ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий
«Дверца в будущее»
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Именно в этом возрасте формируется «ранний образ Я».
Данная программа рассчитана на детей шести - семи летнего возраста и является комплексной. В ней систематизированы этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Для развития и формирования Я концепции младшего школьника, в программе используются имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, чтение психологических сказок. Эти виды детской деятельности помогают ребенку осознать мир собственных чувств и переживаний и способствуют формированию положительной и адекватной самооценки. Что в свою очередь гармонизирует взаимоотношения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности. Так же каждое занятие включает в себя упражнения и игры на мышечную релаксацию (снижению уровня возбуждения, снятие напряжения) и мимическую гимнастику (снятие общего напряжения, развитие выразительной речи детей).
Цель программы:
Развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками.
Задачи:
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Формирование у первоклассников осознания и принятия правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Развитие коммуникативных навыков.
Средства проведения: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развитие познавательной сферы, внутренней активности детей, развитие навыков общения.
Форма проведения: групповые занятия по 30 минут один раз в неделю, всего 34 занятия. Группа 10 – 13 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.
Ожидаемые результаты:
Доступность видов деятельности предполагающей самоконтроль и произвольность
Успешная адаптация в коллективе сверстников
- Сформированность адекватной самооценки
Расширение репертуара эмоциональных проявлений
Позитивное отношение к сверстникам.
Сформированность положительного отношения к обучению в школе.
№ п/п |
Темы занятий |
Цель занятий |
|
Знакомство |
Помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослым, создание положительного эмоционального фона; знакомство с правилами работы на занятиях. |
|
Улыбнись! |
Создание комфортных условий для работы ребят; снятие эмоционального напряжения; развитие наблюдательности, взаимопонимания. |
|
Наше настроение |
Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики |
|
Мы волшебники |
Стимулирование общения; налаживание взаимоотношений между детьми. |
|
Мы в лесу |
Создание благоприятной атмосферы для общения детей. |
|
Любимые сказки |
Развитие навыков группового взаимодействия учащихся друг с другом.- |
|
Путешествие |
Создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста. |
|
Дарим добро |
Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми, развитие эмпатических способностей, воображения. |
|
Мы дружные ребята |
Сплочение группы, создание положительного эмоционального фона. |
|
Приятные воспоминания |
Развитие самоконтроля, слухового внимания, снятие эмоционального напряжения, снижение двигательной активности. |
|
Когда всем весело, а одному грустно. |
Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля. |
|
В магазине игрушек |
Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы. |
|
Цирк |
Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми, развитие эмпатических способностей, воображения. |
|
Мы вместе |
Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания. |
|
Язык жестов |
Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики. |
|
Азбука вежливости |
Снятие напряжения, создание положительного эмоционального климата. |
|
Мы поссоримся и помиримся. |
Развитие умения повторять движения взрослого, формирование дружеских отношений. |
|
Домашний любимец |
Снятие напряжения, создание положительного эмоционального климата в группе, умения выражать свои мысли, развитие сообразительности. |
|
До, ре, ми, фа, соль, ля, си… |
Развитие самоконтроля, слухового внимания, снятие эмоционального напряжения, снижение двигательной активности. |
|
Я могу |
Занятие направлено на снижение уровня тревожности у детей, развитие концентрации внимания. |
|
Сказочный герой |
Снятие умственного и физического напряжения, профилактика стресса. |
|
Волшебные слова |
Занятие направлено на снижение напряженности в группе, создание благожелательной атмосферы в коллективе, на развитие доверительных отношений. |
|
В мире животных |
Снятие эмоционального напряжения, развитие эмпатических способностей. |
|
Веселые человечки |
Развитие умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей. |
|
Я в тебе уверен |
Сплочение группы, создание положительного эмоционального фона. |
|
Наше солнце |
Занятие способствует дальнейшему сплочению группы, преодолению психологических барьеров. |
|
Мои достижения |
Создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей, повышение самооценки. |
|
Победитель |
Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций; развитие волевой сферы, саморегуляции. |
|
Карусели |
Создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста. |
|
Заметь и запомни |
Развитие навыков группового взаимодействия и создание атмосферы сплоченности в коллективе. |
|
Исключение лишнего |
Сплочение группы, создание положительного эмоционального фона. |
|
Ласковое имя |
Формирование самооценки, укрепление чувства уверенности в себе, создание чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций. |
|
Мудрец |
Развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение, диагностика межличностных отношений. |
|
Благодарность без слов |
Создание чувства принадлежности к группе; закрепление положительных эмоций. |
Социальный педагог Е. А. Голубева