Урок литературного чтения в 1 классе на тему «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах»
Тема: Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.
Цель: Совершенствовать знания о гласных звуках;
показать роль букв для гласных в слове;
обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;
учить созданию рассуждения.
-развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию
-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.
Тип урока: Решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся:
• различать в слове гласные звуки по их признакам;
• различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки;
• определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове;
• соотносить количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я;
• узнавать способы пополнения словарного запаса русского языка.
получат возможность научиться: объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность):
познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Методы и формы обучения: Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая работа.
Ход урока
I.Орг.момент
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
Сегодня, как и всегда потребуется ваше внимание. Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках. А о чём пойдёт речь, узнаете позже.
II. Мотивация познавательной деятельности.
Отгадайте загадки.
1) К людям часто прихожу,
Там съестное всё ищу,
Что не спрятали, найду,
Съем, но прежде всполосну!
(Енот)
3) Есть такой моряк на флоте:
Не матрос ещё пока,
Но подучится и будет
С морем дружен на века. (ЮНГА)
2) Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
4) Дорогой Червячок!
Ты не кушай мой бочок.
Я достанусь Ребятишкам.
Непоседам, Шалунишкам! (Яблоко.)
Первые буквы отгадок выставляются по порядку.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на отгадки, обратите внимание на заглавные буквы. Что вы можете о них сказать? Как мы их называем? А почему?
Чему будем учиться на уроке? Какую цель ставим себе на урок.
IV. Организация познавательной деятельности.
Сейчас отправляемся в путешествие на остров Звуков. Чтобы путешествовать, нужен транспорт. Посмотрите на названия и выберите подходящий к теме нашего урока транспорт.
Катер, яхта, поезд.
На яхте есть приз, но чтобы его получить, нужно выполнить задания.
1) Рассмотрите картинки, найдите буквы, с которыми мы сегодня работаем – ваша задача определить, как влияет место положение данных букв на количество звуков, которые они обозначают.
1 команда – юбка, ящерица, ёлка (в начале слова- 2 звука).
2 команда – змея, заяц, индеец (после гласной – 2 звука).
3 команда – ружьё, платье, семья (после ь – 2 звука).
4 команда – ключ, звезда, цыплёнок (после согласного – 1 звук).
- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 1 команды? (В начале слова.)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 2 команды? (После гласных.)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 3 команды? (После разделительного Ь.)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 4 команды? (после согласных)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.)
2. Вывод.
- Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (Если они стоят в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ.)
2) Транскрипция – выберите правильный вариант.
1 команда – ёлка [ёлка] [ й’олка] [ ёлк’а] [ й’олк’а]
2 команда – заяц [зай’ац] [заяц] [з’аяц] [з’ай’ац]
3 команда – семья [с’эмья] [сем’й’а] [с’эм’я] [с’эм’й’а]
4 команда – звезда [зв’эзда] [звезда] [звй’эзда] [звэзд’а]
3) Выделите корень и окончание в однокоренных словах.
1 команда – ёлка – ель, ёлочка, ельник, ёлочные, еловая.
2 команда – заяц – зайчик, зайчиха, заячьи, зайка.
3 команда – семья – семейка, семейный, семьянин,
4 команда – звёздочка, звездопад, звёздный, звездочёт.
V. физминутка
VI. Продолжение работы по теме.
4) Составьте словосочетание с заданным словом – удалите все не подходящие слова-признаки.
1 команда – ёлка (красная, вкусная, пуховая, колючая).
2 команда – заяц (кислый, синий, длинноухий, трудный).
3 команда – семья (дружная, бумажная, солёная, серая ).
4 команда – звезда (яркая, зелёная, твёрдая, сладкая).
5) Составьте предложение с заданным словосочетанием.
6) Распределите слова в 2 столбика: 1) – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,
2) - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Мёд, еда, якорь, каюта, лес, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, яма, река.
1 - Мёд, лес, тень, люди, река.
2 - еда, якорь, каюта, ёлка, вьюга, льёт, яма.
Дополнительно: Упражнение на внимание.
Возьмите у себя на парте карточку. В течение 1 минуты вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.
Мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк
- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.)
- Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец)
- Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)
- А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.)
- Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А])
- Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.)
VII. Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. Путешествие быстро не заканчивается, и на следующем уроке его продолжим. Давайте подведём итоги.
Какую роль могут выполнять буквы Е Ё Ю Я?
Сегодня на уроке я учился ……
Сегодня на уроке я научился….
Сегодня на уроке я запомнил …..
Сегодня на уроке мне понравилось…..
Оцените свою работу. Наполните сосуд успеха.
Анализ урока обучению грамоте: : Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.
Учитель начальных классов: Ляхова В. Г.
1.1.Определение целей и задач урока по конспекту.
Тема урока: Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.
Цель урока:
Совершенствовать знания о гласных звуках;
показать роль букв для гласных в слове;
обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;
учить созданию рассуждения.
-развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию
-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.
3. Задачи урока:
различать в слове гласные звуки по их признакам;
• различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки;
• определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове;
• соотносить количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я;
• узнавать способы пополнения словарного запаса русского языка.
получат возможность научиться: объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.
Учитель привлекает учащихся к определению целей урока
1
Структура урока соответствует его типу
1
Форма организации учебной деятельности учащихся соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
1
Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям и доступен для понимания
1
Ученики осознано отвечают на вопросы
1
Наличие работы по формированию УУД на уроке:
-регулятивных
-познавательных
-коммуникативных
1
Учитель рационально использует дидактический материал
1
Учитель рационально использует доску, чётко ведёт записи на ней
1
Учитель создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия и благоприятного психологического климата на уроке
1
Учитель стимулирует деятельность учеников, даёт установки, комментирует ответы детей, устанавливает связь с этапами урока
1
Учитель использует возможности для взаимопроверки и самопроверки при выполнении самостоятельных и практических работ
1
Учитель рационально распределяет время, наблюдается смена видов деятельности
1
Контроль за деятельностью обучающихся эффективен
1
Учитель использует элементы здоровьесберегающих технологий
1
Правила охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися соблюдаются
1
Наличие рефлексии
1
Наличие межпредметных связей
1
Итог урока подведён
1
Данный урок – урок решение частных задач. Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.
Задачи данного урока:
создать условия для знакомства с буквами Е, Ё, Ю, Я и их функциями в словах; познакомить с буквами Е, Ё, Ю, Я; научить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Данные задачи взаимосвязаны друг с другом, подчинены дидактической цели урока.
При проведении урока были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся класса. По этой причине акцент в уроке сделан на чтение и выявление функций изучаемых букв в словах а так же на развитие фонематического слуха. Урок был построен с учетом психологических особенностей первоклассников, использовались приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр. Все этапы урока были взаимосвязаны между собой.
Для проведения урока использовались следующие методы:
- словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);
- наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль)
- иллюстрации к тексту;
- практические (выполнение упражнений разной степени сложности).
Использовался дидактический материал – слоговые таблицы; карточки; разрезные схемы для фонетического анализа слова.
Для развития навыков сотрудничества использовались приемы работы в паре.