Методическая разработка урока литературы для 1 класса «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»
Тема: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»
ФИО Зинякова О.Е.
Место работы МОУ СШ № 6 Тутаевский МР ЯО
Должность учитель начальных классов
Предмет русский язык (обучение грамоте)
Класс 1
Дата проведения 9 декабря 2016 г
Тема и номер урока в теме тема «Алфавит», урок № 43
Базовый учебник «Букварь». Андрианова Т.М.: Издательство «Дрофа Астрель»: Москва , 2016.
Цель: знакомство с согласными звуками [з], [з] и буквой “з”
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать умение выделять звуки [з ] [ з’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами;
читать текст вслух; определять место новой буквы ; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные:
развитие знаково - символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные:
уметь осуществлять коммуникативное общение со сверстниками.
слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные:
проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Оборудование: презентация, карточки с буквами для работы в парах, веревочки, билеты для рефлексии, учебник «Букварь» Андриановой, рабочая тетрадь к «Букварю»
Структура и ход урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Использование интерактивных средств |
Время (в мин.) |
Орг. момент |
Предлагаю начать наш урок такими словами: «Учитесь … открывать» - Посмотрите, одно слово пропало. Давайте восстановим его. - Какое слово получилось? (таланты) - Как вы понимаете смысл этого выражения? - Какие таланты мы открываем в школе? |
Предлагает учащимся восстановить слово. [Приложение 1] |
Дети работают в парах, составляют из букв слово, рассуждают |
презентация слайд 2 |
мин |
Речевая разминка а) артикуляционная гимнастика б) звукоподражание в) читательская разминка |
Чтобы правильно произнести звуки, нам нужно подготовить наш язычок. Сделаем упражнение для губ. – Покажите: Прочитайте те, у кого красные квадраты слоги, те, у кого желтые квадраты слоги и составьте из них слова, те, у кого зеленые квадраты - прочитайте слоги, составьте слова и предложения с этими словами. |
Показывает артикуляционные упражнения «Хоботок», «Лягушки» [Приложение 2] Предлагает выполнить задания, ведет беседу Предлагает детям выполнить дифференцированное задание по 3 уровням. » [Приложение 3] |
Выполняют артикуляционные упражнения Выполняют задания учителя, отвечают на вопросы, обобщают Выполняют задания учителя, читают слоги, составляют слова и предложения. |
презентация, слайд 3 |
2 мин 2 мин 3 мин |
Физкультминутка |
- Давайте немного отдохнем. |
Предлагает выполнить мозговую гимнастику «Качание головой» [Приложение 4] |
Выполняют физкультминутку |
1 мин |
|
Изучение нового материала а) подготовительная беседа б) выделение звука в) определение твердости мягкости звуков в словах г) работа с чистоговорками д) знакомство с буквой |
Посмотрите на слайд. - Что общего у всех нарисованных предметов? На какие бы две группы вы разделили эти предметы? Как можно назвать одним слово эту группу? Где мы можем их встретить? - А что такое зоопарк? - Кто из вас был в зоопарке? Кого вы там видели? - Послушайте загадки. [Приложение 5] Выделите первый звук в слове зубр. - Какой это звук гласный или согласный? - Как вы определили? - Выделите первый звук в слове зебра. - Какой это звук гласный или согласный? - Как вы определили? - Давайте проверим звук з звонкий или глухой: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук з, слышите шум в наушниках? Да, значит, мы правильно определили, звук з – звонкий. А теперь давайте поиграем в игру «Твердый - мягкий». Если я произнесу слово с твердым звуком з – хлопают мальчики, если с мягким – хлопают девочки. [Приложение 6] Давайте произнесем чистоговорки
Как называется эта буква - На что похожа буква з - Изобразите букву З с помощью веревочек |
Ведет беседу, подводит детей к выделению нового звука Просит дать характеристику новым звукам, организует диалог, направляет детей Предлагает закрепить полеченные знания через игровую деятельность Предлагает поработать с чистоговорками. Вводит понятие буква |
Отвечают на вопросы учителя, выделяют новый звук в словах. Дают характеристику новым звукам Определят звуки по твердости-мягкости Работают с чистоговорками. Отвечают на вопросы учителя, делают букву из веревочек |
презентация слайд 4, 5, 6 презентация слайд 7 |
5 мин 2 мин 1 мин 1 мин |
Физкультминутка «Зоопарк» |
- Давайте отдохнем. |
Предлагает выполнить физкультминутку «Зоопарк» [Приложение 7] |
Выполняют физкультминутку |
2 мин |
|
Чтение слов и предложений с изученной буквой а) работа в рабочей тетради б) чтение слогов и слов б) чтение текста. (работа с учебником) |
- Откройте рабочие тетради на 34 странице. Давайте выполним первое задание: составим слово ЗООПАРК из первых букв названий животных. Соедините соответствующие точки. - Давайте прочитаем слоги с буквой з. - Прочитайте слова на слайде. Что у них общего? - Как вы думаете, что обозначает эта часть? - Откройте «Букварь» на странице 70. Давайте прочитаем текст «Зоопарк». - Как вы думаете, о чем этот текст? ( чтение текста по цепочке) - Когда дети ходил в зоопарк - Кто спал у воды? - Кто лазал по канатам? - Кто бродил у изгороди? |
Предлагает выполнить задание в рабочей тетради, Организует прочтение слогов. Проводит беседу Организует прочтение текста, задает вопросы по содержанию |
Коллективно дети выполняю задание в рабочей тетради, читают слоги. Отвечают на вопросы учителя Читают текст по цепочке, отвечают на вопросы учителя |
презентация слайд 8, 9 |
3 мин 3 мин 5 мин |
Подведение итогов урока |
- С какой новой буквой познакомились на уроке? - Какие звуки она может обозначать? |
Организует диалог |
Делают выводы |
1 мин |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Вы хорошо поработали на уроке, и каждый из вас получает билет в зоопарк. Закрасьте шарик у обезьянки зеленым цветом, если вам на уроке было легко и все понятно, закрасьте желтым, если вам немножко было трудно, закрасьте красным – если у вас на уроке ничего не получалось, вам было трудно. |
Организует рефлексию, раздает «билеты в зоопарк» [Приложение 8] |
Осуществляют самооценку собственной деятельности |
2 мин |
Приложение 1
Т |
А |
Л |
А |
Н |
Т |
Ы |
Приложение 2
Артикуляционная гимнастика
«Хоботок»
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаблены.
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
«Лягушки» (когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем).
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – и перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и расслаблены….
Приложение 3
Дифференцированное задание
1 группа (красные квадраты) - прочитать на доске слоги (ко, са, ли, но, ки, ты, ра, ни, ро)
2 группа (жёлтые квадраты) - составить из слогов слова (коса, лиса, кино, ноты, нора, сани, короли, ролики, коты, киты, кони)
3 группа (зелёные квадраты) - придумать предложение с составленным словом (У девочки коса. У Вовы сани. В норе лиса. У Иры ноты.)
Приложение 4
Мозговая гимнастика «Качания головой»
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
Приложение 5
Загадки
Бык в лесу живёт лохматый
Рогом острым чешет дуб.
Головастый, бородатый
Сильный, быстроногий.. (зубр)
Приложение 6
Игра «Твердый – мягкий»
Если учитель произнесет слово с твердым звуком з – хлопают мальчики, если с мягким – хлопают девочки.
Обезьяна, фазан, зебра, заяц, бизон, зяблик, стрекоза, змея, землеройка
Приложение 7
Физкультминутка «Зоопарк»
Мы идём за шагом шаг,
Мы идём за шагом шаг,
Попадаем в зоопарк.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!
Приложение 8
Билет в зоопарк |