Урок русского языка в 5 классе «Буквы О и Ё после шипящих в корне»

4
0
Материал опубликован 6 November 2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Школа №17" города Феодосия"

Конспект урока Русский язык 5 класс: правописание -О-//-Е-//-Ё- после шипящих

на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне»

Автор: учитель русского языка и литературы Згодько Людмила Анатольевна

Тема урока:

Буквы О и Ё после шипящих в корне

Базовый учебник:

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. М. Рыбченкова.

Москва: Издательство «просвещение», 2015 г.

Цели

Личностные:

- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа;

- способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения;

-строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми;

- адекватно восприни­мать устную и письменную речь

Регулятивные

- формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника

- планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять ее;

- осуществлять самоконтроль, самооценку

Предметные

- сформировать у учащихся понятие о правописании О - Ё в корне слова после шипящих, алгоритм использования правила

- содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы

опираться на морфемно - словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова

использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения проблем

Тип урока.

Урок усвоения новых знаний https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/lesson-77115

Формы работы учащихся.

Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре. Деятельность учителя Ссылки на карточки Учи.ру

Необходимое техническое оборудование.

https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/lesson-77115

презентация https://uchiru-static-files.s3.amazonaws.com/b2t/online/rus_5_16.pdf







Структура и ход урока


Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.


Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Откройте тетради, запишите число и "Классная работа".

Создание ситуации для психологического настроя обучающихся https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/lesson-77115

Изучаемые термины: шипящий звук, однокоренное слово, орфограмма, части слова.

В уроке содержатся интерактивные задания, которые помогут ученику:

получить представление о правописании гласных О/Ё после шипящих звуков в слове и научиться применять это правило на практике;

развить орфографическую зоркость;

изучить словарное слово шоколад.

Проверочные работы позволят быстро оценить уровень сформированности знаний по теме. Варианты проверочной работы можно распечатать или раздать на Учи.ру для автоматической проверки.


Личностные УД:

Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.


Этап 2. Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока


Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа):

- Просмотрите упражнения раздела. Какие орфографические правила вы изучали в предыдущих разделах учебника? Какие являются новыми?

Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить буквы в словах.

(На доске скороговорки)

У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше.

Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ….

В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж….

Волки рыщ…т, пищ… ищ…т.

Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели.

- На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? (шипящие Ж Ш Ч Щ)

- Вот они все в одной скороговорке. Читаем:

Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща.

-Назовите (обозначаем). Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма.

- Какие правила связаны с шипящими согласными? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Послушайте шуточный рассказ. 


По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим..


- Предположите, какова тема урока?

-О чем мы будем с вами говорить на этом уроке?

-Какова тема сегодняшнего урока? (Запись темы)

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.

Познавательные: доказательства.


Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.


Личностные:

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

Актуализация знаний

Уточнение написания о-ё после шипящих в коне слова

Посмотрите на доску. Вычислите. Кто выполнит – поднимает руку.

Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, в которых они могут быть найдены. Предлагает найти существенные признаки, определяющие условия написания слов, сделать вывод о правописании гласных о- ё в корнях слов.

1) 1. Работа с таблицей 

Буквы ё и о после шипящих в корне


ЖЁЛТЫЙ - желтеть

ШОК

ЧЁРНЫЙ - чернеть

ЧОПОРНЫЙ

ЩЁКИ - щекастый

ТРУЩОБА


Посмотрите на таблицу.

Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Под ударением пишется Ё в корнях слов, где ударному звуку о в однокоренных словах или формах слов соответствует безударный или ударный гласный, передаваемый буквой Е)

А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

- Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)

- А что же за слова с правой стороны?

Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о - ё после шипящих?

Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 70 (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.

Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.

2. Слова-исключения.

Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет в нашем языке однокоренных пар с гласной е в корне слова, поэтому в них пишется о.

- -Значение всех слов нам понятно?

Предлагаем обучающимся найти значение слов джоуль, артишок в толковом словаре

3. Слова иноязычного происхождения 

- Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих.

Жокей - наездник на скачке.

Крюшон – прохладительный напиток.

Вывод: - Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. 4. Наблюдение.

Что? Что сделал?

ожог на руке – ожёг руку

поджог сарая _ поджёг сарай

- От чего зависит написание о – ё в корне слова?

Вывод: от того, какой частью речи является слово. У существительных в корне пишем О, у глагола – Ё.

5. Алгоритм

- Посмотрите на карточки. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм. Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о- ё в корнях слов . Алгоритм

1. Определю часть слова.

2. Если в корне, поставлю ударение.

3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.

4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О.

5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения - Е.

7. Если не чередуется - О.

Предлагает проверить свою работу по записи на доске.

6. Работа с учебником: выполнить упр.148,150.

Организует работу с учебниками, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы

Познавательные УД:

Устная работа по заявленным вопросам;

работа с учебником;

выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ

Карточки

https://uchi.ru//teachers/cards/262503








Карточкиhttps://uchi.ru//teachers/cards/262504




Карточки

https://uchi.ru//teachers/cards/262505













Карточки «Учим словарные слова»

https://uchi.ru//teachers/cards/262506

Работа с заданиями от Учи.ру на интерактивной доске







Физкультминутка

Предметные :

2.Безошибочное написание корней с гласными о-ё


Метапредметные:

1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания


Этап 4.

Закрепление материала










Закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова

1. Работа в паре. Упражнение 90. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне». Проверка.

2.Выполнение небольшого теста «Найди ошибку».

а) жолтый

б) решотка

в) чёрточка

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот


( а б г з)

Теперь давайте возьмём в руки планшеты и каждый самостоятельно выполнит задания.



Познавательные УД:

Выполнение задания.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.


Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.


Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что было не понятно? Какое задание было самым сложным для вас? Предлагает ответить на вопросы

- Какой из этапов урока вызвал затруднение?

- Что помогло решить проблему?

- Над чем еще надо поработать?

-Ответьте, используя незаконченное предложение.

Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получил разъяснение…

Мне было трудно (почему)…

Моя оценка атмосферы на уроке…

Для меня было недостаточно…

ИЛИ

Какую цель ставили перед собой?

Личностные:

Самостоятельно выбрать тему домашней работы.


Развитие регулятивных УД.

Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные:

Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности


2.Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

https://uchi.ru/b2t/teacher/check/2192485
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.