Буквы И-Ы после Ц
Разработка урока русского языка в 5 классе
Учитель русского языка и литературы: Герасименко В.С.
Урок №82 «Буквы И-Ы после Ц»
Цели урока:
Образовательная: закрепить навыки правописания Ы и И после Ц;
Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся;
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, навыки контроля и самоконтроля;
Оборудования: книги, тетради, презентация к уроку «Буквы И-Ы после Ц», компьютер, мультимедийный проектор или интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1.Беседа о правописании приставок.
Вопросы:
– Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?
– Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.
– Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.
2. Словарный диктант на закрепление изученной орфограммы.
Бесчувственный, бесшумный, бездумный, расстановка, безжизненный, сжигать, восстановление, сделать, рассердиться, разделить, воздать, распределить.
Буквы и – ы после ц в значимых частях слова.
1. Изучение орфограммы (с. 116).
2. Работа над закреплением правил и условий правильного выбора написания орфограммы по схеме «Ци или цы».
ци или цы?
ци | цы | |||||
| на -ция |
|
|
Исключения: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.
3. Обозначение орфограммы и условия выбора правильного написания – практикум (упражнения 351, 352, 353).
4. Подбор слов с изученной орфограммой по орфографическому словарю.
5. Составление таблицы «Гласные и – ы после ц», заполнение ее примерами из упражнений.
6. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с орфограммой «Буквы и – ы после ц».
Буква Ц
Есть слово, где ц в начале,
Где – в середине, где – в конце.
Цапля ход..т по б..лоту,
Ждут пт..нц.. её в гн..зде.
Ц..рк откро..тся в су..оту,
Вот приехали б..рц.. .
В цех явились на р..боту
М..лодые кузнец.. .
В каждой строчке буква ц,
Словно камушек в кольце.
И в ц..плятах, на крыльце
Тоже есть две буквы ц.
Л. Дьяконов
7. Сделайте фонетический разбор слова крыльцо.
Подберите синоним.
Основной Закон государства (конституция); точная выдержка из какого-либо текста (цитата); прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть); инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль); систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция); плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые); бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).
Итог урока.
Учитель. Проведем игру «Кто больше?».
Описание: доска разделена на три части по количеству рядов. По команде учителя представители от каждого ряда в своей части доски должны подобрать и написать слова на -ция. Побеждает тот ряд, который быстрее и больше запишет слов на изученную орфограмму.
Домашнее задание: параграф 45, упражнения 354–355, подготовиться к контрольной работе по орфографии.
Самоанализ урока.
Учитель:Герасименко Валентина Сергеевна
Класс: 5
Количество присутствующих: 21 из 23
Тема урока: Буквы ы-и после ц
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная: закрепить навыки правописания Ы и И после Ц;
Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся;
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, навыки контроля и самоконтроля;
Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникативные, информационно-коммуникативные технологии такие как:
- работа с интерактивной доской
- работа с тренажерами;
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.
Данный урок по теме «Буквы ы-и после ц» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, так как направлен на изучение правописания имен существительных и прилагательных.
В ходе урока были учтены возможности данного класса. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Для психолого-педагогической поддержки в уроке использовала тематику «Олимпиада в Сочи», «Год культуры в РФ», способствующие развитию речи, памяти, внимания, т. е. способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена работа по развитию психологических процессов:
Речи:
➢ Словарная работа
➢ Актуализация знаний (выполнение упражнений и заданий в карточках, тест).
➢ Физкультминутка.
➢ Изучение нового материала (работа на тренажерах, устное выполнение задания).
➢ Закрепление изученного (работа с учебником, со слайдами).
➢ Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).
Памяти:
➢ Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).
➢ Словарная работа.
➢ Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о суффиксах).
➢ Физкультминутка.
➢ Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).
Мышления:
➢ Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.
➢ Физкультминутка.
➢ Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).
➢ Закрепление изученного (творческое задание)
➢ Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).
➢ Рефлексия.
В течении всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся.
Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у учащихся ответственность за свою деятельность.
По коммуникативному развитию учащихся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы учащиеся в течении всего урока общались, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала учащихся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право учащихся на ошибку и право на творчество.
Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.