Урок русского языка в 5 классе «Буквы О и Ё после шипящих в корне»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Школа №17" города Феодосия"
Конспект урока Русский язык 5 класс: правописание -О-//-Е-//-Ё- после шипящих
на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне»
Автор: учитель русского языка и литературы Згодько Людмила Анатольевна
Тема урока: | Буквы О и Ё после шипящих в корне |
Базовый учебник: | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. М. Рыбченкова. Москва: Издательство «просвещение», 2015 г. |
Цели | Личностные: - способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа; - способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения; -строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - адекватно воспринимать устную и письменную речь Регулятивные - формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника - планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; - осуществлять самоконтроль, самооценку Предметные - сформировать у учащихся понятие о правописании О - Ё в корне слова после шипящих, алгоритм использования правила - содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы опираться на морфемно - словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения проблем |
Тип урока. | Урок усвоения новых знаний https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/lesson-77115 |
Формы работы учащихся. | Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре. Деятельность учителя Ссылки на карточки Учи.ру |
Необходимое техническое оборудование. | https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/lesson-77115 презентация https://uchiru-static-files.s3.amazonaws.com/b2t/online/rus_5_16.pdf |
Структура и ход урока
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат | ||||||
Этап 1. Организационный этап | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Откройте тетради, запишите число и "Классная работа". Создание ситуации для психологического настроя обучающихся https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/lesson-77115 Изучаемые термины: шипящий звук, однокоренное слово, орфограмма, части слова. В уроке содержатся интерактивные задания, которые помогут ученику: получить представление о правописании гласных О/Ё после шипящих звуков в слове и научиться применять это правило на практике; развить орфографическую зоркость; изучить словарное слово шоколад. Проверочные работы позволят быстро оценить уровень сформированности знаний по теме. Варианты проверочной работы можно распечатать или раздать на Учи.ру для автоматической проверки. | Личностные УД: Самооценка готовности к уроку. Учащиеся включаются в учебную деятельность. | Учебно-познавательный интерес к данному уроку. | ||||||
Этап 2. Мотивационный этап | Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока | Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа): - Просмотрите упражнения раздела. Какие орфографические правила вы изучали в предыдущих разделах учебника? Какие являются новыми? Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить буквы в словах. (На доске скороговорки) У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше. Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ…. В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж…. Волки рыщ…т, пищ… ищ…т. Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели. - На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? (шипящие Ж Ш Ч Щ) - Вот они все в одной скороговорке. Читаем: Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща. -Назовите (обозначаем). Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма. - Какие правила связаны с шипящими согласными? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу) Послушайте шуточный рассказ. По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.. - Предположите, какова тема урока? -О чем мы будем с вами говорить на этом уроке? -Какова тема сегодняшнего урока? (Запись темы) | Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы. Познавательные: доказательства. Фронтальная работа. Приводят свои варианты цели и задач урока. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока. | Личностные: Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности Метапредметные УД: Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели. | ||||||
Этап 3. Актуализация знаний | Уточнение написания о-ё после шипящих в коне слова | Посмотрите на доску. Вычислите. Кто выполнит – поднимает руку. Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, в которых они могут быть найдены. Предлагает найти существенные признаки, определяющие условия написания слов, сделать вывод о правописании гласных о- ё в корнях слов. 1) 1. Работа с таблицей Буквы ё и о после шипящих в корне
–Посмотрите на таблицу. – Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Под ударением пишется Ё в корнях слов, где ударному звуку о в однокоренных словах или формах слов соответствует безударный или ударный гласный, передаваемый буквой Е) – А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) - Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет) - А что же за слова с правой стороны? – Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о - ё после шипящих? –Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 70 (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы. Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет. 2. Слова-исключения. – Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет в нашем языке однокоренных пар с гласной е в корне слова, поэтому в них пишется о. - -Значение всех слов нам понятно? Предлагаем обучающимся найти значение слов джоуль, артишок в толковом словаре 3. Слова иноязычного происхождения - Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих. Жокей - наездник на скачке. Крюшон – прохладительный напиток. Вывод: - Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. 4. Наблюдение. Что? Что сделал? ожог на руке – ожёг руку поджог сарая _ поджёг сарай - От чего зависит написание о – ё в корне слова? Вывод: от того, какой частью речи является слово. У существительных в корне пишем О, у глагола – Ё. 5. Алгоритм - Посмотрите на карточки. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм. Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о- ё в корнях слов . Алгоритм 1. Определю часть слова. 2. Если в корне, поставлю ударение. 3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением. 4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О. 5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении. 6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения - Е. 7. Если не чередуется - О. Предлагает проверить свою работу по записи на доске. 6. Работа с учебником: выполнить упр.148,150. Организует работу с учебниками, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы | Познавательные УД: Устная работа по заявленным вопросам; работа с учебником; выполнение практических упражнений Регулятивные УД: Работа в группах Коммуникативные УД: Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся. Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ Карточки https://uchi.ru//teachers/cards/262503 Карточкиhttps://uchi.ru//teachers/cards/262504 Карточки https://uchi.ru//teachers/cards/262505 Карточки «Учим словарные слова» https://uchi.ru//teachers/cards/262506 Работа с заданиями от Учи.ру на интерактивной доске Физкультминутка | Предметные : 2.Безошибочное написание корней с гласными о-ё Метапредметные: 1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания | ||||||
Этап 4. Закрепление материала | Закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова | 1. Работа в паре. Упражнение 90. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне». Проверка. 2.Выполнение небольшого теста «Найди ошибку». а) жолтый б) решотка в) чёрточка г) жёнглёр д) жокей е) шорох ж) крыжовник з) шопот ( а б г з) Теперь давайте возьмём в руки планшеты и каждый самостоятельно выполнит задания. | Познавательные УД: Выполнение задания. Групповая работа. Индивидуальная работа. Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока. | Личностные: 1.Успешно выполненные задания. 2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. | ||||||
Этап 5. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что было не понятно? Какое задание было самым сложным для вас? Предлагает ответить на вопросы - Какой из этапов урока вызвал затруднение? - Что помогло решить проблему? - Над чем еще надо поработать? -Ответьте, используя незаконченное предложение. • Для меня было важным и интересным… • По этому вопросу я получил разъяснение… • Мне было трудно (почему)… • Моя оценка атмосферы на уроке… • Для меня было недостаточно… ИЛИ Какую цель ставили перед собой? | Личностные: Самостоятельно выбрать тему домашней работы. Развитие регулятивных УД. Выполнить все требования к домашней работе Коммуникативные: Обсудить возникающие затруднения по домашней работе | Личностные: 1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности 2.Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | ||||||
Этап 6. Домашнее задание | Домашнее задание | |