общей исследовательской работы.

- Человек не может жить без …(природы) и её …(богатств).

-Все природные богатства можно разделить на 3 группы - …(неживые, живые, силы природы).

- Природа – наш щедрый друг, она отдаёт нам свои богатства и мы должны её …(беречь).

Закончим урок словами восхищения природой, её силой и красотой.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наше с тобою,

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди все вместе,

Мы к ней относиться добрей!

- Кто сегодня был настоящим исследователем, узнал много нового и интересного








Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знания

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.

ΙΙ. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.

ΙΙΙ. Применение нового знания

* Отметить учеников, которые правильно заполнили таблицу.

Работа в группах

* Отметить учеников, которые активно работали в группах.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.