Урок окружающего мира в 4 классе «Борьба Новгорода со шведскими и немецкими захватчиками»

0
0
Материал опубликован 10 April 2018 в группе

МБОУ Пильнинская средня школа №2

имени А.С. Пушкина

 Урок по окружающему миру в 4 классе

 

 

 

«Борьба Новгорода со шведскими и немецкими захватчиками»

Тема:

 

Выполнил: учитель нач. классов

Чиркова Л.А

.


 

Цели: дать учащимся первоначальные сведения о борьбе Новгорода со шведскими и немецкими захватчиками, показать роль А. Невского в разгроме шведских и немецких захватчиков, значение победы на Чудском озере, воспитание чувства гордости за героев русской земли, развитие умения пользоваться дополнительными источниками информации, развитие умения связно и выразительно передавать полученную информацию, развитие умения работать с текстом (выборочное чтение, пересказ, чтение наизусть стихотворений).

Оборудование: учебники по окружающему миру 4 класс, рабочие тетради, выставка книг об А. Невском, картина «Ледовое побоище», кроссворд, рисунки с образцами оружия, костюмы (шлем русского воина, доспехи крестоносцев), кассета с записью музыки «Ледовое побоище», «А. Невский», схема битвы на Чудском озере, карточки с опорными словами, компьютер, проектор.

План:

Организационный момент:

Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим... Начинаем наш урок истории. В качестве проверки д/з разгадаем кроссворд.

Проверка д/з (мы изучаем с вами нашествие монголо-татар на Руси 1237 г. Кроссворд по этой теме).

Сообщение темы:

Немногие русские города уцелели от нашествия полчищ монголо­татарских ханов. Самым крупным из них был Новгород, или, как называли его в старину, господин Великий Новгород. Славу и богатство городу приносила торговля.

Воспользовались тяжелым положением Руси от нашествия монголов, на русские земли двинулись шведы.

Тема нашего урока сегодня «Борьба Новгорода со шведскими и немецкими захватчиками» (Запишем в тетради).

Объяснение нового материала. Была середина 1240г. Русь исстреляна стрелами, иссечена саблями. А с севера-запада - новая беда. Флот шведов вошел в Неву. Их цель - захватить богатый Новгород, если не удастся захватить сам Новгород, можно перекрыть ему выход в море, тогда Новгород не сможет заниматься торговлей, и у ослабленного города можно отторгнуть обширные территории.

В июле 1240г. на берег Невы высадилось большое войско шведов. Командовал войском родственник шведского короля Биргер. Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых.

Простые воины отдыхали на судах. Биргер послал Александру Ярославовичу послание: «Если можешь сопротивляйся, но знай, что

я

Биргер был уверен в победе, ведь у русского князя не было такого большого войска. Тогда Александр Ярославович решил напасть на врага внезапно. Еще в детстве он читал о победах другого великого полководца - А. Македонском, мальчиком участвовал в походах отцовской дружины. Внезапно подойдя к лагерю шведов, Александр, что свойственно великим полководцам, сразу увидел, в чем слабость шведов: половина войска отдыхала на берегу, другая - на кораблях, которые соединялись с берегом сходнями.


 

Слайд1

Новгородцы подготовились к атаке. Было утро 15 июля 1240г. Конный отряд выскочил из леса и сбил сходни. Враги оказались разделенными на 2 части. Завязался тяжелый бой. Александр находился в гуще событий. Летопись сообщает, что Александр сам нанес «печать» на лицо Биргера своим острым копьем. Вечером сражение кончилось. Шведы, погрузив на свои корабли убитых, спешно бежали. Обычно к имени князя прибавляли название города, в котором он княжил, к имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана победа, очень важная для всей Руси - были спасены Новгородские земли и сохранен выход в Балтийское море.

уже пришел и пленю твои города», (рассказ о новгородском князе А. Ярославовиче учащихся).


 

Александр Невский - так мы и довели великого полководца. (Рассказ ученика об А. Невском).

Народ всегда помнил имя Александра Невского в 18 веке был учрежден орден Святого Александра Невского, а в 1942 году правительство учредило новый орден Александра Невского, (стр. 65., об ордене).

Новгородом правил не князь, как это было в других русских землях, а вече - народное собрание. Именно вече решало какого княз

я

пригласить с дружиной защищать город, а если князь был не угоден, его изгоняли из города.

Тревожно гудит над Новгородом вечевой колокол. Глухо гудит под ногами людей деревянная мостовая. Грозные вести волнуют новгородцев. Немецкие рыцари идут на Русь. Враги хотят покорить русских людей, захватить новгородские земли. (Понятие «рыцарь- крестоносец).


 

Слайд2

Так назвали построение потому, что оно подходило на этого животного. Голова - одетые в лапы рыцари, их кони тоже покрыты железом, и по бокам одетые в железные доспехи рыцари, внутри - пехота. Неудержимо двигается такой клин, рассекает сгрой противника, дробит его на части и потом уничтожает.

 

Войско рыцарей-крестоносцев в шлемах с рогами, когтистыми лапами и другими устранениями, в белых с черными крестами плащах, с длинными копьями, двинулось как таран. В середине клина с секирами и короткими мечами, бежала пехота, стояли лучники. Они первыми вступили в сражение

(Учитель читает стихотворение К. Симонова «Был первый натиск немцев страшен...»).


У Александра войско в основном пешее. Обычно самым сильным в боевом построении русских был срединный полк. Полк левой и правой руки - слабее. Это было тоже известно крестоносцам. Тогда Александр решил: срединный полк будет состоять из горожан - ополченцев, вооруженных копьями, топорами, ножами, опытные же воины встанут по бокам. Сам Александр с дружиной - в засаде. Позади срединного полка Александр поставил обозы. За санями начинается берег, усыпанный камнями тоже преграда. Перед срединнымстояли Слайд3

 

 

 

 

После Невской победы бояре поссорились с князем А. Невским. Он требовал больше власть, больше самостоятельности - это нужно было для борьбы с рыцарями - крестоносцами. Бояре не согласились. Александр уехал в свой город Переяславль - Залесский. Бояре в Новгороде, устрашенные нашествием рыцарей, долго думали и послали послов к Александру с просьбой вернуться в Новгород. Забыл А. Невский все обиды, главное - спасти Русь, и вернулся в Новгород. Быстро собрал он новгородскую рать, на помощь пришла дружина брата Андрея из Суздаля. В те времена сражались на ровном открытом месте. Александр для решающего сражения выбрал Чудское озеро. Это было 15 апреля 1242 года.

Немецкие рыцари строились клином, и «кабаньей» (на Руси это построение называлось «свиньей»).


 

Слайд4

Рыцари легко прошли срединный полк, думали о близкой победе, они не знали, что основных силы русских еще не вступали в бой. Александр дал приказ вступить в сражение полкам левой и правой руки. Началась великая сеча. (Ученик читает стихотворение К. Симонова).

Засадный полк Александра завершил окружение. Сбившихся в кучу рыцарей, русские воины стаскивали с коней, пеший рыцарь в тяжелых доспехах был неповторимым, весенний лед ломался под тяжестьюкрестоносцев, они тонули в полыньях. Вскоре рыцари, позабыв обет до конца быть стойкими, начали прорываться из окружения. Некоторым это удалось, тогда Александр велел преследовать их. Лед был усеян телами врагов. Так закончилось сражение 1242 года. Народ назвал его Ледовым побоищем. Летом к Александру приехали послы и просили мира. Мир был заключен. Тогда-то Александр произнес свои знаменитые слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Вы узнали о Невской битве и Ледовом побоище, узнали об Александре Невском, о том, как Новгород боролся со шведскими и немецкими завоевателями.

 

5. Работа в тетрадях. (Написать характеристику Александру Невского. Звучит музыка «Ледовое побоище»).

 

 

Работа с учебником.

а) Найти в учебнике, в чем значение победы на Чудском озере.

(, прочитать).

б) Зачитать выборочно описание картины «Ледовое побоище».

Работа в тетрадях. (Сделать рисунок оружия русского войска. Звучит музыка).

Подведение итогов.

Что узнали на уроках?

Более подробно об этих событиях, об Александром Невском можно узнать из книг, выставленных на выставке. (В заключении звучит фрагмент кантаты «Александра Невского»)

Задачи курса:

- сформировались у учащихся конкретные представления об основных событиях российской истории.

- сформировать начальные умения и навыки, необходимые для дальнейшего изучения истории в основной школе и старших классах.

- решение проблем социализации учащихся, воспитание гражданственности к любви и Родине.

Особое место на уроках окружающего мира в 4 классе занимает изложение исторического материала. В 4 классе учитель использует различные виды изложения: повествование, описание, объяснение, характеристику. Выбор того или иного вида зависит от характеристики изучаемого на уроке материала.

Наиболее эффективным в 4 классе является повествовательно-описательный рассказ, отражающий динамике событий и воздействующий на эмоции детей, (что и было использовано на уроке).

На основе такого рассказа возникают яркие представления, живые образы, прочно и надолго сохраняющиеся в памяти.

В 4 классе допустимо и оправдано практиковать вместо одного рассказа учителя, сочетание нескольких маленьких рассказов с другими видами работ. Наряду с рассказом учителя необходимым методическим приемом на уроке является работа с текстом учебника. Чтение на уроке должно быть организовано так, чтобы оно являлось для учащихся желаемой, нужной работой, исходящей из потребности узнать новое, интересное. Не обязательно весь текст статьи следует читать на уроке и работать над ним. Можно читать лишь наиболее яркие и живые эпизоды, либо трудные для усвоения части текста.

Весьма эффективным на уроках истории является прием выборочного чтения. Задания по выборочному чтению создают условия для развития навыков и умений логического мышления.

Одним из обязательных видов работы на уроке истории является словарная работа. В зависимости от сложности понятия организуется и работа над ним: пояснения по ходу, наглядности, иногда грамматическая работа. (Воевода - воевать, воин и т.д.).

Широко используется на уроке работа с рисунками, иллюстраций, картинками.

Проводятся все эти виды работы таким образом, что составляют единое целое, связаны между собой внутренней логикой и по содержанию, и по методической последовательности. Один вид работы дополняет и продолжает другой, представляя собой в целом важный этап урока - изучение нового материала

.Одной из главных задач современной школы является формирование коммуникативных навыков, т.е. хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и т.д.

МБОУ Пильнинская средняя школа №2 имени А.С. Пушкина работает по программе развития «Диалоговая школа» Моя работа по этой программе заключается в организации учебного процесса с позиции диалога, а это диктует использовать в работе демократический стиль общения с детьми.

Надо помнить, что диалог - первая, наиболее естественная форма речи в младшем школьном возрасте.

Мне как учителю начальных классов, важно не пресечь инициативу ребенка вступить в разговор, чтобы не потерять интереса с его стороны к диалогу.

Некоторые исторические темы в 4 классе способствует развитию речевой деятельности учащихся. Для этого необходимы: поддержка мотивации общения, воздействие говорящего на партнера, формирование умения создать продукт речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо).

Наиболее эффективным в 4 классе является повествовательно-описательный рассказ, отражающий динамику событий и воздействие на эмоции детей (что и было использовано на уроке). На основе такого рассказа возникают яркие представления, живые образы, прочно и надолго сохраняющиеся в памяти.

В 4 классе допустимо и оправдано практиковать вместо одного рассказа учителя, сочетание нескольких маленьких рассказов с другими видами работ. Наряду с рассказом учителя необходимым методическим приемом на уроке в 4 классе является работа с текстом ученика.

Чтение на уроке должно быть организовано так, чтобы оно являлось для учащихся желаемой, нужной работой, исходящей из потребности узнать новое, интересное. Весьма эффективным на уроках истории является прием выборочного чтения. Задания по выборочному чтению создают условия для развития навыков и умений логического мышления. Одним из обязательных видов работы на уроке истории является словарная работа. В зависимости от сложности понятие организуется и работа над ним: пояснение по ходу. Наглядность, иногда грамматическая работа (воевода - воевать, воин и т.д.)

На уроке широко использовалась работа с рисунками, иллюстрацией, картинками.

Проводились все эти виды работы таким образом, что составляют единое целое, связаны между собой внутренней логикой и по содержанию и по методической последовательности.

Один вид работы дополнял и продолжал другой, представляя собой в целом важный этап урока.

Формирование значимых коммуникативных умений и навыков, рефлексии, самостоятельности в суждениях, инициативности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.