«Богатства природы» (Окружающий мир, 1 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе
Тема: «Богатства природы»
Цели:
– расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;
– показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.
Оборудование: интерактивная доска, природные богатства
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Организационный момент. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок, Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. | |
2. Актуализация знания и постановка учебной проблемы. | - Мы с вами живём в огромном мире, где нас окружает множество самых разных предметов. - А знаете ли вы, откуда взялись булка хлеба, альбомы и карандаши, столы и стулья, различные железные предметы? Кто их сделал? (Все предметы сделаны руками человека.) - А только ли благодаря людям вещи и предметы появляются на свет? - Определите, например, что помогло растению вырасти из зёрнышка? (Слайд) (Солнце, вода) - Что необходимо растению для дыхания? (Воздух) - А откуда растение берёт питательные вещества? (Из почвы) Вывод: почва, вода, воздух и солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению. (Выделенные слова на доску) - Послушайте стихотворение и определите, как можно назвать одним словом все эти предметы: Воду в речке голубой, Почву с травкой молодой, Солнце с ясною погодой, Называем мы…(природой) – Всё в этом мире так или иначе связано с природой, а значит, с её богатствами. 3. Открытие темы урока. -Какая же тема нашего сегодняшнего урока: Богатства. Чьи? (природы) -Какие учебные задачи мы поставим на урок? узнать, какие богатства даёт природа человеку; выяснить, как человек их использует; научиться бережно относиться к природным богатствам. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
3.Совместное открытие знания.
| -Чтобы решить поставленные на урок задачи, нам необходимо на время стать исследователями и отправиться в научные лаборатории. 1). Исследование 1. (Работа в группах). Мы определили, что растению помогли вырасти почва, вода, воздух и солнце. Проведите исследование и выясните, а нужны ли данные природные богатства человеку? (На партах лежат листы, дети выбирает материал о своём природном богатстве). Выступления: 1 группа: солнце: -Это источник тепла и света. -Под его лучами мы можем загорать. -Когда оно светит, зреют на деревьях фрукты, на грядках овощи. 2 группа: воздух -Без него нельзя прожить и пяти минут, им мы дышим. -Кислород, который в нём содержится, крайне необходим для работы мозга и других органов. -Без него не было бы огня, он необходим, чтобы поддерживать горение. -Прогулки на свежем воздухе полезны для укрепления здоровья и детям и взрослым. 3 группа: вода - Люди используют её для питья и приготовления пищи. - С помощью её мы умываемся, стираем, купаемся. - Без неё высохнут и погибнут леса и поля. Консультант: - Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды осталось очень мало, и её надо беречь. От загрязнения воды страдает всё живое. -Охрана воды – это обязанность не только взрослых, но и детей. Как мы с вами можем беречь воду? (Закрывать кран, не бросать мусор в реки). 2). Исследование № 2. - А достаточно ли человеку для нормальной жизни только этих природных богатств? - Рассмотрите предложенные вам предметы и подумайте, какие природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? 1 группа: Вилка, ножницы, батарейка, ключи. Вывод: Различные железные предметы появились благодаря подземной кладовой – месторождениям железной руды. (рассматривание железной руды) 2 группа: Стакан, ваза, тарелка, чашка. Вывод: Все стеклянные предметы были когда – то обычным речным песком. (рассматривание песка) 3 группа: Духи, крем, игрушки, стаканчик одноразовый. Вывод: Эти предметы были раньше нефтью, которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения). (рассматривание нефти) (на доску – карточки: руда, песок, нефть). Вывод: с. 30 внизу. Все предметы, которые нас окружают, были когда – то частью природы и взяты у неё человеком. Природа – наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства. - Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности называют полезными ископаемыми. - Железная руда, песок и нефть – это тоже полезные ископаемые. - Почему же их назвали ископаемыми? Консультант: - Из назвали ископаемыми, потому что сначала, их надо достать, ископать из подземных кладовых, а эта работа очень трудная и сложная. Просмотр видеоролика «Добыча угля». Помощник - консультант: Костромская область тоже богата различными полезными ископаемыми. В Костромской области имеются сведения о месторождении таких полезных ископаемых как фосфориты, горючие сланцы, стекольные и формовочные пески, известняк, горючие сланцы, торф. Сделаем вывод по 1 части нашего исследования: Помощник-консультант: - почва, вода, воздух, солнце, полезные ископаемые – это природные богатства, без которых человек не может обходиться; - мы можем их объединить в одну группу- неживые природные богатства. Физкультминутка: Солнце спит, небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утро солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, Небо тучей заволок. И деревья разогнал, Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше, Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи – Ни один не виден лучик. 3). Иследование № 3. Отгадайте загадки: Спереди вилы, сзади – метла, Травы наелась – молока дала. (Корова). Подбирается к корытцу, Оттирая всех бочком, Покупатель неумытый С неразменным пятачком. (Поросёнок). -Корова, поросёнок - назовите их одним словом. (Животные) (на доску – животные) Отгадайте загадки: Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. (Береза) В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница) -Берёза, пшеница, что это? (Растения) (на доску - растения) - Какое значение в жизни человека играют домашние животные и растения? Рассмотрите стр. 32 учебника. Определите, откуда появились эти вещи? Вывод: Помощник-консультант: Растения и животные – это тоже природные богатства. Их можно объединить во вторую группу – живые природные богатства. 4). Исследование № 4. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 31 учебника внизу. Определите, какие природные богатства мы не назвали? (ветер и течение рек) (на доску слова – ветер, течение рек, солнце) Помощник-консультант: - ветер, солнечный свет, течение рек – эти природные богатства мы объединим в третью группу, которую назовём – силы природы. – Посмотрите на иллюстрации на с. 31 (вверху) а). Благод аря своему разуму люди научились использовать силы природы. – Что изображено на первой картинке? (парусники) - Какие силы природы использует человек для того, чтобы парусники плыли? (силу ветра) - Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы. Они изобрели парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы. б).- Кто знает, как называется сооружение на второй картинке? (электростанция) – Какая сила природы используется на электростанции? (сила течения рек). - Сила течения рек вращает и водяное колесо. - А чтобы увидеть, как это происходит, посмотрим небольшой видеофильм. (Видеоролик «Как работает электростанция»). | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с и личностную рефлексию. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
4. Применение нового знания | Благодаря проведённым исследованиям, мы выполнили поставленные на урок задачи. Но необходимо научиться применять новые знания. 1). Учебник стр. 33.(Работа в группах) 1 группа: стр.33. учебника. Расскажите, какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными за время летних каникул. 2 группа: стр. 33 учебника. Попробуйте разобраться, какие вещи сделаны из нефти. 3 группа: стр. 33 учебника. Попробуйте выяснить, какие вещи сделаны из железа. 2). Рабочая тетрадь стр. 48-49. (Работа в группах) 1-я группа – Найдите природные богатства, которые использует только человек. (Задание № 2 в рабочей тетради.) 2-я группа – Соединить вещи с природными богатствами, из которых они получены. (Задание № 3 в рабочей тетради.) 3-я группа – Нарисовать в пустых клетках предметы, имеющиеся в классе, которые получены с помощью изображённых природных богатств. (Задание № 4 в рабочей тетради.) | |
5. Итог урока | Все научные лаборатории хорошо потрудились. Подведём итог нашей общей исследовательской работы. - Человек не может жить без …(природы) и её …(богатств). -Все природные богатства можно разделить на 3 группы - …(неживые, живые, силы природы). - Природа – наш щедрый друг, она отдаёт нам свои богатства и мы должны её …(беречь). Закончим урок словами восхищения природой, её силой и красотой. Любите родную природу- Озера, леса и поля. Ведь это же наше с тобою, Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Так будем же люди все вместе, Мы к ней относиться добрей! - Кто сегодня был настоящим исследователем, узнал много нового и интересного | |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знания
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.
ΙΙ. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.
ΙΙΙ. Применение нового знания
* Отметить учеников, которые правильно заполнили таблицу.
Работа в группах
* Отметить учеников, которые активно работали в группах.