Урок литературного чтения в 1 классе на тему «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах»

0
0
Материал опубликован 7 March 2022

Тема: Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

Цель: Совершенствовать знания о гласных звуках;

показать роль букв для гласных в слове;

обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;

учить созданию рассуждения.

-развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.

Тип урока: Решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся:

различать в слове гласные звуки по их признакам;

различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки;

определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове;

соотносить количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я;

узнавать способы пополнения словарного запаса русского языка.

получат возможность научиться: объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность):

познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения ре­зультата;

коммуникативные - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вес­ти диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Методы и формы обучения: Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая работа.


Ход урока

I.Орг.момент

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Сегодня, как и всегда потребуется ваше внимание. Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках. А о чём пойдёт речь, узнаете позже. 
II. Мотивация познавательной деятельности.

Отгадайте загадки.


1) К людям часто прихожу,

Там съестное всё ищу,

Что не спрятали, найду,

Съем, но прежде всполосну!

(Енот)


3) Есть такой моряк на флоте:

Не матрос ещё пока,

Но подучится и будет

С морем дружен на века. (ЮНГА)


2) Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)


4) Дорогой Червячок!
Ты не кушай мой бочок.
Я достанусь Ребятишкам.
Непоседам, Шалунишкам!
(Яблоко.)

Первые буквы отгадок выставляются по порядку.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на отгадки, обратите внимание на заглавные буквы. Что вы можете о них сказать? Как мы их называем? А почему?

Чему будем учиться на уроке? Какую цель ставим себе на урок.

IV. Организация познавательной деятельности.

Сейчас отправляемся в путешествие на остров Звуков. Чтобы путешествовать, нужен транспорт. Посмотрите на названия и выберите подходящий к теме нашего урока транспорт.
Катер, яхта, поезд.

На яхте есть приз, но чтобы его получить, нужно выполнить задания.
1) Рассмотрите картинки, найдите буквы, с которыми мы сегодня работаем – ваша задача определить, как влияет место положение данных букв на количество звуков, которые они обозначают.

1 команда – юбка, ящерица, ёлка (в начале слова- 2 звука).

2 команда – змея, заяц, индеец (после гласной – 2 звука).

3 команда – ружьё, платье, семья (после ь – 2 звука).

4 команда – ключ, звезда, цыплёнок (после согласного – 1 звук).


- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 1 команды? (В начале слова.)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 2 команды? (После гласных.)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 3 команды? (После разделительного Ь.)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 4 команды? (после согласных)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.)

2. Вывод.

- Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (Если они стоят в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ.)


2) Транскрипция – выберите правильный вариант.

1 команда – ёлка [ёлка] [ й’олка] [ ёлк’а] [ й’олк’а]

2 команда – заяц [зай’ац] [заяц] [з’аяц] [з’ай’ац]

3 команда – семья [с’эмья] [сем’й’а] [с’эм’я] [с’эм’й’а]

4 команда – звезда [зв’эзда] [звезда] [звй’эзда] [звэзд’а]

3) Выделите корень и окончание в однокоренных словах.

1 команда – ёлка – ель, ёлочка, ельник, ёлочные, еловая.

2 команда – заяц – зайчик, зайчиха, заячьи, зайка.

3 команда – семья – семейка, семейный, семьянин,

4 команда – звёздочка, звездопад, звёздный, звездочёт.


V. физминутка

VI. Продолжение работы по теме.

4) Составьте словосочетание с заданным словом – удалите все не подходящие слова-признаки.

1 команда – ёлка (красная, вкусная, пуховая, колючая).

2 команда – заяц (кислый, синий, длинноухий, трудный).

3 команда – семья (дружная, бумажная, солёная, серая ).

4 команда – звезда (яркая, зелёная, твёрдая, сладкая).



5) Составьте предложение с заданным словосочетанием.


6) Распределите слова в 2 столбика: 1) – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, яма, река.



1 - Мёд, лес, тень, люди, река.

2 - еда, якорь, каюта, ёлка, вьюга, льёт, яма.

Дополнительно: Упражнение на внимание.

Возьмите у себя на парте карточку. В течение 1 минуты вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.


Мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк


- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.)

- Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец)

- Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)

- А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.)

- Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А])

- Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.)

VII. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. Путешествие быстро не заканчивается, и на следующем уроке его продолжим. Давайте подведём итоги. 

Какую роль могут выполнять буквы Е Ё Ю Я?

Сегодня на уроке я учился ……

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня на уроке я запомнил …..

Сегодня на уроке мне понравилось…..

Оцените свою работу. Наполните сосуд успеха.





























Анализ урока обучению грамоте: : Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

Учитель начальных классов: Ляхова В. Г.

1.1.Определение целей и задач урока по конспекту.

Тема урока: Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

  Цель урока:

Совершенствовать знания о гласных звуках;

показать роль букв для гласных в слове;

обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;

учить созданию рассуждения.

-развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.


3. Задачи урока:

различать в слове гласные звуки по их признакам;

различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки;

определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове;

соотносить количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я;

узнавать способы пополнения словарного запаса русского языка.

получат возможность научиться: объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.



Учитель привлекает учащихся к определению целей урока

1


Структура урока соответствует его типу

1


Форма организации учебной деятельности учащихся соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

1


Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям и доступен для понимания

1


Ученики осознано отвечают на вопросы

1


Наличие работы по формированию УУД на уроке:

-регулятивных

-познавательных

-коммуникативных

1


Учитель рационально использует дидактический материал

1


Учитель рационально использует доску, чётко ведёт записи на ней

1


Учитель создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия и благоприятного психологического климата на уроке

1


Учитель стимулирует деятельность учеников, даёт установки, комментирует ответы детей, устанавливает связь с этапами урока

1


Учитель использует возможности для взаимопроверки и самопроверки при выполнении самостоятельных и практических работ

1


Учитель рационально распределяет время, наблюдается смена видов деятельности

1


Контроль за деятельностью обучающихся эффективен

1


Учитель использует элементы здоровьесберегающих технологий

1


Правила охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися соблюдаются

1


Наличие рефлексии

1


Наличие межпредметных связей

1


Итог урока подведён

1


Данный урок – урок решение частных задач. Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.

Задачи данного урока:

создать условия для знакомства с буквами Е, Ё, Ю, Я и их функциями в словах; познакомить с буквами Е, Ё, Ю, Я; научить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Данные задачи взаимосвязаны друг с другом, подчинены дидактической цели урока.

При проведении урока были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся класса. По этой причине акцент в уроке сделан на чтение и выявление функций изучаемых букв в словах а так же на развитие фонематического слуха. Урок был построен с учетом психологических особенностей первоклассников, использовались приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр. Все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

Для проведения урока использовались следующие методы:

- словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);

- наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль)

- иллюстрации к тексту;

- практические (выполнение упражнений разной степени сложности).

Использовался дидактический материал – слоговые таблицы; карточки; разрезные схемы для фонетического анализа слова.

Для развития навыков сотрудничества использовались приемы работы в паре.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.