Пояснительная записка к презентации
/data/files/w1546956540.docx (Приложение к уроку)
/data/files/j1546956507.pptx (презентация к уроку литературного чтения 2 класс)
Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок». (2 класс.)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи:
- учить определять жанр произведения;
- учить характеризовать героев произведения;
- развивать умения составлять картинный и словесный план.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать произведения о животных русских писателей и поэто;
- характеризовать героев произведения;
- составлять план художественного текста.
Метапредметные:
- участвовать в работе пары, группы;
- восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.
Личностные:
- проявлять интерес к чтению произведений о животных.
Оборудование: компьютер , аудиозапись рассказа, портрет писателя Б. Житкова, детские книги для выставки, иллюстрации картинного плана, карточки словесного плана.
Ход урока.I.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать и читать
И друг другу помогать.
– Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
II. Актуализация знаний.
1.Проведем речевую разминку:
1.Упражнения для развития дыхания. Дыхательная гимнастика
а) Стать прямо, не напрягаясь. Сделать небольшой выдох, задержать на некоторое время вдох. Незаметно вдохнуть через нос с закрытым ртом, вдыхать плавно (5 с ) Задержать воздух в легких (2-3 с), выдохнуть, раскрыв рот,экономно, плавно, без толчков (4-5 с)
Расслабить ребра и брюшной пресс.
б). «Задуй свечи»
2.Артикуляционная гимнастика.
а) Чистоговорки
За-са-за – это стрекоза.
За-са-за – летит стрекоза.
Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.
Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.
б) Интонирование. Логическое ударение
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
– Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой
3. Проверка домашнего задания.
– Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/
– О ком мы узнаем в этом разделе?
– Почему мы называем животных «меньшими братьями»?
– С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
– Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/
Выборочное чтение
– Где жили мальчики и почему они остались одни? Прочитать отрывок.
– Что они делали, когда остались одни?
Чтение по ролям.
– Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.
III. Постановка учебной задачи
А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.
Но прежде угадайте, кто они?
а) Загадка.
У реки , над камышами,
Вот с та-а-а-акущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер... И глаза...
Да ведь это - ... ! (Стрекоза)
– Что вы знаете о ней?Что вы знаете о ней?
В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
Какая же стрекоза на самом деле?
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
б) Кто же второй герой?
Загадка.
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Кто его родная мать?
Плавает, ныряет,
Крякать обожает.
(Утёнок) СЛАЙД 2
– Почему сказали утенок?
В каком произведении вы познакомились с утятами? (М.М.Пришвин. Ребята и утята.)
– Как утята появляются на свет?
– Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
– А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?
А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?
Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».
Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?
Если я права – хлопайте в ладоши.
У кошки- котенок,
У собачки – собачонок, (щенок)
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овченок( ягненок)
У курочки – куренок (цыпленок)
У ежихи – ежонок.
У коровы – коровенок ( теленок)
У свиньи – свиненок ( поросенок)
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок( малек)
У лосихи – лосенок.
У волчицы – волченок.
У голубки – голубенок ( птенец)
IV. Работа по теме урока
На доске мы видим картинки стрекозы и утенка.
Итак, наши гости - стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
1.Выставка книг Б. Житкова.
Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке.
2.Откройте учебник на с.139.
Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)
Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?
( высказывания детей)
Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.
Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.
3. Первичное восприятие текста.
(аудиозапись)( стр.139 учебника.)
4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.
а) - Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.
- Какие чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.
– О чем этот рассказ?
– Как хозяйка кормила утят?
– Почему утята не ели? Кого они боялись?
– Почему утята боялись стрекозу?
– О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку?
– Кто пришел в гости к утятам?
– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
– Как ему это удалось?
– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
– Прилетела ли стрекоза еще раз?
б) Определение жанра произведения.
- Попробуйте определить жанр этого произведения.
(предположения детей)
- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)
- Что могло произойти в обычной жизни? (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )
- Это рассказ с элементами сказки.
в) Тест
1) Хозяйка выносила утятам каждое утро немного еды.
2) Утята боялись, что стрекоза их перекусает.
3) Хозяйка знала, что утята ложились спать голодные.
4) Утенок Алеша схватил стрекозу клювом за крыло.
5) Стрекоза больше не прилетала.
г) Взаимопроверка
1)-
2)+
3)-
4)+
5)+
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась.
Два – изящно покружилась
Три – шагнула и присела,
На четыре – полетела
У реки остановилась -
Над водою закружилась.
V. Закрепление знаний и способов действий.
– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
расс-ка-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла – зажужжала
по-ло-ман-ным – поломанным
– Прочитайте целыми словами:
бег – подбегали, убегали
рассказ – рассказали
испуг – испугаешься
еда – наедались
Чтение текста вслух и деление на части
а) – Найдите и прочитайте зачин (1 абзац)
б)- Понаблюдаем за развитием действия . (II абзац и стр.140 до слов «Только он …»)
– Почему утята боялись стрекозу?
– Что стрекоза делала на тарелке?
– Почему утята боялись подходить к тарелке после того, как стрекоза улетала?
– Почему хозяйка решила, что утята заболели?
– Что пообещал утенок Алеша?
в) Кульминация
– Вы были уверены, что утенок победит стрекозу?
– Кем оказался утенок Алеша- хвастуном или храбрецом?
– А почему именно храбрым, а не смелым и отважным называет Б.Житков утёнка Алёшу?
– К маленькому герою, к ребёнку, а именно с ним автор сравнивает утёнка, даже называет его детским именем – Алёша, больше подходит слово «храбрый».
Пока маленький, можно сказать храбрый, смелый, а подрастая, мы говорим о человеке отважный.
– Подберите синонимы к слову храбрый? (отважный, смелый, мужественный, доблестный)
г) Развязка (последний абзац)
– Как стали жить утята?
Работа в группах. Составление картинного и словесного плана.
Задания в конвертах
1 группа.
Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.
2 группа.
Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.
Соотнесение планов
Хозяйка кормит утят.
Утята боятся стрекозы.
Нетронутая еда.
Смелое обещание утенка.
Алеша прогоняет стрекозу
Довольные утята.
- Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)
- А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)
- Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?
- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)
VI. Итоги урока.
Рефлексия Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
– С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
– Кто автор? (Б. Житков)
– Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте.
ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.
ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.
– Объясните смысл первой. (смелый всегда побеждает)
– Как понимаете слово «крах»? (неудача, провал)
– Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?
– А какую вы бы взяли на вооружение?
– У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.
– Какова главная мысль этого рассказа?
Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)
ему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)
У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):
— Красный квадрат, я активно работал на уроке!
— Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!
— Вы молодцы! Спасибо за урок!
Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на выбор
1) пересказ текста
2) Творческое задание:
сделайте главным героем мальчика Алешу и придумайте рассказ