Урок истории в 6 классе «Борьба Руси с западными завоевателями»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Политыко Виктория Валерьевна
Предмет: история России
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Тема |
БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ |
|||||
Цель |
Формирование представления о важности деятельности князя Александра Невского в данный период времени |
|||||
Задачи |
Образовательные: на основе работы с различными источниками информации (текстом учебника, исторической картой, рассказом учителя, сообщениями учащихся, компьютерной презентацией) узнать об основных направлениях и итогах деятельности Александра Невского. Развивающие: Создать содержательные и организационные условия для того, чтобы в результате анализа различных источников информации обучающиеся смогли сделать самостоятельные выводы. Способствовать деятельности обучающихся по поиску аргументов для решения данной проблемы.
Продолжить работу по формированию навыков различных видов УУД. |
|||||
УУД |
Личностные УУД: отстаивать свою точку зрения. Регулятивные УУД: саморегуляция, планирование, целеполагание. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. Познавательные УУД: анализ информации, коррекция знаний. |
|||||
Планируемые результаты |
Предметные: Знать Основные направления деятельности Александра Невского в области внешней политики; Итоги деятельности князя в этой области. Даты Невской битвы и Ледового побоища. Уметь Давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; Спорить и отстаивать свои взгляды; Анализировать исторический источник; Выполнять познавательные и проблемные задания. Личностные: Осознавать свою идентичность как гражданина страны; Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
Уважать культуру своего народа. Организовывать и регулировать свою учебную деятельность; Овладевать умениями работать с учебной информацией, использовать современные источники информации; Решать творческие задачи; Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия. |
|||||
Основные понятия |
Большой полк, крестоносцы, клин. |
|||||
Межпредметные связи |
История средних веков, литература, география |
|||||
Ресурсы: основные дополнительные |
Учебник, карта, презентация Рабочая тетрадь и (или) рабочий лист |
|||||
Формы работы на уроке |
Фронтальная, индивидуальная. |
|||||
Технология |
Проблемного обучения |
|||||
Содержание этапа |
Ход урока |
Деятельность ученика |
УУД |
Формы контроля |
Планируемый результат |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I этап. Организационный (2 мин) |
||||||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на машине времени и узнаем, какую роль в истории нашей страны сыграл князь, чей портрет не сохранила история, но потомки неизменно приписывали ему самые совершенные внешние данные и черты характера. Почему это произошло, поговорим на уроке. |
Проявление интереса к материалу изучения. |
Саморегуляция (включение в учебный процесс) |
Включение в учебный процесс |
||
II этап. Актуализация знаний (10 мин) |
||||||
Проверка усвоения предыдущего материала для лучшего восприятия новой темы. Закрепление усвоения исторических дат. Организация подготовки и мотивации к изучению нового материала. |
- Прежде, чем отправиться в путешествие, нам нужно заправить баки горючим. Т.е., проверить наши знания. Проверка знания исторических дат, теоретические вопросы по предыдущей теме. Активизация внимания на высказывании Ишимовой. Определение плана урока. |
Показывают даты. Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения по поводу высказывания Ишимовой. Читают название темы. |
Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные (выявление проблемы, определение способов её разрешения). |
Вопросы. |
Повторение дат и основных событий, подготовка к восприятию нового материала. |
|
III этап. Постановка цели и задач урока (5 мин) |
||||||
Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Просмотр видеофрагмента. Задаёт вопросы. |
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском основных способов деятельности и личного совершенствования. |
Учебно-познавательные, коммуникативные (умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение), регулятивные (умение ставить цели, планировать свою работу). |
Формулирование проблемы, определение целеполагания и способов деятельности. |
||
IV этап. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания ( 23 мин) |
||||||
Учитель предлагает материал для изучения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования и анализа информации, представленной учителем. Организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. |
1.Слайд. Прочитайте п.1 §13, выполните задание 1 в раб. тетради (с. 35), дайте ответы на вопросы: 1. Представители каких католических орденов вторглись в русские земли? 2. Почему они вторглись именно в это время? Комментировано проверяем выполнение задания. Слайд. 2. Прослушайте сообщение об Александре Невском. Физкультминутка. 3. Посмотрите анимационный фильм о Невской битве. Составьте рассказ о ней по схеме на с.117 учебника. 4. Рассказ о дальнейших завоеваниях крестоносцев. 5. Оцените мини-проект «Вооружение европейских рыцарей и русских богатырей». 6. Посмотрите анимацию, дайте ответы на вопросы «Почему сражение назвали Ледовым побоищем?», «Как А. Невский учёл недостатки снаряжения крестоносцев?», «Значение победы русских?». |
1. Читают, выполняют задание в рабочей тетради и проверяют его выполнение. 2. Слушают сообщение о А. Невском. 3. Выполняют физ-минутку. 4. Просматривают аним. фильм, составляют рассказ по схеме, отвечают на вопросы. 5. Слушают рассказ учителя. 6. Слушают выступление обучающегося с мини-проектом. 7. Смотрят анимацию, отвечают на вопросы. |
Учебно-познавательная, коммуникативная, регулятивная (формирование навыков поисковой деятельности; развитие учебно-познавательной мотивации; формирование умений анализировать и действовать с позиции содержания предмета). |
Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Усвоение и применение основных способов деятельности. |
|
V этап. Первичное закрепление, обсуждение выявленной проблемы (5 мин) |
||||||
Организовать действие по обобщению: - анализ полученной информации; - формулировка вывода; - отстаивание своей точки зрения. |
- Возвращаемся к нашему высказыванию. Права ли была историк Ишимова? Какие доказательства вы можете привести? - Возвращаемся из путешествия в наше время. |
Выдвигают свою точку зрения и приводят доказательства её истинности. |
Познавательные (формирование собственных представлений о предмете изучения), коммуникативные, личностные (отстаивать свою точку зрения, реализовывать личностный потенциал). |
Закрепление, повторение, обобщение и частичное расширение изученного материала. |
||
VI этап. Объявление домашнего задания (2 мин) |
||||||
Организовать записывание д/з, вызвать интерес к изучению дополнительного материала по теме. |
- Запишите д/з, 5 задание – повышенного уровня сложности для желающих попробовать свои силы, оценивается отдельно. |
Записывают д/з, уточняют его. |
Формирование навыков планирования учебной деятельности дома. Развитие учебно-познавательной мотивации. |
Выбор домашнего задания по силам. |
||
VII этап. Рефлексия (3 мин) |
||||||
Осознание и самооценка обучающимися своей учебной деятельности. |
На доске – ракета с тремя окошками, в каждое нужно нарисовать мордашку: 1 – эмоциональное состояние на уроке, 2 – как я работал на уроке, 3 – как я оцениваю полученные мной знания. |
Анализируют деятельность по достижению цели. |
Познавательная. |
Определение своего места на лесенке достижений урока. |
Рефлексия способности организовывать и анализировать собственную деятельность. |
Источники:
Данилов А.А., Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». М., «Просвещение», 2013.
Рабочая тетрадь к данному учебнику.
Поурочные разработки разных авторов.
Анимационные отрывки из Истории государства Российского.
Отрывок из х/ф «Александр Невский», 1941.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на машине времени и узнаем, какую роль в истории нашей страны сыграл князь, чей портрет не сохранила история, но потомки неизменно приписывали ему самые совершенные внешние данные и черты характера. Почему это произошло, поговорим на уроке.
- Прежде, чем отправиться в путешествие, нам нужно заправить баки горючим. Т.е., проверить наши знания.
Проверка знания исторических дат, теоретические вопросы по предыдущей теме.
Просмотр видеофрагмента.
Как вы думаете, кто это?
О каких событиях идёт речь?
Как этот фрагмент связан с предыдущей темой?
Что мы будем изучать сегодня на уроке?
Каким образом мы можем это сделать?
Активизация внимания на высказывании:
"Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья их кланялись перед троном Батыя быть его верными подданными, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского. Эта область была Новгородская, этот князь – Александр Ярославович."
(А. О. Ишимова, канд. ист. наук)
Записывание темы урока.
План урока:
Европейские рыцари в Прибалтике.
Александр Ярославич.
Невская битва.
Ледовое побоище.
Проблемный вопрос: Как вы считаете, чьё иго: западных завоевателей или монголов было более опасным для Руси?
Прочитайте п.1 §13, выполните задание 1 в раб. тетради (с. 35), дайте ответы на вопросы:
1. Представители каких католических орденов вторглись в русские земли?
2. Почему они вторглись именно в это время?
Комментировано проверяем выполнение задания. Слайд.
Прослушайте сообщение об Александре Невском.
Посмотрите анимационный фильм о Невской битве. Составьте рассказ о ней по схеме на с.117 учебника.
Физкультминутка.
Рассказ о дальнейших завоеваниях крестоносцев: Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Лето 1240 г. – ливонские и датские рыцари из Ревеля – Изборск и Псков. Вблизи Новгорода – отряды, грабежи купцов. Защищать некому: Невского выгнали. Народное вече – вернуться. Зима 1241-1242 гг. – освобождение Пскова, на границу. Отец – на помощь суздальскую дружину.
Оцените мини-проект «Вооружение европейских рыцарей и русских богатырей».
Посмотрите анимацию, дайте ответы на вопросы «Почему сражение назвали Ледовым побоищем?», «Как А. Невский учёл недостатки снаряжения крестоносцев?», «Значение победы русских?» - слайд.
Возвращаемся к нашему проблемному вопросу. Как вы считаете, чьё иго: западных завоевателей или монголов было более опасным для Руси?
Какие доказательства вы можете привести?
- Возвращаемся из путешествия в наше время.
- Запишите д/з, § 13, задания 2 или 5 в рабочей тетради (с. 36-37), вопросы к документу на с. 120-121.
5 задание – повышенного уровня сложности для желающих попробовать свои силы, оценивается отдельно.
Рефлексия
На доске – ракета с тремя окошками, в каждое нужно нарисовать мордашку: 1 – эмоциональное состояние на уроке, 2 – как я работал на уроке, 3 – как я оцениваю полученные мной знания.
- Спасибо всем за урок, до свидания.
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1448462493.pptx (презентация к уроку)