Статья на тему «Семейные будни крестьянина первой половины XIX века»
Семейные будни крестьянина
Наиболее полно сельская повседневность проявлялась в жизни крестьянского двора. Он выступал первичной производственной ячейкой сельской общины, на нем держались все хозяйственные связи в деревне. Традиционно крестьянский двор выполнял фискальные функции. Он же служил основой бытовой морали сельчан. Таким образом, статус и положение крестьянского двора выстраивали этику соседских отношений в деревне. Крестьянский двор действовал как сплоченный элемент социальной организации с разделением труда, власти и престижа по традиционным
предписанным семейным установлениям. Двор представлял собой основу производства, потребления, отношения собственности, социализации и общественных связей, моральной поддержки и взаимопомощи [1].
В русской деревне было несколько типов дворов. Это двор рабочий, возглавлявшийся домохозяином – основным держатель земельного надела. Далее шел вновь образованный двор, состоящий из малой семьи и еще полностью не включившийся в общественную жизнь деревни. Особый тип составляли дворы отставных и запасных воинских чинов [2].
На время службы право на земельный надел за солдатами сохранялось, а по возвращении с нее они оставались в составе семьи или посредством выдела создавали самостоятельное хозяйство. В селе существовала категория неполных дворов: вдовий или бобылий двор; выморочный двор, утративший хозяина, живых наследников; двор убылых душ, то есть опустевший по различным причинам. Вклад этих дворов в производственный процесс не был равнозначным. Соответственно, каждая категория двора наделялась различной долей земельных ресурсов из общинного фонда [3].
Понятия “семья”, “двор”, “семейство”, “хозяйство” применительно изучаемой проблемы тождественны: они означают совокупность близких родственников, живущих вместе и ведших одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался хозяином (большаком) [4]. В один двор несколько брачных пар объединяла совместная трудовая деятельность при наличии неразделенного имущества, которым управлял домохозяин. Глава двора стремился оградить семейную повседневность от всего, что могло бы нарушить привычный уклад, изменить традиции, ослабить его власть[5] .
Во главе крестьянской семьи стоял старший по возрасту и положению мужчина. Крестьянин обладал в семье неограниченной властью. Глава семьи судил поступки домашних и налагал на них наказания, представлял интересы двора на сельском сходе, уплачивал повинности. Он управлял всем хозяйством, отвечал за благосостояние двора перед сельским обществом. В случаях пьянства, мотовства, нерадения хозяйства решением сельского схода он мог быть лишен семейной власти. Община вмешивалась только тогда, когда действия крестьянина вели к разорению двора, потери его тяглоспособности. Утрата дееспособности также являлась основанием для передачи его полномочий другому члену семьи [6].
В его руках находились все деньги, зарабатываемые семьей, и в расходовании их никто не имел право требовать у него отчета. Только он мог выступать в качестве заимодавца или заемщика. Именно домохозяин был ответственен перед обществом за отбытие двором мирских повинностей. По сельским традициям отец был волен отдать своих детей в наем, не спрашивая на то их согласия. Глава семьи вел все дела хозяйства, свободно распоряжался его имуществом, заключал обязательные соглашения, но наряду со всем этим владельцем двора не являлся. Существовавший обычай воспрещал домохозяину предпринимать важнейшие распорядительные действия, например отчуждение, без согласия всех взрослых членов семьи. Он не мог завещать имущество двора. После его смерти двор оставался в распоряжении семьи, а хозяином становился его сын, брат, реже вдова [7].
Если двор по смерти хозяина и делился, то это происходило не по гражданскому закону, а в рамках того же обычного права. Порядок наследования выражался в распределении общего имущества между члена-
ми семьи, а не в переходе права собственности от домохозяина. Члены семьи и при жизни домохозяина имели право на общее имущество. Такое право реализовывалось при выделе сына [8].
Таким образом, существо внутрисемейной иерархии определялось безропотным подчинением младших членов семьи старшим, жен – мужьям, детей – родителям. В крестьянской семье существовало половозрастное разделение труда. Вся хозяйственная деятельность двора традиционно подразделялась на “мужскую” и “женскую” работы. Такая градация производственных операций позволяла наиболее эффективно использовать особенности и возможности организма мужика, бабы, подростка[9].
Основные трудовые усилия сельской семьи были направлены на получение урожая, поэтому земледельческие операции носили приоритетный характер. Мужики выполняли все полевые работы, требующие физической силы, будь то пахота, боронование, сев и заделка семян, косьба и уборка сена, жатва хлебов, молотьба, вывоз навоза и т.п. Помимо своего главного занятия – хлебопашества – деревенский мужик занимался рубкой и возкой дров, строительством или починкой избы, хозяйственных построек, изгороди, изготовлением колес, саней, ремонтом конской упряжи и сельскохозяйственных орудий. Каждый мужик в селе обладал навыками плотницкого, слесарного, гончарного, скорняжного ремесел. И только для изготовления сложных деталей и приспособлений, осуществления работ, требующих профессионального мастерства, он обращался к сельским умельцам: кузнецу, печнику и т.п.[10]
Рано отцы начинали приучать сыновей к главному жизненному предназначению крестьянина – хлебопашеству. С десяти лет мальчики уже боронили, как говорили в деревне, “скородили” под наблюдением взрослых, а с двенадцати пробовали пахать самостоятельно. В 14–15 лет сыновья выполняли наряду с отцом все полевые работы. Попутно, в процессе выполнения хозяйственных дел, парубки учились владеть топором, чинить инвентарь и упряжь, изготавливать предметы обихода [11].
Крестьянин был сдержан в открытом проявлении родительских чувств. Однако демонстративная грубость не могла скрыть искренней любви к
детям и заботы о них. Сельские жители в проявлении родительских чувств не были столь эмоциональны как представители просвещенного общества, но их отличала простота и естественность [12].
В жизни крестьянской семьи и общины выражалось беспрекословное подчинение родительской воле и власти отца над детьми. Ежедневные домашние молитвы, регулярное участие в богослужениях, постижение евангельских истин в приходской школе – все это формировало у подрастающего поколения уважение и почитание своих родителей [13].
Публичность действий жителей села, “прозрачность” деревенских отношений и сила общественного мнения обусловливали ответственность как родителей за поступки своих чад, так и обязанность детей по попечению престарелых родителей [14].
В русской деревне сложились традиционные представления о родительских обязанностях. Они включали в себя требования к родителям содержать, одевать и кормить своих детей, учить их страху Божьему и грамоте, приучать к работе по дому и в поле, женить или выдать замуж. Если отец не кормил и не одевал сына, то он должен был платить ему как наемному рабочему [15].
[1] Козлова Н.Н. Семейные будни крестьянина. М.: 1996. С. 215.
[2] Там же. С. 217.
[3] Каменский А.Б. Повседневность крестьян. М.: 2006. С. 430, 435.
[4] Там же. С. 440 .
[5] Там же. С. 442 .
[6] Козлова Н.Н. Семейные будни крестьянина М.,1996. С. 220.
[7] Там же. С. 228.
[8] Там же. С. 230.
[9] Козлова Н.Н. Семейные будни крестьянина. М., 1996. С. 218.
[10] Там же С. 222.
[11] Там же. С. 225.
[12] Там же. С. 233.
[13] Там же. С. 235.
[14] Ценности повседневной деятельности крестьян М.: 2004. С. 130, 132 .
[15] Там же. С. 135 .