Урок чтения во 2 классе по теме «Дагестанская сказка "Храбрый мальчик"»
Открытый урок во 2а классе по теме: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
Цель |
Создать условия для формирования нравственно – этическую ориентацию через чтение литературных произведений. |
Задачи |
Образовательные: Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», культурой Дагестана. Формировать правильную читательскую деятельность, через обдумывание предстоящего чтения, прогнозирование, осмысление читаемого в процессе и по окончании прочтения. Формировать умение работать самостоятельно, в парах, группах, фронтально. Пополнять активный словарный запас учащихся, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее. Воспитательные: воспитывать интерес к литературе; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; понимание того, что в любой ситуации необходимо оставаться самим собой – настоящим человеком |
Планируемый результат |
Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления . Предметные: Различать литературные жанры, различать разные виды сказок: народные и авторские, уметь находить межпредметные связи. |
Основные понятия |
Авторская и народная сказка, жанр, основная мысль произведения, герой, характеристика героя, тема, автор. |
Межпредметные связи Организация пространства |
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, ОБЖ Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая. |
Ресурсы: - основные -дополнительные |
Литературное чтение. 2 класс. Кубасова О.В - презентация к уроку; - -головной компьютер для учителя и для индивидуальной работы - аудиозапись сказки, музыкального произведения - видеофильм - медиапроектор - экран, - иллюстрации к сказке. - карточки для работы в парах. -карточки с вопросами и заданиями. - книги для выставки - конверты для групповой работы с пословицами, разрезной обложкой книги. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент
|
-Начнём наш урок чтения. Я уверена, что он будет интересным для нас всех. -А что необходимо для того, чтобы на уроке каждому было интересно и каждый узнал что-то новое для себя? Продолжите Внимательно… (слушать), Активно… (работать), Д…умать, Раз…мышлять) |
Настраиваются на учебную деятельность на уроке.
|
Личностные: осознанное отношение к учебной работе. |
Проверка домашнего задания СЛАЙД |
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? Автор, название произведения. (В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится») - Откройте задачники и прочитайте, что вы написали, для чего вы учитесь? Вывод. Очень важно понимать, что человек учится, чтобы стать полезным и нужным. Сначала человек учится для себя, набирается знаний и опыта. Потом эти знания и опыт будут приносить пользу другим людям. - Соберите пословицы и подумайте, могут ли они подходить к вашему домашнему заданию и являться девизом нашего урока? Учиться всегда пригодится. Жизнь дана на добрые дела! |
Составляют и анализируют смысл пословиц о чтении, учении, учебном труде. Высказывают мнения о значении получения хорошего образования для успеха в жизни и о том, какое значение для хорошей учёбы имеет умение правильно и быстро читать. |
|
Актуализация знаний Постановка проблемного вопроса ПРЕЗЕНТАЦИЯ
|
Фильм о Дагестане. (2-3минуты) Сообщение о Дагестане Слайд 1, 2 - Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей. Дагестан – республика в составе России.. Слайд 3, 4. - Она расположена на Северном Кавказе (показ на карте России) Столица – Махачкала. Слайд 5. - Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках. Слайд 6. - Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях. Слайд 9. - Дагестанцы очень любят танцевать. На весь мир известен Государственный ансамбль песни и пляски «Лезгинка». В последние годы республику потрясли террористические акты, которые унесли десятки человеческих жизней. Террористы хотели запугать население этой маленькой республики, но гордый, смелый народ дорожит своей свободой и отстаивает её. |
|
Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству, культурному общению с одноклассниками, в семье, с другими людьми.
Коммуникативные: способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения
Личностные: положительная мотивация к обучению и к чтению. |
Определение темы и цели урока
5. Подготовка к чтению учащимися. |
- Почему мы сегодня смотрели фильм о Дагестане и говорили, о нём? ВЫЗОВ Работа по учебнику с. 163 - Посмотрите на картинку и постарайтесь определить, о чём это произведение? (нарисована змея перед текстом) Составление кластера. - Какая у вас возникает ассоциация со змеёй. Какая она? (хитрая, коварная, хищница, жестокая, лукавая, злая, обманщица) - Сформулируем задачи урока. Продолжим предложения Узнать … Будем учиться бегло и выразительно….. Будем размышлять о поступках ….. Постараемся выразить свои ….. Раскроем главную ….. Произведение поможет нам сделать…… - Подготовка к восприятию текста. Разминка. Работа по карточкам - На столе карточки, подчеркните буквы, которыми отличаются слова, и прочитай правильно. ВИДИТ – ВОДИТ – ВОЗИТ УВИДЕЛИ – УВОДИЛИ ПОПРОСИЛ – ПОДБРОСИЛ СПУСТИЛАСЬ – ОПУСТИЛАСЬ ПРОВЕРКА . ОЦЕНКА Работа с учебником. Выполнение заданий с.162 – 163 Читают сложные слова целыми словами. Заканчивают недописанные предложения Словарная работа со словом «распростёрла» Распростёрла (крылья) – покажите, как? |
Предположения детей
Приём «Ассоциация» Составление кластера змеи (характеристика персонажа)
Выполняют с опорой на слайд или по учебнику подготовительные упражнения, предваряющие чтение. Самостоятельная работа Проверяют по слайду. Оценивают.
Работа с учебником |
Регулятивные :прогнозирование.
Регулятивные: умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения |
6. Изучение нового материала Знакомство со сказкой. 7. Выявление первичного восприятия произведения. Составление кластера
|
6. Знакомство со сказкой. Прослушивание аудиозаписи. - Внимательно следим за выразительностью чтения. СТАДИЯ – ОСМЫСЛЕНИЯ до слов «Мальчик сперва очень испугался…» - Как вы думаете «Что будет дальше и почему?» - Дослушаем произведение до конца. Выполнение заданий на с.166 (отв. на вопросы). Чтение вопросов и ответов на них. 1. Что ты можешь сказать о мальчике? Какой он? Характеристика мальчика. (Кластер) (Слова, характеризирующие мальчика) - Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый) 2. Хотелось бы тебе иметь такого друга? Почему? - А вы являетесь для других таким другом, загляните внутрь себя…. 3. Какой оказалась чудо – птица? 4. Это произведение – сказка или рассказ? Обоснуй своё мнение. 5. Выбери, болеет точный заголовок для этой сказки. Объясни свой выбор. 6. Проверьте свой выбор, как будете действовать? Что вы узнали об этой сказке из заголовка? (дагестанская, народная) Работа с выставкой книг. - Какая книга заблудилась? - В какой книге может быть эта сказка? |
Слушают рассказ в исполнении профессионального чтеца. Дети следят по учебнику с установкой на выразительность чтения.
Высказывание детей.
Анализируют произведение , отвечая на вопросы учителя.
Составление кластера у доски. Один из учеников на листочках записывает недостающие слова, при помощи «окошек» избегают ошибок.
Обращение детей вовнутрь себя.
Ответы детей. Сравнение с другими названиями.
Сравнение собственного выбора, с выбором автора. |
Коммуникативные: способность слушать, воспринимать услышанное, высказывать оценочные суждения о прочитанном.
Личностные: способность к эмпатии. Познавательные: наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать, способность воспринимать информацию, представленную в разных видах.
Коммуникативные: способность к сотрудничеству в паре. Регулятивные: способность к контролю, самоконтролю и коррекции |
8. Первичное осмысление и закрепление
Связь с жизнью. ОБЖ
Физкультминутка.
Чтение по ролям
Работа в парах
Работа в группах |
Чтение сказки учащимися по частям. 10. Работа с текстом. Выборочное чтение. 1)Что произошло с мальчиком в лесу? Найдите, прочитайте и расскажите (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.) 2)Что он увидел, когда лег отдохнуть? Прочитайте. 3)Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался) 4)Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов) 5)Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею) Прочитать. 6)Прочитайте, как выглядела змея. СЛАЙД Как это видит художник (сравнение) 7)Легко ли досталась победа мальчику? Прочитать. Связь с жизнью. ОБЖ - А как мы поведём себя в жизни при встрече со змеёй? 8)Как повела себя птица при виде мальчика? Прочитать. 9)Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти) 10) Найдите и прочитайте часть рассказа, которая относится к рисунку. 11)Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу) - В каких словах выражена главная мысль сказки, прочитайте? Как вы её понимаете? (Будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым. Физкультминутка. Чудо-Птица (движение) 14. Чтение по ролям. Игра «Радиотеатр» с.165 - Назовите персонажей сказки. (автор, чудо – птица, птенцы, мальчик) - Отметьте слова мальчика буквой – М, слова птицы – П. Работа в парах Соединить высказывания. На партах лежат листочки, соедините слова с их значением. Храбриться – принимать бодрый вид, стремясь казаться уверенным в себе; стараться показать себя храбрым, на многое готовым. Храбрость – мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость. Храбрец – смелый человек, смельчак. Проверка по слайду. - Так какое качество характера было присуще нашему герою? - Как вы думаете, а у него есть чувство страха или нет? - Где это мы видим в тексте? (Увидел птицу и заплакал (т.е. струсил), а сражаясь с птицей, был героем (т.е. был храбрым)). Работа в группах - У вас на парте конверты. 1 группа – собрать пословицы из слов. - Смелого и страх не берет. - Худо тому, кто добра не делает никому. - Где смелость, там и победа. - Какая более точно подходит к дагестанской сказке? 2 группа – составить картинку из разрезных кусочков (обложка книги). - Что вы можете по обложке рассказать о книге? 3 группа – найти лишнюю книгу из 10 книг (все сказки, одна книга – рассказы) |
Пересказ эпизода.
Выборочное чтение.
Читают описание змеи, добавляют КЛАСТЕР ЗМЕИ.
Высказывания детей.
Выборочное чтение.
Выводы детей.
Упражняются в выразительном чтении по ролям.
Работают в парах. Проверяют по слайду.
Работа в группах, выбирают ответственного выступающего. |
Познавательные: наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать, способность воспринимать информацию, представленную в разных видах.
Коммуникативные: способность к сотрудничеству в паре.
Регулятивные: способность к контролю, самоконтролю и коррекции
Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству в минигруппе с целью решения учебно-познавательных задач. |
9. Итог урока.
10. Рефлексия
|
16. Обобщение учителя: - Вспомним девиз нашего урока, «Жизнь дана на добрые дела!», «Учиться всегда пригодится», как вы думаете, подходят ли они к теме нашего урока и почему? - С каким произведением познакомились на уроке? - Сравните мальчика и змею, можем сказать, что это два противоположных героя? Почему? (Один добрый, другая - злая, один храбрый, другая - коварная, жестокая). - Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость? Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества. Оцените свою работу 1. На уроке я работал………, потому что…….. 2. Своей работой на уроке я …….. 3. Урок для меня показался….. 4. За урок я…… 5. Моё настроение……(показать) 6. Материал урока мне был …….. |
Подводят итоги.
Высказывают мнения о том, насколько справились на уроке с поставленными в его начале задачами, оценивают личные успехи, предполагают причины неудач, пути их преодоления( улучшение техники чтения).
|
|
11. Домашнее задание
12. Оценивание. |
Читать (с. 163-166); нарисовать чудо-птицу. • Придумай сказку о том, как птенцы, когда выросли, помогли мальчику в беде.
Распечатанный текст на дом. - О чем был текст? ТРУС Жили-были два друга — Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя — мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Ром так испугался за девочку, что бросился ее спасать, храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошел домой. Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придется делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал. — И что ты трусишь всегда! — возмущался Митя. Бери с меня пример. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно. А вы, ребята, как думаете, кто трус, а кто храбрый? И. Бутмин Оценка работы учащихся учителем. |
Оценивание поступков героев.
|