Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы -н- и -нн- в причастиях»
Конспект открытого урока, проведённого в 6 классе
ТЕМА
Буквы -н- и -нн- в причастиях
Цели:
Обучающие:
изучение правил написания «Н и НН в суффиксах причастий»;
сформирование навыков умения различать отглагольные прилагательные и причастия.
Развивающие:
развитие у обучающихся логического мышления и творческих способностей;
развитие умения анализировать полученный материал и применять его на практике.
Воспитательные:
воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи; воспитание положительного и внимательного отношения к русскому и родному (чувашскому языку).
Словарная работа: взлелеянный – выращенный, воспитанный любовно, с нежностью и заботой ( юратса пăхса ӱстернĕ); продемонстрированный – показанный (ыттисен умĕнче кăтартнă); разгороженный- отделённый (мĕнрен те пулин уăрса пӱлнĕ); признанный – известный, знаменитый (чапа тухса палăрнă); поклажа – груз, багаж (çĕклем, тиев).
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Мотивация
- Добрый день, уважаемые шестиклассники. Сегодня на уроке снова поговорим о причастиях, но о чем же именно, вы сами ответите по ходу урока.
II. Проверка домашнего задания
- Сначала нам предстоит проверить домашнее задание. Для этого поиграем в игру «Верю – не верю».
- Перед вами вопросы, которые требуют конкретного ответа – ДА или НЕТ.
А. Игра «Верю – не верю»
1. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ? (нет)
2. Причастный оборот - это причастие + главное слово. ДА? НЕТ? (нет)
3. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ? (нет)
4. –НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ? (да)
5. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ? (да)
6. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ? (да)
7. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется-Н-. ДА? НЕТ? (да)
Самопроверка. Ключ: ДА: 4, 5, 6, 7 НЕТ: 1, 2, 3
Б. Работа по орфографии
1. Тест «Правописание причастий» (распечатка заданий на каждом столе)
1. В словах какого ряда пишется Е?
А) выкач..нный воздух, ставни затвор..ны
Б) брош..нный, вывороч..нный
В) сказ..нное, взлеле..нный
Г) продемонстриров..нный, разгорож..нный
2. В словах какого ряда пишется А?
А) узн..нный, заброш..нный
Б) прикле_нны.., связ..нный
В) асфальтиров_нный, призн_нный
Г) постриж..нный, выкач..нное колесо
Самопроверка. Ключ: 1) Б 2) В.
III. Изучение нового материала
- С заданиями мы справились. А теперь обратите внимание на доску. Здесь даны слова, которые внешне одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?
Печёные пироги, печённые в духовке пироги, испечённые пироги.
- Мы не можем ответить пока на этот вопрос. И как вам кажется, что же мы будем сегодня изучать? Какая тема нам предстоит?
(- Мы будем говорить об –н- и –нн- в причастиях. Тема: «Буквы -н- и -нн- в причастиях».)
- Значит, откроем тетради, напишем сегодняшнюю дату и тему урока.
- Далее мы перейдем к изучению нового материала, а для этого займёмся самостоятельной исследовательской работой.
А. Исследовательская работа (распечатка заданий на каждом столе)
- Перед вами задания, работу надо выполнить на этих же листочках.
1 группа. Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание - н- и –нн-.
Сушеные фрукты, печеная ватрушка, выполненные задания, оставленные дома, глаженое платье, крашеная скамья, сказанная речь, купленная книга, обретенный дар, беленая скатерть.
Ответы: совер. в. – выполненные, оставленные, сказанная, купленная, обретённый;
несов. в.- сушёные, печёная, глаженое, крашеная, белёная.
2 группа. Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание -н- и –нн-.
Резаный картон – изрезанный картон
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканое изделие – вытканное изделие
Пиленые дрова – распиленные дрова
3 группа. Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика. Объясните написание -н- и –нн-.
Жареный картофель - жаренный в масле картофель
Путаный след – путанный охотниками след
Груженые верблюды – груженые поклажей верблюды
Соленая рыба – соленная дедом рыба
- Славно потрудились и с этими заданиями тоже справились. Молодцы! Давайте подведем итог нашего исследования. К каким же результатам мы пришли? (Ученики сначала устно делают выводы, затем знакомятся с таблицей).
В причастиях пишется –Н- если: | В причастиях пишется –НН- если: |
1. Образованы от глагола несовершенного вида (штопаные – что делать? штопать) 2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет) 3.Нет зависимого слова (штопаные варежки) Кроме того, 4. пишется –Н- в суффиксах кратких страдательных причастий: украшены, сорваны, собраны. | 1. Образованы от глагола совершенного вида (выполненное – что сделать? выполнить). Это полные страдательные причастия. 2. Есть приставка (ЗАштопанные варежки) 3. Есть зависимое слово (заштопанные БАБУШКОЙ варежки) |
- Я думаю, что вы уже можете объяснить написание данных на доске слов. Как по-вашему, в чём же заключается секрет?
Печёные пироги, печённые в духовке пироги, испечённые пироги.
- Ответы:
1)В причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида пишется –н-.
2)Если причастие имеет зависимые слова или приставку, кроме НЕ- ,то в нём пишется
–нн-.
-Молодцы, сами пришли к правильному выводу. Но всё же мы должны знать, что: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный.
Физкультминутка.
- Нам пора уж немного отдохнуть и провести физминутку, но не обычную, а лингвистическую.
- Итак, я буду произносить отыменные прилагательные и причастия. Если услышите причастие (1), то выполните наклоны вперёд-назад, если же - отыменное прилагательное (2), то сделайте наклоны вправо-влево.
Соловьиный (2), деревянный (2), прочитан (1), полученный (1), произведённый (1), сделанный (1), туманный (2).
(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями).
IV. Закрепление изученного.
- Далее обратимся к нашему учебнику. На с. 179 находим правило, в нём говорится, что после шипящих под ударением в суффиксах причастий пишется буква –Ё- : сожжЁнный (суффикс –ЁНН-, ударение падает на –Ё-), обречЁнный (суффикс –ЁНН-, ударение падает на –Ё-). Давайте и мы подберём примеры: приручЁнный, обретЁнный.
- Чтобы закрепить новый материал, выполним задания. Перед вами упр. 453, спишите его, вставьте пропущенные суффиксы причастий, обозначьте эти морфемы, причастия подчеркните как члены предложения. Из текстов выписывайте те предложения, в которых пропущены суффиксы.
- Сейчас перейдём к упражнениям, заданным на листочках. (Распечатка заданий на каждом столе). Выполним работу в тетрадях.
Задание 1. Спишите, раскрывая скобки.
Однажды, в студе(н,нн)ую зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. (Некр.) Птицы изредка прилетали поглядеть, не уехали ли непроше(н,нн)ые гости. (Чех.) Наверху свисали с разных сторон черные лома(н,нн)ые стропила.(Ю.Ол.) На вершине пологого холма посеребрё(н,нн)ым морем раскинулась спелая рожь. (Тург.) Мы сорвали несколько гроздей схваче(н,нн)ой морозом красной рябины. (Акс.) Запуше(н,нн)ые инеем, обмерзшие ледя(н,нн)ыми сосульками бежали мужики за обозами. (Акс.) Двор, некогда украше(н,нн)ый цветниками, обращен был в некоше(н,нн)ый луг, на котором паслась опутан(н,нн)ая лошадь. (А.Пуш.) Ни мече(н,нн)ого, ни сече(н,нн)ого, ни варе(н,нн)ого, ни толче(н,нн)ого. (Посл.).
Задание 2. Напишите небольшой текст, используя причастия с –н- и –нн-.
Задание 3. В таблицах, среднем столбце, проставьте –н- или –нн-.
рассказа лома незва газирова взволнов слома варе
сваре румя завоёва
| | ые истории ая линия ый гость ая вода ый голос ый стул ое в кастрюле мясо ый суп ое яблоко ая площадка |
нареза сорва сушё реза фарширова консервирова смеша чище обезжире съеде
| | ый дольками ый с дерева ый банан ый кружочком ый мясом перец ый ананас ый с мандаринами салат ая груша ый кефир ый гостями кекс |
V. Домашнее задание.
- Из произведений Л.Н.Толстого «Детство» и «Бедные люди» выпишите 6 предложений со словами, содержащими изученные на сегодняшнем уроке орфограммы.
VI. Рефлексия.
- Оценивая свою активность на уроке, работоспособность, умение добиваться ответов на поставленные вопросы, обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VII. Выставление оценок обучающимся.