12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курукалова Лидия Павловна55

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа № 1


 

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

заместитель директора Директор школы

_____ Е.В.Прусакова ______ А,В.Пайль

Протокол № 1 Приказ № 559

от 27.08.2016г. от 31.08.2016г.

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Будущий отличник»


 

Направление: : общеинтеллектуальное

Вид деятельности: : научно-познавательный

Возраст: 8-9 лет

Составитель: Курукалова Лидия Павловна, учитель начальных классов


 

г.п.Федоровский, 2016г.


 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Будущий отличник» составлена на основе ФГОС НОО, примерной   программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Основная цель программы:  развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

Развитие творческих способностей младших школьников.

Расширение кругозора учащихся.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию..

2.Формы организации работы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Внеурочные занятия проводятся в форме игры; соревнования; инсценирования произведений, диалогов"; экскурсий.
Программа “Будущий отличник” ориентирована на детей 8-9 лет, рассчитана на
1 час в неделю-34 занятия в год, реализует общеинтеллектуальное направление

Особенности организации занятия.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников

3.Планируемые результаты

Предметные результаты

Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. 

Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. 

Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

Называть положительные и отрицательные качества характера.

Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.

Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

Высказывать своё отношение к происходящему.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД: умение классификацировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

4.Учебно-тематический план


 

п/п

Раздел

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Школа и я

1

2

3

2

Фантазеры

2

3

5

3

Развиваем внимание

2

5

7

4

Учимся владеть собой

2,5

5,5

8

5

Развиваем нестандартное мышление

3

8

11

1.Школа и я(3ч)

Задачи:

- формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

- знакомство с понятием "криптограмма", "танграм"

Познавательные УУД:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-делать обобщения, выводы;

Коммуникативные УУД:

-умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

-осмысления правил взаимодействия в паре и группе;

- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция;

-оценка;

- устанавливание причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление  психологической инерции мышления.

Личностные УУД:

-осознание учеником роли знаний в жизни человека,

-овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик»,

-выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей

Мероприятия: игры "Ассоциации", "Три попытки"; "Глаз-фотограф" "Числовая викторина», разгадывание кроссворда, чтение криптограммы, работа с танграмом, иллюстрирование стихотворения.

2.Фантазеры.(5ч)

Задачи:

-знакомство со значением фразеологизма "Курам на смех", понятием "воображение" и его значении в жизни человека;

- развитие фантазии, творческого воображения, артистических способностей,

--развитие речи, мышления.

Познавательные УУД:

-проявлять желание больше узнать;

-умение сравнивать, классифицировать предметы;

- умение делать выводы и обобщения.

Коммуникативные УУД:

-слушать и отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения;

-деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Регулятивные УУД:

-контролировать процесс, и результаты деятельности;

-вносить необходимые коррективы в процесс деятельности;

- умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;

Личностные УУД:

-осмысление фразеологизма «курам на смех»,понятия «воображение»;

-способность к сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций

Мероприятия: игры "Фантазеры", "Наборщик", перевод "абракадабры", "Что такое, кто такой","В стране вообразилии"; инсценирование диалогов "Я не артист, я только учусь", отгадывание загадок с-толку-сбивалок, работа с танграмом, экскурсия в парк.

3.Развиваем внимание(7ч)

Задачи:

-знакомство со значением фразеологизма "бьем баклуши", "долгий ящик",со сведениями о происхождении красок, с жанрами живописи.

-развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей.

Познавательные УУД:

-анализ текста, выделение в нем основной мысли;

-поиск и выделение необходимой информации;

-развитие умения ставить вопросы и находить ответы.

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли;

-обсуждение в паре ответов на вопросы учителя;

-доказательство своей точки зрения;

- учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества.

Регулятивные УУД:

-оценивание своей деятельности на занятии;

- умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя

Личностные УУД:

-развитие внимания;

-приобретать новые знания, умения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Мероприятия: игры "Угадай слово", "Вспомни прозвище","Определи жанр"; разгадывание кроссворда, работа с танграмом, конкурс "авангардной" живописи, путешествие в страну "Вообразилия".

4.Учимся владеть собой.(8ч)

Задачи:

-знакомство со значением фразеологизма "засучив рукава", с понятием "настроение", с некоторыми способами коррекции своего настроения, любопытными фактами из жизни животных.

-развитие внимания, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, коммуникативных способностей.

Познавательные УУД:

-делать обобщения, выводы;

-размышление над нравственными ценностями «терпение», «забота о ближнем»;

- развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности

Коммуникативные УУД:

-доказательство своей точки зрения.

-осмысления правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

- уважать своё и чужое мнение.

Регулятивные УУД:

-оценивание своей работы на занятии;

-контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные УУД:

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-развитие умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-осмысливать поступки героев произведений, сравнивать их со своими собственными поступками;

-осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность»

Мероприятия: игры "Потопаем, похлопаем", "Дострой фразу", "Мы-художники", "Разброс мнений"; инсценирование произведения Л.Каминского "Чья помощь лучше?", игра-соревнование " Герои сказок в ребусах и загадках", игра "Давайте говорить друг другу комплименты", расшифровывание криптограммы.

5.Развиваем нестандартное мышление(11ч)

Задачи:

знакомство со значением фразеологизма "пятое колесо в телеге", "китайская грамота", с содержанием арабской сказки "Волшебная коробочка".

-азвитие нестандартного мышления, смысловой памяти, чувства рифмы, устной речи.

-расширение словарного запаса

Познавательные УУД:

- выполнение задач, не имеющие однозначного решения;
- развитие таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия.

- применение знаний в новой ситуации,

Коммуникативные УУД:

-: умение слышать и слушать партнёра;

-грамотное эффективное взаимодействие;

-контроль, коррекция, оценка действия партнера.

Регулятивные УУД:

- оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);

-корректирование деятельности внесение изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

- умение классификацировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;

Личностные УУД:

-проявление внимания, удивления, желания больше узнать;

-оценивание своих достижений, самостоятельности, причины неудач;

-уважение и принятие чужого мнения, если оно обосновано.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям.

Мероприятия: игры "Муха", "А ну-ка отыщи", "Сообрази-ка", "Занимательные стаканы", "Сказки перепутались", "Найди закономерность", "Согласись или поспорь со мной"; работа с танграмом, разгадывание кроссворда, путешествие в мир сказок, чтение криптограммы-пословицы, конкурс "В мире загадок", "Сочиняем стишата", инсценировка сказки В.Осеевой "Какой день?"

5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(34 ч)

Содержание программы: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы,  математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

1.Школа(3ч)

Введение в программу. Снова в школу. Беседа-размышление на тему «Если б не было школ?» Как из рога изобилия. Кое-что о школе.

2.Фантазеры.(5ч)

Курам на смех. Овощи с грядки. Сказочный листопад. Развиваем воображение и фантазию. Морские обитатели.

3.Развиваем внимание(7ч)

Бьём баклуши. Зоологическое ассорти. Клуб юных живописцев. Цветочная угадайка. Открываем долгий ящик. Звёздный дождь.

Ёлочка с волшебными шишками.

4.Учимся владеть собой.(8ч)

Учимся быть внимательными и заботливыми. Засучив рукава. Сундучок занимательных заданий. Симметрия. Герои сказок в ребусах и загадках. Учимся быть честными. «Учитесь властвовать собой». Учимся управлять своими чувствами.

5.Развиваем нестандартное мышление (11ч)

Любопытные факты из жизни животных. Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных. Пятое колесо в телеге. Здравствуй, сказка!. О водных судах. Китайская грамота. По тропинкам математики. Сказки А. С. Пушкина. На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки. Самолётик Нескучалкин. На даче. Согласись или поспорь со мной

6.Ожидаемые результаты

-Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

- воспитание уважительного отношения к своему поселку, школе,  чувства гордости за свою страну;

-воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

-развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей;

-расширение кругозора детей;

-развитие эмоционально-волевой сферы детей;

-развитие творческих способностей школьников.

7.Список литературы

Литература для учащихся:

36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011.

Литература для учителя:

36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,–М.: Издательство РОСТ, 2011.

Рекомендуемая литература для учителя:

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Технические средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Компьютер

3. Мультимедийный проектор.

4. Интерактивная доска.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.