Методическая разработка урока литературы для 1 класса «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

1
0
Материал опубликован 22 December 2016 в группе

Тема: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

ФИО Зинякова О.Е.

Место работы МОУ СШ № 6 Тутаевский МР ЯО

Должность учитель начальных классов

Предмет русский язык (обучение грамоте)

Класс 1

Дата проведения 9 декабря 2016 г

Тема и номер урока в теме тема «Алфавит», урок № 43

Базовый учебник «Букварь». Андрианова Т.М.: Издательство «Дрофа Астрель»: Москва , 2016.

Цель: знакомство с согласными звуками [з], [з] и буквой “з”

Планируемые результаты:

Предметные:

формировать умение выделять звуки [з ] [ з’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами;

читать текст вслух; определять место новой буквы ; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные:

развитие знаково - символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

уметь осуществлять коммуникативное общение со сверстниками.

слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные:

проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Оборудование: презентация, карточки с буквами для работы в парах, веревочки, билеты для рефлексии, учебник «Букварь» Андриановой, рабочая тетрадь к «Букварю»

Структура и ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использование интерактивных средств

Время (в мин.)

Орг. момент

Предлагаю начать наш урок такими словами: «Учитесь … открывать» - Посмотрите, одно слово пропало. Давайте восстановим его.

- Какое слово получилось? (таланты)

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

- Какие таланты мы открываем в школе?

Предлагает учащимся восстановить слово. [Приложение 1]

Дети работают в парах, составляют из букв слово, рассуждают

презентация слайд 2

мин

Речевая разминка

а) артикуляционная гимнастика

б) звукоподражание

в) читательская разминка

Чтобы правильно произнести звуки, нам нужно подготовить наш язычок. Сделаем упражнение для губ.

– Покажите:
– Как жужжит жук;
– Как шипит змея;
– Как рычит лев;
– Как пыхтит каша;
– Как воет волк;
– Что мы произносили?

Прочитайте те, у кого красные квадраты слоги, те, у кого желтые квадраты слоги и составьте из них слова, те, у кого зеленые квадраты - прочитайте слоги, составьте слова и предложения с этими словами.

Показывает артикуляционные упражнения «Хоботок», «Лягушки» [Приложение 2]

Предлагает выполнить задания, ведет беседу

Предлагает детям выполнить дифференцированное задание по 3 уровням. » [Приложение 3]

Выполняют артикуляционные упражнения

Выполняют задания учителя, отвечают на вопросы, обобщают

Выполняют задания учителя, читают слоги, составляют слова и предложения.

презентация, слайд 3

2 мин

2 мин

3 мин

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем.

Предлагает выполнить мозговую гимнастику «Качание головой» [Приложение 4]

Выполняют физкультминутку

 

1 мин

Изучение нового материала

а) подготовительная беседа

б) выделение звука

в) определение твердости мягкости звуков в словах

г) работа с чистоговорками

д) знакомство с буквой

Посмотрите на слайд.

- Что общего у всех нарисованных предметов?

На какие бы две группы вы разделили эти предметы?

Как можно назвать одним слово эту группу?

Где мы можем их встретить?

- А что такое зоопарк?

- Кто из вас был в зоопарке? Кого вы там видели?

- Послушайте загадки. [Приложение 5]

Выделите первый звук в слове зубр.

- Какой это звук гласный или согласный?

- Как вы определили?

- Выделите первый звук в слове зебра.

- Какой это звук гласный или согласный?

- Как вы определили?

- Давайте проверим звук з звонкий или глухой: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники»,  (закрываем руками уши) и произносим звук з, слышите шум в наушниках?

Да, значит, мы правильно определили,  звук з – звонкий.

А теперь давайте поиграем в игру «Твердый - мягкий». Если я произнесу слово с твердым звуком з – хлопают мальчики, если с мягким – хлопают девочки. [Приложение 6]

Давайте произнесем чистоговорки


 

Как называется эта буква

- На что похожа буква з

- Изобразите букву З с помощью веревочек

Ведет беседу, подводит детей к выделению нового звука

Просит дать характеристику новым звукам, организует диалог, направляет детей

Предлагает закрепить полеченные знания через игровую деятельность

Предлагает поработать с чистоговорками.

Вводит понятие буква

Отвечают на вопросы учителя, выделяют новый звук в словах.

Дают характеристику новым звукам

Определят звуки по твердости-мягкости

Работают с чистоговорками.

Отвечают на вопросы учителя, делают букву из веревочек

презентация слайд 4, 5, 6

презентация слайд 7

5 мин

2 мин

1 мин

1 мин

Физкультминутка «Зоопарк»

- Давайте отдохнем.

Предлагает выполнить физкультминутку «Зоопарк» [Приложение 7]

Выполняют физкультминутку

 

2 мин

Чтение слов и предложений с изученной буквой

а) работа в рабочей тетради

б) чтение слогов и слов

б) чтение текста. (работа с учебником)

- Откройте рабочие тетради на 34 странице. Давайте выполним первое задание: составим слово ЗООПАРК из первых букв названий животных. Соедините соответствующие точки.

- Давайте прочитаем слоги с буквой з.

- Прочитайте слова на слайде. Что у них общего?

- Как вы думаете, что обозначает эта часть?

- Откройте «Букварь» на странице 70. Давайте прочитаем текст «Зоопарк».

- Как вы думаете, о чем этот текст?

( чтение текста по цепочке)

- Когда дети ходил в зоопарк

- Кто спал у воды?

- Кто лазал по канатам?

- Кто бродил у изгороди?

Предлагает выполнить задание в рабочей тетради,

Организует прочтение слогов.

Проводит беседу

Организует прочтение текста, задает вопросы по содержанию

Коллективно дети выполняю задание в рабочей тетради,

читают слоги.

Отвечают на вопросы учителя

Читают текст по цепочке, отвечают на вопросы учителя

презентация слайд 8, 9

3 мин

3 мин

5 мин

Подведение итогов урока

- С какой новой буквой познакомились на уроке?

- Какие звуки она может обозначать?

Организует диалог

Делают выводы

 

1 мин

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вы хорошо поработали на уроке, и каждый из вас получает билет в зоопарк. Закрасьте шарик у обезьянки зеленым цветом, если вам на уроке было легко и все понятно, закрасьте желтым, если вам немножко было трудно, закрасьте красным – если у вас на уроке ничего не получалось, вам было трудно.

Организует рефлексию, раздает «билеты в зоопарк» [Приложение 8]

Осуществляют самооценку собственной деятельности

 

2 мин

Приложение 1

Т

А

Л

А

Н

Т

Ы

 

Приложение 2


 

Артикуляционная гимнастика

«Хоботок»

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю.

Губы не напряжены и расслаблены.

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

«Лягушки» (когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем).

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – и перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены….

Приложение 3

Дифференцированное задание

1 группа (красные квадраты) - прочитать на доске слоги (ко, са, ли, но, ки, ты, ра, ни, ро)

2 группа (жёлтые квадраты) - составить из слогов слова (коса, лиса, кино, ноты, нора, сани, короли, ролики, коты, киты, кони)

3 группа (зелёные квадраты) - придумать предложение с составленным словом (У девочки коса. У Вовы сани. В норе лиса. У Иры ноты.)

Приложение 4

Мозговая гимнастика «Качания головой»  

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

Приложение 5

Загадки

Бык в лесу живёт лохматый

Рогом  острым чешет дуб.

Головастый, бородатый

Сильный, быстроногий.. (зубр)

Приложение 6

Игра «Твердый – мягкий»

Если учитель произнесет слово с твердым звуком з – хлопают мальчики, если с мягким – хлопают девочки.

Обезьяна, фазан, зебра, заяц, бизон, зяблик, стрекоза, змея, землеройка

Приложение 7

Физкультминутка «Зоопарк»

Мы идём за шагом шаг,

Мы идём за шагом шаг,

Попадаем в зоопарк.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись!

Приложение 8

 

Билет

в зоопарк

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.