Буклет к родительскому собранию «Профилактика иждивенческой позиции у ребенка»
- Как вы думаете, почему хорошо быть ребенком?
- Почему хорошо быть взрослым?
- Кто главный в вашей семье?
Модель: ребенок в центре
Как вы думаете, к каким последствиям это может привести?
Последствия:
- У ребенка нет проблемы захотеть что-то делать.
- Ребенку хорошо в центре, и он не хочет на место взрослого (которого он видит в качестве обслуги).
Гиперопека взрослых не дает ребенку возможности быть самостоятельным, учиться самому решать посильные возрасту проблемы.
Модель: взрослый в центре
Последствия:
- Ребенок хочет стать взрослым, т.к. эта роль имеет больше привилегий.
Три зоны развития ребенка
(по Л.С.Выготскому)
Зона актуального развития постепенно расширяется: еще недавно ребенок делал что-то с помощью взрослого, а теперь он это использует в самостоятельной деятельности.
Правило №1: не делать за ребенка то, что он может сам!
Последовательность видов помощи
Взрослым стоит обращать внимание на то, какую меру помощи в каждый конкретный момент нужно оказать ребенку. И если на первом этапе инициатива в большей степени принадлежит взрослому, то на последующих этапах она постепенно передается ребенку.
Условия введения правил
Правила должны быть:
- разумными по количеству
- выполнимыми
- четко изложенными
- последовательно включаться в жизнь ребенка
Последовательность
введения правил
- Обсуждаем проблемную ситуацию с ребенком.
- Формулируем правило и подкрепляем внешними средствами (картинка, схема).
- Придумываем способы закрепления правила (отмечаем вместе с ребенком факты его соблюдения или нарушения).
Метод естественных последствий
Метод логических последствий
Буклет "Профилактика иждивенческой позиции у ребенка"
DOC / 2.87 Мб