Буквы И-Ы после Ц

2
0
Материал опубликован 19 September

Разработка урока русского языка в 5 классе


Учитель русского языка и литературы: Герасименко В.С.



10.12.2020 г.

Урок №82 «Буквы И-Ы после Ц»


Цели урока:

Образовательная: закрепить навыки правописания Ы и И после Ц;

Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся;

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, навыки контроля и самоконтроля;


Оборудования: книги, тетради, презентация к уроку «Буквы И-Ы после Ц», компьютер, мультимедийный проектор или интерактивная доска.



Ход урока

Организационный момент.


Проверка домашнего задания.


1.Беседа о правописании приставок.

Вопросы:

Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?

Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.

Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.

2. Словарный диктант на закрепление изученной орфограммы.

Бесчувственный, бесшумный, бездумный, расстановка, безжизненный, сжигать, восстановление, сделать, рассердиться, разделить, воздать, распределить.


Буквы и – ы после ц в значимых частях слова.


1. Изучение орфограммы (с. 116).

2. Работа над закреплением правил и условий правильного выбора написания орфограммы по схеме «Ци или цы».

ци или цы?

t1726701260aa.png

ци

t1726701260ab.png


цы

t1726701260ab.png

t1726701260ac.png

на -ция


t1726701260ad.png

t1726701260ae.png

Исключения: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

3. Обозначение орфограммы и условия выбора правильного написания – практикум (упражнения 351, 352, 353).

4. Подбор слов с изученной орфограммой по орфографическому словарю.

5. Составление таблицы «Гласные и – ы после ц», заполнение ее примерами из упражнений.

6. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с орфограммой «Буквы и – ы после ц».

Буква Ц

Есть слово, где ц в начале,

Где – в середине, где – в конце.

Цапля ход..т по б..лоту,

Ждут пт..нц.. её в гн..зде.

Ц..рк откро..тся в су..оту,

Вот приехали б..рц.. .

В цех явились на р..боту

М..лодые кузнец.. .

В каждой строчке буква ц,

Словно камушек в кольце.

И в ц..плятах, на крыльце

Тоже есть две буквы ц.

Л. Дьяконов

7. Сделайте фонетический разбор слова крыльцо.


Подберите синоним.


Основной Закон государства (конституция); точная выдержка из какого-либо текста (цитата); прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть); инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль); систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция); плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые); бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).


Итог урока.


Учитель. Проведем игру «Кто больше?».

Описание: доска разделена на три части по количеству рядов. По команде учителя представители от каждого ряда в своей части доски должны подобрать и написать слова на -ция. Побеждает тот ряд, который быстрее и больше запишет слов на изученную орфограмму.


Домашнее задание: параграф 45, упражнения 354–355, подготовиться к контрольной работе по орфографии.





























Самоанализ урока.


Учитель:Герасименко Валентина Сергеевна

Класс: 5

Количество присутствующих: 21 из 23

Тема урока: Буквы ы-и после ц

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная: закрепить навыки правописания Ы и И после Ц;

Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся;

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, навыки контроля и самоконтроля;

Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникативные, информационно-коммуникативные технологии такие как:

- работа с интерактивной доской

- работа с тренажерами;

Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

Данный урок по теме «Буквы ы-и после ц» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, так как направлен на изучение правописания имен существительных и прилагательных.

В ходе урока были учтены возможности данного класса. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Для психолого-педагогической поддержки в уроке использовала тематику «Олимпиада в Сочи», «Год культуры в РФ», способствующие развитию речи, памяти, внимания, т. е. способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена работа по развитию психологических процессов:

Речи:

Словарная работа

Актуализация знаний (выполнение упражнений и заданий в карточках, тест).

Физкультминутка.

Изучение нового материала (работа на тренажерах, устное выполнение задания).

Закрепление изученного (работа с учебником, со слайдами).

Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).


Памяти:

Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).

Словарная работа.

Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о суффиксах).

Физкультминутка.

Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).


Мышления:

Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.

Физкультминутка.

Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).

Закрепление изученного (творческое задание)

Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).

Рефлексия.


В течении всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся.

Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у учащихся ответственность за свою деятельность.

По коммуникативному развитию учащихся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы учащиеся в течении всего урока общались, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала учащихся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право учащихся на ошибку и право на творчество.

Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.