Программа внеурочной деятельности «Культура добрососедства» (2 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
с планируемыми результатами начального общего образования;
с учебниками образовательной системы «Школа России», приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 " Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
с ООП НОО МБОУ «СОШ №4», рассмотренной и утвержденной педсоветом (протокол №1 от 31.08.2015);
с «Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)», рассмотренным и утвержденным педсоветом (протокол №8 от 21.05.2015);
с «Положением об организации внеурочной деятельности» рассмотренным и утвержденным педсоветом (протокол №1 от 31.08.2015)
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование чувства принадлежности к многонациональному русскому народу;
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной российской школы;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей русского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Формы организации внеурочной деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
Описание места предмета в учебном плане
На курс «Культура добрососедства» во 2 классе отводиться 1 ч.в неделю (34 ч в год).
Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения курса является:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
приобретет способность к самооценке;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин района, чувства сопричастности и гордости за свой край;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему, планировать свою деятельность во внеурочное время, высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач, делать предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других людей, вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
Предметными результатами изучения курса является:
-Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален;
- Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях;
- Знать основные памятники истории и культуры (своего населённого пункта и ближайшего окружения);
- Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живёт ребёнок, и гостеприимством;
- Иметь представление о ремёслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населённом пункте);
« Место, где мы живем»
Учебно-тематический план
№ |
РАЗДЕЛЫ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ПРИМЕЧАНИЕ |
||
теория |
практика |
||||
Вводный урок |
1 |
||||
1 |
Географическая среда |
3 |
2 |
||
2 |
История |
5 |
1 |
||
3 |
Традиционная и современная культура |
11 |
1 |
||
4 |
Язык соседа |
3 |
1 |
||
5 |
Аксиология |
2 |
|||
6 |
Конфликтология |
3 |
1 |
||
итого |
28 |
6 |
34 |
Содержание курса
2 класс
Раздел 1 «Географическая среда» (5 часов)
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населённом пункте.
Крымский лес – многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека.
Что дают растения человеку. «Зелёная аптека» в нашем регионе.
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями.
Раздел 2 «История» (6 часов)
«Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении.
Представление о Крыме как о перекрёстке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населённых пунктах) и живут сегодня.
Где и как учились дети раньше в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки.
Названия вокруг нас. Моё родословное дерево. Откуда родом мои предки. История имён и фамилий. История названия моего города (посёлка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей.
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее.
Раздел 3 «Традиционная и современная культура»
(12 часов)
Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.
Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека.
Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями.
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища.
Новоселье – праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов.
Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье.
Ремёсла, которые были развиты в регионе (в населённом пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики.
Общегосударственные праздники. Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.)
Раздел 4 «Язык соседа» (4 часа)
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе.
Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог соседа: «Новоселье – праздник моей семьи и моих соседей».
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях.
Раздел 5 «Аксиология» (3 часа)
Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства.
Памятники и святые места, которые нас объединяют.
Раздел 6 «Конфликтология» (4 часа)
Каждый из нас особенный, но у нас много общего.
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе.
Тематическое планирование 2 класс
«Место, где мы живем»
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Требования к уровню подготовки |
Кол-во часов |
Дата |
|
|
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве |
Цели и задачи курса «Культура добрососедства». |
Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем» |
1 |
||
Географическая среда (5 часов) |
||||||
|
Природа в нашем окружении. |
Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте |
Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека |
1 |
||
|
Крымский лес. |
Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. |
Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека |
1 |
||
|
Что дают растения человеку. |
«Зеленая аптека» в нашем регионе |
Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать |
1 |
||
|
Уголок природы в классе и дома. |
Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. |
Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями |
1 |
||
История (6 часов) |
||||||
|
«Памятник» — от слова «память». |
Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. |
Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения) |
1 |
||
|
Этносы Крыма. |
Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. |
Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур |
1 |
||
|
Где и как учились раньше дети в Крыму. |
Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки |
Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители |
1 |
||
|
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. |
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников |
Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся |
1 |
||
|
Музей в нашей жизни |
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее |
Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев |
1 |
||
|
Музей в нашей жизни |
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее |
Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев |
1 |
||
Традиционная и современная культура (12 часов) |
||||||
|
Архитектура Крыма |
Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. |
Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии |
1 |
||
|
Строим город будущего. |
Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека |
Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека |
1 |
||
|
Строим город будущего. |
Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека |
Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека |
1 |
||
|
Украшаем свой дом. |
Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями |
Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом |
1 |
||
|
Обряды различных этносов Крыма. |
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища |
Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища |
1 |
||
|
Обряды различных этносов Крыма. |
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища |
Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища |
1 |
||
|
Новоселье. |
Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов |
Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья |
1 |
||
|
Новоселье. |
Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов |
Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья |
1 |
||
|
Гостеприимство. |
Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье |
Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях |
1 |
||
|
Ремесла Крыма. |
Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. |
Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. |
1 |
||
|
Государственные праздники |
Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) |
Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников |
1 |
||
|
Государственные праздники |
Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) |
Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников |
1 |
||
Язык соседа (4 часов) |
||||||
|
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе |
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе |
Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе |
1 |
||
|
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе |
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе |
Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе |
1 |
||
|
Учимся говорить на языке соседа. |
«Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей» |
Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством |
1 |
||
|
Национальный фольклор |
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях |
Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях |
1 |
||
Аксиология (2 часа) |
||||||
|
Святые места |
Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства |
Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства |
1 |
||
|
Памятники и святые места, которые нас объединяют |
Памятники и святые места, которые нас объединяют |
Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий |
1 |
||
Конфликтология (4 часов) |
||||||
|
Мы разные, но мы едины. |
Каждый из нас особенный, но у нас много общего |
Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом |
1 |
||
|
Мы разные, но мы едины. |
Каждый из нас особенный, но у нас много общего |
Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом |
1 |
||
|
Всегда ли нам легко общаться. |
Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе |
Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций |
1 |
||
|
Всегда ли нам легко общаться. |
Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе |
Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций |
1 |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Альбов С. В. Минеральные источники. – Симферополь: Крым, 1966
2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. – Симферополь: Крым, 1966.
3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. – Харьков: Каравелла, 1999.
4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. – Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. – 106 с.
5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. – 112с.
6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. – Симферополь, 1995.
7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. – 286 с.
8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. – Симферополь – 1969.
9. Заика В. Е. Чёрное море. – Симферополь: Таврия, 1976.
10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1991.
11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. – Симферополь: Таврия, 1964.
12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. – К.: Урожай, 1979.
13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. – Севастополь, 1997. – 44 с.
14. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. – Симферополь: Крымучпедгиз, 1995.
15. Щербак А. И. Всё о Крыме. – Харьков: Каравелла, 1998.
12