Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Б.С. Житков "Храбрый утёнок"»

0
3
Материал опубликован 10 January 2022


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты








Использование современных образовательных технологий (деятельностного метода, ИКТ технологии, личностно-ориентированное обучение) на уроке литературное чтение во 2 классе с учётом требований ФГОС


Тема: Б. С.« Храбрый утёнок»


t1641775223aa.jpg


Подготовила

учитель высшей категории

МБОУ «ЯНШ № 13»

Кошеленко Елена Валентиновна






Ялта

09.12.2021г.










Литературное чтение

Учитель: Кошеленко.Е.В.

Дата: 09.12.2021

Класс: 2-А

Урок 40





Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок».



Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

-учить определять жанр произведения;

-учить характеризовать героев произведения;

-развивать умения составлять картинный и словесный план.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать произведения о животных русских писателей и поэто;

-характеризовать героев произведения;

-составлять план художественного текста.

Метапредметные:

-участвовать в работе пары, группы;

-восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.

Личностные:

-проявлять интерес к чтению произведений о животных

Ресурсы урока:

учебник, ч. 1с. 139-141; компьютер , аудиозапись рассказа, телевизор, кроссворд, презентация: shkola-abv.ru



 






Ход урока.

 

1.Организационный  момент.                                                        (Слайд №1)

 

Прозвенел и смолк звонок,

 

Начинается урок.

 

Тихо девочки за парту сели,

 

Тихо мальчики за парту сели.

 

На меня все посмотрели.

 

2. Речевая разминка.

 

-Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима разминка.

 

Учись отчётливо произносить звуки.                                             (Слайд №2)

 

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

 

Вы-вы-вы - даже выше головы.

 

Ве-ве-ве - васильки видны в траве.

 

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

 

Ви-ви-ви – только много их не рви.

 

Читай считалку медленно, потом чуть быстрее, затем – быстро.

 

Уточка, уточка,                                                                                  (Слайд №3)

 

Ныряла да выныривала,

 

Выныривала да ныряла.

 

- Молодцы, ребята, мы закончили разминку и переходим к основной части нашего урока.

 

3.  Актуализация знаний.

 

- Как называется раздел учебника, который мы изучаем? («О братьях наших меньших»)                                                                                                                                                                                                          (Слайд №4)

 

- Как назывались произведения, которые мы читали и анализировали на прошлых уроках?(«Кошкин щенок», «Ребята и утята», «Страшный рассказ» и др.)

 

-Кто их авторы?

 

-  Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересным произведением о животных. Узнаем о творчестве ещё одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, пересказывать текст.

 

4.     Работа по теме урока.

 

А)- Послушайте загадку. 

 

Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.(утенок).                                                                                                         (Слайд №5)

 

- Кому из вас доводилось видеть живого утенка? Какой он, пишите? (маленький, пушистый, желтенький).-Действительно, они такие. (картинка утят)

 

- В произведении, с которым мы сегодня познакомимся, речь пойдёт о храбром утёнке. А написал этот рассказ Борис Степанович Житков.

 

-Что вы о нем знаете?                                                                   (Слайд №6)

 

 

Б). Рассказ о писателе. Выставка книг.

       Борис Степанович  Житков (1882 – 1938)– известный детский писатель, путешественник. Он свободно разговаривал на многих языках, хорошо играл на скрипке и был искусным дрессировщиком.

 

В своих произведениях он писал о смелых и гордых людях, о  животных и дальних странах.  Произведения Бориса Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

 

- Говоря о Борисе Степановиче Житкове,  можно сказать, что он был разносторонним человеком. Как выдумаете, почему?  (умел играть на скрипке, дрессировал животных, знал несколько языков). Это был человек «Необычной биографии». Он писал  рассказы для детей о своем детстве, что он видел во время своего кругосветного плавания, о своих наблюдениях в разные периоды своей жизни.

 

-Давайте познакомимся с книгами этого писателя

(выставка книг).                                         (Слайд №7,8,9)

 

  - На какие разделы можно разделить рассказы? (О море, о животных, о технике).

 

«Злое море», «Морские истории», др.

 

«Мангуста», «Беспризорная кошка», «Про обезьянку», «Про волка», др.

 

«Как устроен телеграф», «Как сделать электрический звонок», др.

 

-Что такое рассказ? (это произведение небольшого размера) - По заглавию рассказа, что мы можем определить: главного героя или содержание?





5.     Словарная работа.

 

Научимся читать трудные слова:                                                                                                                                                   (Слайд №10)


Руб-ле-ны-е

 

Кру-жить-ся

 

Стре-ко-та-ла

 

Пе-ре-пу-ган-ны-е

 

Пе-ре-ку-са-ет

 

Про-бо-ва-ла

 

Рас-ска-за-ли

 

Хра-бре-цы

 

Хва-ста-ешь

 

За-жуж-жа-ла

 

По-ло-ман-ны-ми


6. Знакомство с произведением. (диафильм)                                                (Слайд №11)


А). Гимнастика для глаз.(физминутка)

Посмотри – ка на ребят

посмотреть вправо,влево

Теперь на небо – там птички летят.

посмотреть вверх,

Внизу, по травке, жук ползёт.

вниз,

А слева деревце растёт.

налево,

Направо – алые цветы.

направо

Закрыв глаза, понюхай ты.

закрыть глаза, глубокий вдох

Над ними бабочка кружит.

посмотреть по кругу

С ней рядом шмель большой жужжит.

Поморгать

 

Б). Первичное чтение. 

Первый абзац читает учитель, далее хорошо читающие ученики. Проверка понимания содержания и смысла рассказа.


- Понравилось произведение  Бориса Степановича Житкова?

 

- О чём оно?

 

- Как хозяйка кормила утят?

 

- Почему они не ели?

 

- Почему  утята боялись стрекозы?   Как Б. Житкову удалось  донести читателям о том, что стрекоза была страшная? Какими словами он описывает стрекозу? А что бы изменилось, если бы вместо слова кружилась автор употребил бы слово порхала? Вместо слов «страшно стрекотала» было бы  «стрекоза издавала звуки»?  А такими словами автор усиливает тот ужас, который испытывали  утята при виде стрекозы. Она для них была словно коршун, который может их съесть.

 

- А какими вам представляются утята. Вам их жалко? А как автору удалось это показать: что утята маленькие, беззащитные.

 

Вот так с помощью слов можно передать и образ, и чувства героев.

 

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

 

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

 

  - Как повел себя Алеша, когда услышал страшный рассказ про стрекозу?

 

  - Почему Алеша не испугался стрекозы? (Алеша просто был наблюдательней всех, он, наверное, заметил, что взрослые утки не прочь полакомиться стрекозой, поэтому он храбро вступил в бой со злой стрекозой).

 

-  Каким представился вам вначале  Алеша? Почему автор в описании Алеши употребил слово маленький Алеша? Какое слово автор использует в конце сказки? Почему именно такие слова использовал автор: маленький и храбрый?   (Да потому что, именно так, выглядел Алеша в глазах утят. Он сначала был маленьким, таким же, как они, но затем он  в их глазах стал храбрым. Настоящим героем.)

 

- Как ему удалось победить стрекозу?

 

-Как утята отблагодарили Алешу?

- Каким на ваш взгляд был Алёша? Выберите нужное: (НА ДОСКЕ напечатаны слова: хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг,добрый, весёлый, несмышлёныш) (учащиеся обосновывают свой выбор)

 

 

Физминутка. (Танец маленьких утят)                                                              (Слайд №12)

 

 

В) Работа с текстом                                                                             (Слайд №13)

 

 1).Словарная работа. Объясни значение слов, подбери синонимы. (слова напечатаны)

 

Рубленные яйца –порезанные.

 

Стрекотала – короткие звуки, напоминающие треск  (трещала, шумела, верещала)

 

Испугаться – струсить, устрашиться.

 

Поломанное крыло – испорченное, (разрушенный, разбитый)

 

«Насилу она вырвалась» - с большим трудом, преодолевая трудности.

 

Наелись досыта – утолили голод, до полного насыщения, до сытости.

 

7. Закрепление изученного.


А)Чтение текста и деление его на части

-У Вас на партах карточки с деформированным планом. Исправим ошибки. Составим правильную последовательность в плане.

1.Хозяйка кормит утят.

2. Утята боятся стрекозы.

3. «Болезнь» утят.

4. Алёша обещает помочь.

5. Утёнок сдержал своё слово.

6. Стрекоза больше не прилетала

Б) .Кроссворд


Кроссворд к рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок»








1.






6.

 

 

 

 

 

 

 

 

ь










4.

 

 

 

 

 






3.

с

 

 

 

 











 












6.

 

 

 

 

 







2.

 

 

 

 

 

 

 








 








5.

 

 

 

 

 



















По вертикали: 1. Какое насекомое каждое утро прилетало к утятам?

По горизонтали: 2. Кто приносил еду утятам? 3. Что овладевало утятами при виде стрекозы? 4. Что скрывало утят от большой стрекозы? 5. Как звали утёнка спасителя?

6. За что схватил утёнок стрекозу? 7. Какая черта характера помогла справиться со стрекозой?


В).Работа с пословицами.

У страха глаза велики.

Друзья познаются в беде.

Кончил дело – гуляй смело.

Без труда не выловишь

и рыбку из пруда.


8.Итог урока. Рефлексия.


-Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

Что вам удалось?

Оцените свою работу на уроке. (карточки со смайликами)

Какой рассказ читали на уроке? Кто автор? Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой?
















































Кроссворд к рассказу Б.Житкова «Храбрый утёнок»








1.






6.

х

р

а

б

р

о

с

т

ь










4.

т

р

а

в

а






3.

с

т

р

а

х











е












6.

к

р

ы

л

о







2.

х

о

з

я

й

к

а








з








5.

А

л

ё

ш

а



















По вертикали: 1. Какое насекомое каждое утро прилетало к утятам?

По горизонтали: 2. Кто приносил еду утятам? 3. Что овладевало утятами при виде стрекозы? 4. Что скрывало утят от большой стрекозы? 5. Как звали утёнка спасителя?

6. За что схватил утёнок стрекозу? 7. Какая черта характера помогла справиться со стрекозой?


t1641775223ab.jpg





















Составь правильный план.


1.Хозяйка кормит утят.

Алёша обещает помочь.  

Утята боятся стрекозы.   

Утёнок сдержал своё слово.   

«Должно быть, наши утята заболели….»   

Стрекоза больше никогда не прилетала.



Составь правильный план.


1.Хозяйка кормит утят.

Алёша обещает помочь.  

Утята боятся стрекозы.   

Утёнок сдержал своё слово.   

«Должно быть, наши утята заболели….»   

Стрекоза больше никогда не прилетала.



Составь правильный план.


1.Хозяйка кормит утят.

Алёша обещает помочь.  

Утята боятся стрекозы.   

Утёнок сдержал своё слово.   

«Должно быть, наши утята заболели….»   

Стрекоза больше никогда не прилетала.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Три раза план в конце это опечатка или задумка?

10 January 2022

Это для распечатки детям( каждому).

15 January 2022

Спасибо, поняла теперь)

16 January 2022