Конспект занятия «Будем природе друзьями» (3 класс)
Эпиграф:
Если каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша! (А.П. Чехов)
Нет планеты краше и милей
Для животных, насекомых, птиц, людей…
Реки, горы и бескрайние поля
На планете, что зовем…(Земля)
Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна
Давайте же посмотрим, как удивителен мир на нашей планете Земля. Всмотритесь в эти кадры!
Видео «Красота природы»
Скажите своё мнение об увиденном. Какое настроение вызвал у вас просмотр этих кадров?
Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.
Видео «Загрязнение окружающей среды»
Изменилось ли у вас настроение? Почему? Что вы увидели?
(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)
Земля нам всех планет родней!
Ведь мы с тобой живем на ней.
И любим мы ее просторы,
Ее леса, моря и горы.
Но не должны мы забывать
С тобой все это охранять!
Как вы думаете о чем мы на занятии будем говорить? (ответы детей)
Да! Мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь?
Итак, тема нашего занятия: “ БУДЕМ ПРИРОДЕ ДРУЗЬЯМИ!”
Послушайте историю о лесе.
– Жил был лес.
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
- Я - лес! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым!
Очнитесь, люди!
Мы с вами можем помочь лесу? Что мы для этого должны делать? – Почему в лесу никто не живет?
– Человек разрушил жизнь леса.
В: Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.
Задание 1
В:– У вас на столах лежат конверты с загадками. Прочитайте загадки и отгадайте. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1 гр. Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
2 гр Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ель)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
3гр. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту ( сосна)
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет ...КЛЕН
В:– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
Задание 2
В:– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Уч.:– Не хватает птиц и зверей
В: Включаю звук, Конверт с ребусом, угадай кто это?
1 гр. Дятел, медведь, еж
2 гр. Кукушка, синица, белка
3 гр. Сова, лисица, заяц
Задание 3
В:– Чтобы стало в лесу красиво, чего еще не хватает ?
Уч.: – Не хватает цветов.
В:
1 гр. Гадальный цветок, «Пять ..., шесть ... А я четвертую сорвал!» (мульт.), Лекарственное растение, Стоит в саду кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?
2 гр. Шаровидный полк парашютистов, Цветок, лысеющий от дуновения, «Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел» (загадка).
3 гр. В народе это растение зовут балаболки, звонцы, бубны, Звонкий цветок, «Синенький звонок висит, никогда он не звонит» (загадка).
В:– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы.
Физкультминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали!
Задание 4
Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность, существуют правила поведения, которые вам надо расшифровать.
НЕОЖРАЗОРЯЙТЕТАПТИЧЬИХЗФГНЕЗДА
НЕКЧБЕРИТЕЛТВПЦАРУКИЩИПТЕНЦОВФЕ
НЕРКАРАЗРУШАЙЛНКЧВТРПВМУРАВЕЙНИКИОЛ
Задание 5
"Ситуации".
1 группа.
Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.
1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?
2). Как бы вы поступили в этой ситуации?
2 группа.
1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь?– спросила старушка.
– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.
Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
– А я и не знал об этом.
ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?
3 группа.
1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.
– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.
– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:
– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...
ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?
Задание 6
В:Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Задание 7
В: - Территорию нашего города окружают живописные места. Со всех сторон нас окружает лес, рядом Ладожское озеро.
Все лето и осень жители и гости нашего города в выходные дни проводят в лесу или на берегах озера. Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом, собирая грибы да ягоды.25 сл
Невыполнение правил поведения в природе приводит к плачевным результатам.
С каждым годом растет количество отдыхающих. И с каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.
Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя.
Сценка
1 турист: Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2 турист: Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?
Туристы: (хором) Ничей!
3 турист: Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
4 турист: Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на “ты”!
1турист: Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
2 турист: Мы цари! Молчи природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)
Матушка природа:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она – одна!
Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. (гифка) Нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.
Задание 8
В: Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки. Повторение правил поведения в природе:
ПОКАЗ костюмов из бросового материала.
В: наше занятие подходит к концу. Какие же выводы можно сделать?
Амина: Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети !
Помните - что красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни - ПРИРОДА!
Рефлексия:
- Посмотрите, у каждого из вас есть листочки, капельки или цветочки напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли»)
Заключение видео «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы!»