Практическое занятие для родителей «Профилактика иждивенческой позиции у ребенка с ОВЗ»
Пояснительная записка к презентации
Практическое занятие для родителей
«Профилактика иждивенческой позиции у ребенка с ОВЗ»
Задачи:
Расширить представления родителей по вопросу создания условий для развития самостоятельности у ребенка с ОВЗ.
Познакомить родителей с механизмом формирования у детей навыков поведения на основе причинно-следственных связей (техника введения правил, метод естественных и логических последствий).
Способствовать повышению родительской ответственности за воспитание и развитие их детей.
Материалы и оборудование:
Небольшая игрушка; мультимедийная установка или телевизор с большим экраном; компьютерная презентация; листы бумаги А5 по числу участников; ручки или карандаши.
Стулья, на которых сидят участники, располагаются полукругом.
Слайд 1. Тема
Уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем практическом занятии. Сегодня мы поговорим с вами о том, как не сделать из ребенка с ограниченными возможностями здоровья беспомощного иждивенца, как помочь ему стать более самостоятельным и ответственным.
Для начала – небольшая разминка. Мы будем передавать по кругу небольшую игрушку. Тот человек, у которого она окажется в руках, должен будет продолжить фразу: «Мой ребенок…». В нескольких предложениях опишите вашего ребенка, какой он.
Слайд 2. Вопросы
А теперь ответьте на несколько вопросов:
Как вы думаете, почему хорошо быть ребенком? (Ответы)
Почему хорошо быть взрослым? (Ответы)
Кто главный в вашей семье? (Ответы)
Слайд 3. Модель: ребенок в центре
Предлагаю вам рассмотреть модели воспитания, на которых проиллюстрированы 2 особенности отношений взрослых к ребенку с ОВЗ.
Первая: МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ, В КОТОРОЙ РЕБЕНОК С ОВЗ НАХОДИТСЯ В ЦЕНТРЕ.
Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ, у окружающих взрослых может проявиться жалость к такому малышу. Все окружающие стремятся ему помочь.
Как вы думаете, к каким последствиям это может привести? (Ответы)
Последствия:
- У ребенка с ОВЗ нет проблемы захотеть что-то делать.
- Ребенку хорошо в центре, и он не хочет на место взрослого (которого он видит в качестве обслуги).
Слайд 4. Модель: взрослый в центре
Вторая: МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ, В КОТОРОЙ ВЗРОСЛЫЙ НАХОДИТСЯ В ЦЕНТРЕ.
Совместное обсуждение данной модели воспитания
Последствия:
- Ребенок хочет стать взрослым, т.к. эта роль имеет больше привилегий.
Слайд 5. Гиперопека
Гиперопека взрослых не дает ребенку возможности быть самостоятельным, учиться самому решать посильные возрасту проблемы. Обратите внимание на схему, на которой отображены три зоны развития ребенка (по Л.С.Выготскому):
- зона актуального развития (желтая) – то, что ребенок может делать сам.
- зона ближайшего развития (фиолетовая) – то, что ребенок сам пока не может, а только с помощью взрослого.
- зона непосильной трудности (голубая) – то, что ребенку пока недоступно даже с помощью взрослого.
Существует важное правило: не делать за ребенка то, что он может сам.
Слайд 6. Расширение зоны актуального развития
На этой схеме мы видим, как зона актуального развития постепенно расширяется: еще недавно ребенок делал что-то с помощью взрослого, а теперь он это использует в самостоятельной деятельности.
Слайд 7. Последовательность видов помощи
Взрослым стоит обращать внимание на то, какую меру помощи в каждый конкретный момент нужно оказать ребенку.
На данной схеме представлена последовательность видов помощи:
Обучающая помощь
Направляющая помощь
Организующая помощь
Эмоциональная поддержка
Самостоятельность ребенка
Как вы видите, последовательность состоит из нескольких этапов, переходящих друг в друга. И если на первом этапе инициатива в большей степени принадлежит взрослому, то на последующих этапах она постепенно передается ребенку.
Практическое задание:
- Придумайте и напишите на листочках бумаги слова, которые можно сказать ребенку при обучении одеванию колготок на каждом из этапов. (Дается время – 5 минут).
- А теперь предлагаю озвучить придуманные вами фразы по каждому из этапов. Итак, какие слова вы скажете ребенку на этапе обучающей помощи
Затем – высказывания по желанию, по каждому из этапов).
Слайд 8. Последовательность видов помощи (с ответами)
Пример с одеванием колготок:
сначала показываем, объясняем, обучаем, действуя руками ребенка (объясняем и показываем каждый шаг),
затем – подсказываем, направляем («Попробуй сам. Что нужно? Как положить колготки? Получилось? Где одна полоска? Как повернуть пяточки? Еще попробуй»),
потом – оказываем организационную помощь («Попробуй сам, а я посмотрю. Ты поторопился. Проверь, как ты положил колготки»),
после этого – только эмоциональную поддержку («Я уверена, у тебя получится»).
В зависимости от возможностей конкретного ребенка данные этапы могут быть разными по времени у разных детей.
Слайд 9. Вопросы
- Кто управляет вашим поведением? (Ответы).
- Кто управляет поведением вашего ребенка? (Ответы).
Слайд 10. Механизм формирования у детей навыков поведения на основе причинно-следственных связей
Чтобы сделать поведение ребенка разумным и управляемым, важно установить границы дозволенного. Предлагаю на примере рассмотреть механизм формирования у детей навыков поведения на основе причинно-следственных связей. Этот механизм – введение в жизнь ребенка правил (требований, запретов, ограничений).
Правила – это линия границы. В пределах «границ» ребенок свободен и имеет большие возможности для самовыражения, самостоятельности в выборе, творчестве. Однако, твоя свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И задача взрослых – дать понять это ребенку. Нельзя делать того, что неприятно или неудобно для других (кричать, когда дома уставшие люди, изрисовывать обои, разбрасывать игрушки у папы на столе), а также делать то, что опасно или вредно для здоровья (много смотреть телевизор, поздно ложиться спать, есть конфеты перед обедом, отказываться от еды).
Слайд 11. Картинки, иллюстрирующие разные уровни границ
- Давайте рассмотрим разные способы установления взрослыми границ дозволенного.
Ситуация 1. В жизни ребенка очень много строгих, жестких, категоричных требований, вступающих в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Как вы думаете, что будет происходить с ребенком?
Ситуация 2. Ребенку предоставляется полная свобода, правил и ограничений нет совсем или они очень расплывчаты, не согласованы и не контролируются взрослыми. Что будет с ребенком?
Ситуация 3. Педагогические требования (правила, ограничения, запреты) присутствуют в жизни ребенка, они разумны, полезны и необходимы, согласованы всеми членами семьи, предъявляются, в основном, в косвенной форме (просьба, совет, намек), границы дозволенного четко очерчены и ненавязчиво контролируются взрослыми. Каким вырастет ребенок?
Слайд 12. Непоследовательное воспитание
Одно из основных условий введения правил – это последовательность. Как вы думаете, к чему приводит хаотичное воспитание? (Ответы).
Ребенку сложно ориентироваться в окружающем, если взрослые непоследовательны в своих требованиях к ребенку. Ситуации, когда проявляются разногласия, бывают часто:
- детский сад – семья (разные правила)
- папа запрещает – мама разрешает (и наоборот)
- родители требуют – бабушки и дедушки потакают капризам
- мама в хорошем настроении не замечает шалостей ребенка – мама в плохом настроении ругает за малейшую провинность.
Слайд 13. Условия введения правил
Итак, существует несколько условий введения правил в жизнь ребенка:
Правила должны быть разумными по количеству (4 основных табу: нельзя причинять вред природе, вещам, другим людям и самому себе).
Правила должны быть выполнимыми: они не должны противоречить естественным потребностям детей (в движении, познании окружающего мира, безопасности).
Правила должны быть изложены четко и определенно, например: «Все должны мыть руки перед едой», «Нельзя бить других людей».
Правила нужно объяснять в спокойной доверительной беседе.
Правила должны последовательно включаться в жизнь ребенка. Здесь важна настойчивость родителей и контроль за их исполнением.
Слайд 14. Схема формирования внутреннего контроля за своими действиями
Рассмотрим на примере, как у ребенка формируется внутренний контроль за своими действиями. В этом нам поможет схема введения правила: «Аккуратно складываем одежду».
Представим ситуацию: мы озвучили ребенку это правило, но он перед сном не сложил одежду, не повесил ее аккуратно на стул. Мама не заметила и ничего не сказала малышу. Ребенок довольный пошел спать. Как вы думаете, каковы последствия того, что взрослый не обратит на это внимание и ничего не скажет ребенку? (Предполагаемые ответы: ребенок не усвоит правило, ребенок в следующий раз не поверит маме, т.к. она не отвечает за свои слова).
Представим ситуацию, что ребенок не повесил аккуратно одежду на стул, и мама стала его заставлять это сделать. Какое эмоциональное состояние будет испытывать малыш в данном случае? (грустный смайлик). Но вот ребенок плачет, и как обычно поступает взрослый?.. Жалеет и делает все за него. Эмоции ребенка? (радостный смайлик). Как вы считаете, усвоит ли он предлагаемое правило в данной ситуации? Как, по вашему мнению, должна поступить мама? (Предполагаемые ответы: добиться того, чтобы ребенок аккуратно сложил одежду).
На примере мы увидели, насколько важно постоянно давать «обратную связь» ребенку. Существует прием, который поможет вам дать грамотную «обратную связь» - система естественных и логических последствий, основанная на принципах сотрудничества. Это система, в которой ребенок может соотнести последствия своего плохого поведения со своими же поступками.
Слайд 15. Последовательность введения правил
Итак, последовательность введения правил такова:
Сначала проблемная ситуация обсуждается с ребенком и вырабатывается правило.
Затем его нужно кратко сформулировать и подкрепить внешними средствами (картинка, схема, плакат).
Для закрепления правила можно каждый день вместе с ребенком отмечать факты соблюдения или нарушения правила. Например, использовать картинки «солнышко» и «тучка». Заранее можно договориться, что если наберется 10 или 5 солнышек, то ребенка ждет сюрприз.
Слайд 16. Метод естественных последствий
Естественные последствия наступают без какой-либо специальной подготовки. Например, ребенок баловался за столом и пролил суп. Естественным последствием будет предложить ребенку протереть стол тряпкой. При этом ребенок становится более ответственным за свой поступок, а взрослые сохраняют свои дружеские отношения с ним, поскольку они в этом не виноваты и не несут ответственности за имевшую место неудачу. (Примеры естественных последствий (по щелчку)Слайд 17. Метод логических последствий
Логические последствия наступают по предварительной договоренности взрослого с ребенком. Например, ребенок никогда не убирает за собой игрушки, книги и одежду. Вы сообщаете ему, что если к определенному времени порядок в группе не будет наведен, то все валяющиеся вещи будут убраны в некую коробку, из которой ничего нельзя будет забрать в течение определенного времени. Ребенок, не желая лишаться своих вещей, поддерживает порядок.
Чаще всего логические последствия – это временное ограничение прав:
на использование вещи (пример с уборкой игрушек),
на деятельность (Не включу мультики, пока ты не почистишь зубы),
на время (Если ты сейчас быстро не соберешься, у меня потом не будет времени с тобой поиграть и дочитать сказку),
на общение (Я не могу сейчас с тобой разговаривать, потому что ты не слышишь, что я тебе говорю).
Дети в целом принимают систему логических последствий, они видят в ней смысл и логику и им нравится принять на себя большую ответственность, которую предоставляет им эта система. Некоторые дети изменяют свое поведение уже после нескольких применений метода логических последствий, другим требуется несколько недель или месяцев для того, чтобы система стала эффективно действовать.
В завершение работы хотелось бы обратить внимание на нескольких выводах.
Воспитание беспомощного ребенка связано с формированием у него иждивенческой позиции. Когда мы понимаем и принимаем ребенка, нам легче научить его самостоятельности. Нужно помнить несколько незыблемых вещей при взаимодействии с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья:
Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем.
Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка – важно, но не менее важно давать ему возможность пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
Помните, что ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно.
Слайд 18. Спасибо за внимание
Родителям раздаются буклеты (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/15/buklet-pamyatka-dlya-roditeley-vospityvayushchih-detey-s-ovz)