"Буллинг в образовательной организации. Профилактика и работа с последствиями".
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 10 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации

"Буллинг в образовательной организации. Профилактика и работа с последствиями". Пестово 2025

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Термин «буллинг» появился в прошлом веке, но широкое распространение он получил лишь недавно благодаря психологу из Норвегии Дану Ольвеусу. Профессор проводил исследования в школах Швеции, Норвегии и результаты оказались неутешительными: - 15% школьников регулярно испытывают на себе проявления агрессии; - 9% детей называют себя жертвами; - 7% школьников позиционируют себя как агрессор; - 2% детей считают себя и жертвами, и агрессорами.

В России проблема травли существует еще со времен Советского Союза. Яркий пример буллинга в школе – фильм «Чучело», снятый в 1984 году. Если раньше о такой проблеме не принято было говорить, то сегодня факты травли всплывают достаточно часто.

Кто такой буллер Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Типичный агрессор или преследователь – это ребенок импульсивный, склонный самоутверждаться за счет более слабых. Такие дети нарочито открыто демонстрируют грубость, не проявляют сострадание, не подчиняются никаким правилам. Они кажутся одиночками, которым не хватает социальных навыков, но это ошибочное мнение. Зачастую такие дети находятся достаточно высоко относительно социальной лестницы, у них много сообщников. Кроме этого, такие дети обладают отлично развитым эмоциональным интеллектом, быстро и четко распознают эмоции других детей, это позволяет им управлять окружими и даже взрослыми. Статистика показывает, что 3% детей совмещают роль агрессора и жертвы. Они одновременно ведут себя агрессивно и при этом провоцируют других детей на агрессию. Их характеристики – гиперактивность, неуклюжесть, невысокий уровень самоконтроля, неспособность сосредоточиться на учебе, вспыльчивость.

Причины буллинга в школе Неуверенность в себе и низкая самооценка. Часто буллеры пытаются компенсировать собственные внутренние комплексы и страхи через агрессию по отношению к другим. Проблемы в семье. Конфликты, насилие или недостаток внимания со стороны родителей могут провоцировать у ребёнка агрессивное поведение. Подражание негативным моделям поведения. Ребёнок может копировать агрессивные модели, которые видит в семье, среди сверстников или в медиа.

Отсутствие навыков конструктивного общения и решения конфликтов. Неумение выражать свои эмоции и решать проблемы мирным путём приводит к проявлению агрессии. Социальное давление и стремление к принадлежности. Иногда буллинг используется как способ укрепить свою позицию в группе или избежать собственной изоляции. Особенности личности и темперамента. Импульсивность, раздражительность и склонность к агрессии могут способствовать участию в буллинге.

Виды буллинга в школе Вербальный буллинг. Оскорбления, насмешки и угрозы, которые ранят эмоционально. Жертвы часто страдают от тревоги и снижения самооценки. Физический буллинг. Насилие в виде ударов, толчков или порчи вещей. Может привести к травмам и страху ходить в школу. Социальный буллинг. Исключение из компании, сплетни и бойкоты, подрывающие социальные связи. Часто незаметен, но сильно влияет на подростков. Кибербуллинг. Запугивание и оскорбления через интернет и соцсети. Анонимность усложняет борьбу с этим видом, жертвы чувствуют изоляцию и страх.

Кто участвует в школьном буллинге Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.


Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам: беспричинные боли в животе и груди; нежелание идти в школу и плохая успеваемость; нервный тик, энурез; печальный вид, беспокойство, тревожность; нарушенный сон, кошмары; длительное подавленное состояние; участившиеся простуды и другие заболевания; склонность к уединению, нежелание общаться; проблемы с аппетитом; излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста.

Что делать родителям Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог. «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой. «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства. «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии. «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам. «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю. Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов: Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.

Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если ваш ребёнок (Учащийся) — буллер Чаще всего буллерам становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора. Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей, иногда достаточно постоянных саркастических замечаний. Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Травмы, которые получают дети в результате буллинга, провоцируют серьезные проблемы в их психическом и физическом развитии и социализации.

Чтобы предотвратить проявления травли и ее последствия, организуйте в школе системную профилактическую работу. Профилактика нужна, даже если ранее случаев буллинга не фиксировали. Постройте систему работы по профилактике травли со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми и родителями.

Профилактика буллинга в школе В процесс профилактики должны быть вовлечены все – от директора школы до классного руководителя. Администрация школы должна принять антибуллинговую политику, регулярно проводить педсоветы, направленные на профилактику травли, доносить информацию до родителей. Классный руководитель должен внимательно следить за коллективом, отслеживать группировки, уделять внимание изгоям, «белыми воронам». Общаться с другими учителями, которые обучают детей, чтобы своевременно заметить изменения. Необходимо беседовать с родителями и проводить работу с детьми.

Возможные мероприятия по буллингу: тематические классные часы; создание различных кружков, студий, куда могли бы прийти дети с разными увлечениями; развлекательные мероприятия – КВН, квесты, конкурсы, выставки; участие в благотворительных акциях; тематические задания – написания сочинений, эссе, изложений; участие в театрализованных постановках; психологические тренинги.

При формировании плана профилактических мероприятий, прежде всего, нужно учитывать возраст детей. Ученикам младших классов лучше показать мультики «Гадкий утенок» или «Дамбо», а для учащихся средних классов подойдет фильм «Чучело» или «Чарли шоколадная фабрика».

К профилактическим мероприятиям обязательно нужно привлекать родителей, поскольку при всех усилиях решить вопрос в одиночку не получится. Наибольшей эффективностью такие мероприятия отличаются в младшей школе – в этом возрасте родители первыми замечают малейшие изменения в поведении ребенка, а дети в свою очередь доверяют маме и папе. А вот подростки склонны доверять своим сверстникам и делиться с ними самым сокровенным.
Похожие публикации