Урок развития речи «Буква З. Согласные звуки З, Зь.»
Методическая разработка открытого индивидуального логопедического занятия
Учитель-логопед: Маркова Юлия Викторовна.
Дата проведения: 06.02.2019 г.
Особенность занятия: открытое.
Особенности учащегося: 2 класс, логопедическое заключение – Нарушение формирования процессов чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Форма занятия: индивидуальное
Тип занятия: коррекционно-развивающее, комбинированное
Технологии: развивающие (технологии развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, фонематического восприятия, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза, поэтапного формирования навыка чтения и письма под диктовку), игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.
Время реализации – 30 - 35 минут (в зависимости от состояния ребенка)
Тема занятия: «Буква З. Согласные звуки З, Зь.»
При планировании данного логопедического занятия были поставлена следующие:
Цели: - закрепление навыка чтения и письма слов с буквой З;
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- различать звуки З, Зь;
- повторить букву З;
- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова);
- закрепить умение соотносить звук и букву;
- продолжить формирование навыка осмысленного слогового чтения и письма под диктовку.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки в разных позициях
- развивать мелкую моторику и согласованность речи и движения;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль, самооценку;
- воспитывать учебную мотивацию, желание активно работать на занятии.
Оборудование: компьютер, задания презентации, тетрадь, ручка, с.16, 17 альбома 2 «Я учусь говорить и читать» С. П. Цукановой, Л. Л. Бетц, набор смайликов.
Ход занятия
Этап занятия, его продолжитель- ность | Назначение этапа | Содержание этапа |
1.Организацион-ный момент (1 мин) | Общий эмоциональный настрой на работу. | «Всем, всем добрый день! (2 хлопка, руки развели руки ) Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться» - Ну вот, лень прогнали, можно спокойно приступать к занятию. |
2.Определение темы и цели занятия (2 мин) | Развитие слухового внимания, логического мышления Самоопределе- ние к деятельности | - Отгадай загадку. Это поможет узнать тему занятия. «Не зверь, не птица, Нос, как спица. Летит – звенит, сядет – молчит. Кто его убьёт – свою кровь прольёт.» (Комар) -Давай покажем, как звенит большой комар.(зззззззз..) - А как звенит маленький комарик ?(зьзьзьзь…) Звуки на письме мы обозначаем буквами. - Какую букву мы используем для обозначения звуков З, Зь ? Сегодня мы повторим букву З, потренируемся в различении звуков З, ЗЬ и выполним много интересных и полезных заданий. |
3.Повторение. Актуализация знаний по теме. (10 мин) Работа на основе презентации «Путешествие по зоопарку» | Развитие слухового внимания и фонематичес- кого восприятия; позиционный звуковой анализ, дифференциа- ция буквы З с похожими буквами. | Характеристика звуков З, Зь Игра «Поймай звук» Назови картинки. Определи место звука в слове Повторение, закрепление образа буквы З. А) « На что похожа ?» Б) Назови соседей буквы в алфавите. В) Упр. «Кто самый внимательный» Г) Чтение слогов. Д) Упр. «Рифмовки» Мы немножечко устали. Пора отдохнуть. |
4. Физкультми- нутка Пальчиковая гимнастика.(3 - 5мин) | Снятие мышечного напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие согласо- ванности слов и движений. Кинезиологическое упражнение «Колечко» направлено на развитие межполушар- ного взаимодействия | «Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот так, надо лапочки погреть Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Вот так, вот так, надо зайке поскакать» А теперь подготовим наши пальчики к письму. Выполним несколько упражнений пальчиковой гимнастики.(«Под высокой сосной скачет зайка косой…»; «Мы делили апельсин…» и упр. «Колечко»(Соединяем ритмично большой палец со всеми поочередно, начиная с указательного) на материале четверостишия: «В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели на зверят: Медвежат, волчат, бобрят» |
5.Развитие навыков письма и чтения (15мин.) | Развитие логического мышления, фонематического восприятия, закрепление звукового позиционного анализа | 1.Отгадай загадки. Соотнеси слова-отгадки со схемой. (Альбом 2 С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» с.16) - Свернёшь – клин, Развернёшь – блин. (зонт) Подбери подходящую схему для слова «зонт» - Хоть сама и снег, и лёд, А уходит – слёзы льёт.(зима) - Два братца через дорогу сидят, А друг друга не видят. (глаза) - Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам. На одном таком листе Много разных новостей. (газета) - Посмотри на картинку и скажи, кто спрятался за кустом.(коза) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза и письма под диктовку, повторение гласных и их слогообразую- щей роли | 2.Запиши слова-отгадки в тетрадь, диктуя себе по слогам. Старайся гласные тянуть. (Зонт, зима, глаза, газета, коза) - Подчеркни гласные буквы красной ручкой. | |
Развитие навыка слогового осмысленного чтения | 3.Чтение слогов, слов и текста.(7 мин) (см. Альбом 2 С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» с.17) Ва-за Зи – на Та- зы зонт Зи – ма за – мок - Покажи мне слово – название холодного времени года, покажи мне имя девочки и т.д. Тузик. У Зои коза. Козу зовут Зинка. А вот щенок Тузик. Тузик гонит Зинку в сарай. У Зои вода. Она поит козу. 4.Беседа по содержанию текста. - У кого была коза ? (Коза была у Зои.) - Как звали козу ?(Козу звали Зинка.) - Про какое домашнее животное мы ещё прочитали? - Что делал Тузик? И т.д. подробные вопросы по содержанию текста. | |
6. Рефлексия. Подведение итогов занятия. (2 мин.) | Развитие памяти, умения анализировать свои эмоции и соотносить их с картинкой (смайликом) | Наше занятие подходит к концу. А теперь выбери тот смайлик, который похож на твое настроение сейчас. Посмотри на свою работу в тетради. Нравится тебе, что у тебя сегодня получилось? Оцени ее подходящим смайликом. О чем мы говорили сегодня на занятии? Какую букву повторили? А какое задание тебе больше всего понравилось выполнять? Ты, Оленька, молодец! Работала активно, со всеми заданиями справилась. Спасибо тебе за работу. |
4