Технологическая карта урока технологии в 5 классе на тему «Горячие напитки»
Тема: Горячие напитки
Раздел: Кулинария
Учитель: Каримова Лилия Ахтямовна, первая квалификационная категория
Методическая тема: Использование различных видов декоративно-прикладной деятельности с применением ИКТ, как условие развития творческих способностей обучающихся на уроках «Технологии»
Цели урока:
- образовательные: |
закрепить знания о хлебе и технологии изготовления бутербродов; закрепить знания о правилах безопасности при работе с горячими жидкостями и электроприборами; усвоить понятия «горячие напитки», «чай», «кофе», «какао»; сформировать знания на уровне общих представлений об истории возникновения и распространения чая, познакомить с историей русского самовара; традициях употребления чая; сформировать знания о сортах и видах чая, о посуде, устройствах и приспособлениях для приготовления горячих напитков, о технологии заваривании чая, о сервировке стола к чаю; сформировать первоначальные практические умения по завариванию чая с соблюдением правил безопасности труда. |
- воспитательные: |
воспитание интереса к предмету, собранности, аккуратности; уважения и любви к национальной культуре, обычаям и традициям; добросовестного отношения к работе. |
- развивающие: |
развитие умений по актуализации знаний и умений, развитие внимания, памяти, речи, функций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умений обосновывать свои действия, делать выводы, определять цели, обеспечивать самоконтроль; совершенствование умений и приемов учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – слушать, слышать, выделять главное, вести записи воспринимаемого материала, составлять таблицы) |
Формируемые компетенции:
- предметные: |
Знать: историю появления чая на Руси; историю самовара; классификацию и ассортимент напитков, правила отпуска и подачи, требования к качеству напитков. Уметь: распознавать виды напитков по внешним признакам; планировать технологический процесс приготовления напитков, подбирать оборудование с учетом требований технологий; выполнять технологические операций. |
- личностные: |
Способность к сотрудничеству, знание культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; развитие трудолюбия и ответственности; проявление познавательных интересов; самооценка умственных и физических способностей для труда в пищевой промышленности; |
- метапредметные: |
согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культуры труда; перенос знаний в бытовую практическую ситуацию |
Тип урока: комбинированный
Вид урока: частично-поисковый
Время: 2 урока по 45 минут
Методы обучения: опрос, беседа, объяснительно – иллюстративный, лабораторная и практическая работы
Межпредметные связи: история, биология, литература, изобразительное искусство, профсамоопредение, география
Внутрипредметные связи: тема «Бутерброды», «Санитария и гигиена. ТБ»
Профессиональное самоопределение: дегустатор, купажист, буфетчица, бармен
Материально-техническое обеспечение:
- основные: |
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, инструкция по ТБ при работе с горячей жидкостью |
- дополнительные: |
Презентация, раздаточный материал, видео ролики о сборе чая; инструкционные карты «Приготовление чая», образцы различных видов чая, образцы горячих напитков, пластиковые стаканчики, подносы, самовар, заварочный чайник, чайные ложки, чашки, скатерть салфетки, вазы для конфет и печенья, вода; песня «Чашка кофию», «Какао-какао», «Наш красавец самовар», «Чашка чая» и др песни о чае |
Источники информации:
Технология. Обслуживающий труд. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005. – 36 с.
Арефьев И. П. «Занимательные уроки технологии для девочек» 5 класс-М: «Школьная пресса» 2006.
Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО). Армавир, 2013г. – 69 с.
Калаурова М.П. Напитки. Издательство: Харвест, 2006
Симоненко В.Д.,, Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Учебник.- М., Вентана-Граф, 2012 г.- 192 с.
www.uroki.net –Разработанные уроки для учителей технологии (трудовое обучение)
http://elhoschool.ru – Сайт школы: раздел технология: уроки и дидактические материалы
www.brynskedu.ru – Методическая копилка, дидактические материалы
www.domovodstvo.fatal.ru – документация для учителя технологии, материалы к урока (обслуживающий труд)
http://www. samovaroff. net/about/news/45385/ история самовара
http://100samovarov.ru/zavarka.htm способы заваривания чая
http://mhttp://festival.1september.ru/articles/537472/agazin-samovarov.ru/about_samovars/collection/tula_muzei/ музей Тульского самовара
Ход урока:
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Методы и приёмы обучения Формы учебного взаимодействия |
Планируемые результаты |
Примечание («+», что получилось; «-«, что не получилось |
|
Предметные |
УУД |
|||||
I. Организационный этап. (2мин) Цели: Настроить учащихся на урок. Задачи: Настроить на позитивное настроение. Проверить готовность учащихся к уроку. |
Приветствует учащихся |
Приветствуют учителя |
Метод : Словесный Приём: Беседа Форма: фронтальная |
- |
Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение |
|
Создает эмоциональный настрой на совместную работу |
Погружаются в благоприятную атмосферу |
|||||
Отмечает присутствующих; |
Называют отсутствующих |
|||||
Проверяет готовность обучающихся к уроку |
Визуально контролируют свою готовность к уроку |
|||||
II. Актуализация опорных знаний и способов действия. (15 мин) Цели: Выявить уровень знаний и систематизировать их. Задачи: Активировать опорные знания. Настроить на восприятие нового материала |
Предлагает ответить на несколько вопросов теста (max 7 баллов), выводит вопросы теста на экран |
Отвечают на вопросы |
Метод: Словесный Приём: «Интеллектуальная разминка», «Обсуждение выполнения домашнего задания» Форма: индивидуальная |
Виды бутербродов, технология изготовления бутербродов, техника безопасности |
Регулятивные: Саморегуляция Познавательные: Поиск и выделение информации, умение структурировать знания, классификация объектов исследования Коммуникативные: Слушать, коррекция высказанных мнений. |
|
Проверка домашнего задания по критериям: Оригинальность названия; Оригинальность оформления бутерброда; Представление бутерброда; Слушает, задает уточняющие вопросы |
Презентация учащимися своих бутербродов |
III. Мотивация и целепологание.(8 мин) Цели: вызвать интерес к изучаемому материалу Задачи: формировать личностный мотив учения, организовать самостоятельную постановку цели; различать виды горячих напитков по внешнему виду |
Предлагает провести конкурс на определение напитка. (Лабораторная работа №1) Звучит песня «Черный кофе» |
Сравнивают предложенные напитки по цвету, запаху и вкусу. |
Метод: Исследовательский Приём: «подводящий диалог», лабораторная работа Форма: групповая |
Ассортимент горячих напитков, определение их органолептическим путем Термины «чай», «кофе», «какао» Профориентация: дегустатор |
Регулятивные: Целепологание. Познавательные: Формирование познавательной цели, синтез (определение напитка по признакам). Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; анализировать полученную с помощью органов чувств информацию |
|
Выдвигает проблему: «Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке?» Ограничивает во времени до 2 минут |
Размышляют, обмениваются мнениями с одноклассниками своей группы. По окончанию времени бригадир озвучивает предположения своей бригады |
|||||
Озвучивает тему урока. Выводит цели урока на экран. Предлагает записать цели в тетрадь. |
Записывают тему урока в тетрадь. Читают цели урока хором. |
|||||
Физкультминутка (2 мин) |
IV. Формирование новых понятий и способов действий. (23 мин) Цели: получить новые знания и расширить кругозор обучающегося Задачи: узнать историю появления чая; узнать историю появления самовара и традиций чаепития в России |
Выдвигается проблема «Нечаянно пролили воду на таблицу и часть информации не удалось восстановить. Предлагает во время рассказа восстановить предложенную таблицу» |
Изучают таблицу в рабочих тетрадях |
Метод: Словесный Приём: «Мультимедийная презентация», «Формирование и заполнение таблицы» Форма: индивидуальная и |
История появления и распространения чая, характеристики чая, место произрастания |
Регулятивные: Использовать внешний план для решения поставленной задачи; Познавательные: Умение выделять необходимую информацию; определять основную и второстепенную информацию; Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слушаю); формирование невербальных способов коммуникации (мимика, интонации) |
|
Рассказывает историю возникновения и распространение чая по миру, с параллельной демонстрацией слайдов и воспроизведения шуточной народной песни |
Слушают, составляют опорные конспекты в виде таблицы по вопросам «характеристика напитка», «описание растения», «родина напитка», «возраст напитка» |
|||||
Демонстрирует видео ролик «Сбор чая» (продолжительность 2:42 ) |
смотрят видеоролик и заполняют пункт «как обрабатывается» |
|||||
Демонстрирует видео ролик «Сорта чая» (продолжительность 3:43) |
Слушают, смотрят, заполнят таблицу в пункте «сорта» |
Перемена 10 минут
IV. Формирование новых понятий и способов действий. (18 мин) Цели: получить новые знания и расширить кругозор обучающегося Задачи: Освоить терминологию «сорт», «вид», «ассортимент» чая, формирование навыков сервировки стола |
Предлагает провести Лабораторную работу №2 «Сравнение свойств различных видов чая» |
Исследуют образцы заварки, результаты записывают в таблицу. Заполняют пункт «виды чая» |
Метод: Исследовательский Приём: «Формирование и заполнение таблицы», лабораторная работа Форма: групповая |
виды, сорта, ассортимент чая, основные характеристики чая, место произрастания, технология приготовления чайного напитка, сервировка стола к чаю |
Регулятивные: Использовать внешний план для решения поставленной задачи; использовать в работе простейшие инструменты (карандаш, линейка, фигурная линейка); Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков; преобразование текста в пространственно-графический вид; Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слушаю); инициативное сотрудничество в сборе информации; |
|
Организует практическую работу «Дегустация чая», с целью определения добавок в нем. (лабораторная работа № 3) |
Дегустируют чай и определяют ассортиментные позиции, записывают в таблицу, заполняя пункт «ассортимент» |
|||||
Предлагает озвучить результаты работы. Выводит на экран правильное решение |
Осуществляют самопроверку выполненной работы |
|||||
Предлагает по ходу рассказа засервировать стол к чаю, а затем сравнить со схемой |
Каждый из учащихся берёт один из предметов сервировки. Слушают рассказ и по ходу рассказа сервируют стол, зарисовывают схему |
Физкультминутка
V. Формирование практических умений и навыков. (20 мин) Цель: Обеспечить осмысленное освоение умения и навыков заваривания чая (кофе, какао) Задачи: научиться правильной технологии заваривания чая (кофе, какао) |
Проводит вводный инструктаж по ТБ при работе с горячей жидкостью и электроприборами |
Слушают, готовят рабочее место |
Метод: Практический Приём: «физкультминутка», «практическая работа» Форма: групповая |
Изучение процесса приготовления горячих напитков Соблюдение правил и норм безопасности труда. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины. Профориентация: бармен |
Регулятивные: Прогнозирование, Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов. саморегуляцию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов действия Коммуникативные: Читать жесты, слушать и говорить, Инициативное сотрудничество. Личностные: бережное отношение к оборудованию цеха. |
||
Организует практическую работу учащихся на уроке в группах по 4 человека |
Слушают, подбирают и готовят продукты и кухонное оборудование для дальнейшей работы в соответствии с технологической картой |
||||||
Наблюдает, направляет, оказывает содействие и корректирует деятельность учащихся Отмечает степень вовлеченности учащихся в процесс производства валенок |
Работают в группах. Проводят самоконтроль и взаимоконтроль. Осуществляют предварительную оценку выполняемой работы Применяют правила Техники безопасности при работе с горячей жидкостью и электроприборами |
||||||
Наблюдает, проверяет правильность выполнения практической работы, контролирует выполнение правил ТБ, организацию рабочего места. |
Проводят самоконтроль и взаимоконтроль. Дегустация приготовленных напитков |
||||||
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников |
Сравнивают приготовленные напитки по цвету, вкусу, запаху. Осуществляют самооценку выполненной работы по 5-и бальной системе. |
||||||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: проверить полученные знания., оценить правильность полученных знаний, выявить ошибки и недочёты, коррекция. Задачи: Организовать самоконтроль и взаимоконтроль. |
Предлагает провести устную игру «Сбор урожая», ответив на единственный вопрос отличающиеся по степени сложности |
Закрепляют знания, отвечая на вопросы по очереди, степень сложности выбирают самостоятельно |
Метод: Словесный Приём: «Устный ответ на вопрос», беседа Форма: индивидуальная |
Классификация, сорт, вид, ассортимент горячих напитков, история появления, технология приготовления горячих напитков, особенности сервировки стола |
Регулятивные: Осознание учащимися того, что уже усвоено и, что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; контроль и коррекция Познавательные: Установления причинно-следственных связей. Коммуникативные: Обмениваются мнениями по изученному материалу, делятся впечатлениями: умение точно выражать свои мысли .Личностные: Нравственно-этическое оценивание. |
||
Выводит на экран норму оценки за вопросы: зелёные – 1 балл, желтые – 2 балла, розовые 3 балла |
Ставят оценку себе в соответствии с нормативом в рабочую тетрадь |
||||||
Предлагает подсчитать баллы заработанные за урок. Раскрывает критерии оценки. |
Подсчитывают баллы полученные за урок Оценивают свою работу в соответствии с критериями оценки |
||||||
Вопросы для подведения итогов: 1. Было интересно…. 2. Я поняла, что….. 3. Я научилась… 4. Теперь я могу…. 5. Меня удивило…. 6. Мне захотелось…. |
Рассуждают, оценивают, свои действия, удачи или неудачи. Формулируют конечный результат своей работы |
VII. Заключительный инструктаж. (2 мин) Цель: Подведение итогов. Задачи: Организовать самоконтроль и взаимоконтроль. |
Формулирует домашнее задание. Диктует. Даёт комментарий к домашнему заданию. |
Слушают. Записывают домашнее задание в тетрадь или дневник |
Метод: Словесный Приём: Беседа Форма: индивидуальная |
Регулятивные: Контроль и коррекция Коммуникативные: Инициативное сотрудничество. |
||
Выставляет оценки в журнал за практическую работу и теоретические знания |
Определяют степень успешности. |
Материалы к уроку:
Критерии оценивания домашнего задания
Max кол-во баллов |
Критерии |
Расшифровка критериев |
(1 балл) |
Оригинальность названия бутерброда |
Творческий подход к названию бутерброда |
(2 балл) |
Оригинальность оформления бутерброда |
Творческий подход к оформлению бутерброда |
(2 балла) |
Представление бутерброда |
Наличие фото, краткость, оригинальность текста |
(max 5баллов)
Тест для проверки знаний прошлого занятия
1. |
Приборы для фуршета: |
А) ложка; Б) вилка; В) нож; Г) сервировочная ложка. |
Б) Г) |
2 |
Отличительные черты фуршетного стола: |
А) гости могут свободно перемещаться; Б) за каждым гостем закреплено особое место; В) на таком столе каждый может, никому не мешая, взять любое блюдо. |
А) В) |
3 |
Соотнесите инструмент и профессию. |
Тракторист, Продавец, Учитель, Хлебороб, Слесарь, Метеоролог, Врач, Пекарь, Мельник Прицеп, калач, тетрадь, комбайн, ключ, погода, лекарство, тесто, мука |
Тракторист – прицеп Продавец – калач Учитель – тетрадь Хлебороб – комбайн Слесарь – ключ Метеоролог – погода Врач – лекарство Пекарь – тесто Мельник – мука |
За каждый верный ответ 1 балл (max 3 балла)
Лабораторная работа № 1 «Определение напитка»
Скажите, по каким критериям вы планируете определять стоящие перед вами напитки. Действительно это цвет, запах, вкус и именно в таком порядке. Перед вами пронумерованные стаканчики с напитками, ручка, и бланк, в который записываем результаты исследования. Определение напитка осуществляется органолептическим способом т.е. с помощью органов чувств:
Глаза – смотрим – цвет
Нос – нюхаем – запах
Язык – пробуем - вкус
Для того чтобы не затягивать процесс ограничу вас во времени пока звучит песня «Черный кофе»
За правильно выполненную лабораторную работу поставьте себе 3 балла.
Физкультминутка. А сейчас мы поиграем в русскую игру-потешку “Чайничек”. Следите за моими руками.
Инструкция |
Чайничек – ладони параллельно друг другу. |
Повторить 5 раз с возрастающим темпом |
Чайничек с крышечкой. |
Новая информация для учащихся
Сегодня на уроке хотела представить рассказ в виде таблице, но она к сожалению подмокла и много информации стёрлось. Поэтому по ходу сообщения вам придется не только внимательно слушать, но успевать быстро заполнять таблицу в ваших рабочих тетрадях.
№ п/п |
Вопросы |
Название горячего напитка |
||
Чай |
Кофе |
Какао |
||
1 |
Основные характеристики напитка |
тонизирующий, освежающий и утоляющий жажду напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами |
тонизирующий напиток, стимулирующий физическую и психическую активность человека. |
|
2 |
Описание растения |
вечно зелёный кустарник, произрастает в районах с тропическим и субтропическим климатом |
тропическое вечнозеленое кофейного дерева |
|
3 |
Что используется для производства напитка |
молодые листья растении |
это семена (зерна) плодов |
|
4 |
Как обрабатывается |
сушат |
Обжариваются и размалываются |
|
5 |
Родина напитка |
Китай |
Эфиопия |
|
6 |
Возраст напитка |
минимум 5 тысячелетий |
Около 1000 лет |
|
7 |
Где выращивают в настоящее время |
Китай, Индия, Цейлон, Грузия, Краснодарский край |
Бразилия, Колумбия, Гавайи, Индия, Кения, Йемен |
|
8 |
Сорта |
Черный, зеленый, красный, желтый, белый, ароматизированный, лечебный, |
арабика и робуста |
|
9 |
Виды |
Листовой, гранулированный, купаж |
Натуральный, растворимый, без кофеина, в пакетиках |
|
10 |
Ассортимент напитка |
чай черный, зеленый, желтый, белый; чай с сахаром, лимоном, вареньем, медом, джемом, конфетами и т. д. |
черный натуральный, по-венски, по-варшавски, по-восточному, кофе на молоке |
|
11 |
Условия хранения |
Чай, кофе, какао-порошок - сырье, впитывающее посторонние запахи, поэтому хранят эти продукты в сухих помещениях в плотно закрытой таре. |
||
12 |
Технология приготовления |
чайник ополоснуть и ошпарить кипятком, насыпать заварку из расчета 1 чайная ложка на стакан чая плюс 1 чайная ложка на чайник залить кипятком на 1/3 чайника, настояться под специальной грелкой 5-8 минут, долить кипяток. |
||
13 |
Температура напитка |
Не ниже + 75°С |
Не ниже + 75°С |
Не ниже + 75°С |
14 |
Посуда используемая при приготовлении |
Заварной чайник |
Турка, кофейнике, в электрической кофеварке |
В старинной китайской легенде так рассказывается о рождении чайного растения. Жил некогда в Китае мудрый монах Даррама. Однажды увидел он во сне бога Будду и, потрясённый этим, дал обет молиться, не смыкая глаз дни и ночи. Как-то раз Даррама не выдержал, веки его незаметно сомкнулись, и он крепко уснул .Проснулся монах в ужасе – он нарушил обет, данный самому богу. И Даррама отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной на том месте, куда упали веки мудреца, вырос зелёный куст, листья которого обладали чудесным свойством – они прогоняли сон.
Чай – тонизирующий, освежающий и утоляющий жажду напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Его история насчитывает как минимум 5 тысячелетий. Первыми его стали пить китайцы. Однажды, китайский император, Шень Нун, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Но вот индийский ученый Прабхат Райнджан Саркар (1920–1990) установил, что кусты чая испокон веков росли в долинах Гималаев (на территории Индии), а в Китай его доставили буддийские паломники во главе с известным проповедником этого религиозного учения Бадхидхармой. Но, в конце концов, не важно где настоящая родина чая, важно другое – именно в Китае растение получило распространение еще до нашей эры, хотя как напиток чай стали здесь широко применять лишь в VI в. н. э., а в X он стал национальным напитком .
Чайное растение – вечно зелёный кустарник, произрастает в районах с тропическим и субтропическим климатом. Для получения чая используют в основном молодые листья растении. Молодой листочек по-китайски называется “тцайей”. Отсюда и произошло название “чай”.
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину не только удалось похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой почти детективной истории, европейцы смогли разводить чай в своих колониях. Собирают в Китае чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет. Демонстрация видео ролика «Сбор чая»
Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт чая в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу. Ведь тогда чай не был так популярен.
А официально известно, что чай впервые попал в Россию в качестве подарка царскому двору от монгольского Алтын-Хана в 1638 году. Чай не очень понравился царю, возможно, это из- за того, что, подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка. И поэтому покупка чая у Китая началась только в 70-х годах XVII века. Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать.
Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи: звучит русская народная шуточная песня «Раз прислал мне барин чаю»
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить
Вскоре чай стал обязательным товаром купцов, едущих в Москву с восточным товаром. А в 1679 году заключается договор о постоянных поставках чая в Россию. Иноземный напиток быстро завоевал популярность.
Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того на упражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.
Кто и когда изобрел самовар? Точного ответа на этот вопрос нет, однако известно, что первый самовар был изготовлен в 1778 г. в Туле мастерами Иваном и Назаром Лисицыными. Братья стали основателями первой самоварной фабрика. Самовары делали из мельхиора, красной и зеленой меди, однако наибольшее распространение получили латунные самовары. Тула стала центром самоварной промышленности, самовар является символом города, существует даже поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят». Во второй половине XIX в. Тула занимала одно из первых мест в России по изготовлению самоваров. Появились крупные фабриканты – «самоварные короли» - Ломовы, Баташевы, Воронцовы, Тейле. Без продукции их фабрик не обходилась ни одна выставка, а полученные медали отпечатывали на стенках самовара. На форму самовара влияла мода. Широко популярны были самовары в форме банки, рюмки, вазы, жёлудя, арбуза, яйца, шара. Ёмкости самоваров тоже были различными – от стакана до 20 литров. В XX в. был изобретен новый тип самовара вместо топки для угля внутри него помещался резервуар для керосина. В 50-е годы XX в. появились первые электрические самовары.
Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки. На западе самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы - русской чайной машиной. Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Звучит песня «У самовара я и моя Маша» (Рассказ сопровождается презентацией)
Перемена 10 минут (Звучит песня «У самовара я и моя Маша»)
В зависимости от способа приготовления и качества операций, которым подвергается чайный лист, создаются различные типы и сорта чая. Звучит видеоролик «Виды чая и воздействие на человека»
Сорт чая |
Основная характеристика сорта |
- черный чай |
(более 95% всемирного производства чая). Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом, и его особенно предпочитают любители чая. |
- зелёный чай |
обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена и отличается более или менее выраженной терпкостью. |
- красный чай (солонг) |
является наиболее ароматным сортом чая. Кроме того, он богат дубильными веществами, которые придают вяжущий вкус и крепость приготовленному из них напитку. Технология получения красного чая сложна и очень капризна. |
- жёлтый чай |
относится к наиболее высококачественным видам чая. Он обладает особенно приятным специфическим вкусом, ароматом и нежной вязкостью, благодаря которым резко отличается от всех видов чая. |
- лечебный чай |
это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующие вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственную активности, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест. |
- ароматизированный. |
Наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами. |
Чай именуется по месту произрастания: китайский, индийский, цейлонский, грузинский, краснодарский. В России выращивают самый северный чай. Запомните, в Англии чай не выращивают. Его там только упаковывают, поэтому он и называется английским.
А сейчас приступим к заполнению следующего пункта таблицы Виды чая.
Виды чая |
Характеристика видов чая |
Листовой |
это более дорогой и более высокого сорта – мелколистовой; а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового. |
Гранулированный |
это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы. Но аромат несравним с листовым. |
Купаж |
это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название. |
Для того чтобы вы поняли разницу между видами чая проведем лабораторное исследование
Лабораторная работа № 2 «Сравнение свойств различных видов чая»
-
Рассмотреть образцы различных видов чая,
Сравнить образцы по внешнему виду, результаты сравнения записать в таблице:
№ образца |
Наименование чая |
Вид чая |
Размеры частиц |
Цвет частиц |
Запах |
Наличие добавок |
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
Чем же вид, сорт чая отличается от ассортиментной позиции. Перед вами стоят подносы с заваренным чаем. Здесь представлены зеленый, черный и красный чай, но стаканчиков больше? Почему? На этот вопрос вы мне ответите, когда выполните очередную практическую работу? Во время работы звучит песня «Чашка чаю» в исполнении группы «Веселые ребята» ( 2 мин)
Лабораторная работа № 3 «Определение добавок в чае»
Вариант 1. Нам известен ассортимент предложенного чая, но бармен всё перепутал и вам нужно восстановить справедливость и правильно расставить таблички, предварительно попробовав чай. У каждой команды свой набор чая. Обсуждаем между собой, но не с членами другой команды
Вариант 2. Приглашаются участники, им завязывают глаза, на столе стоят стаканы, в них заварен чай, участники дегустируют чай и называют с какими добавками, он приготовлен (чай с лимоном, чай с ароматом мяты, чай с медом, чай с ароматом апельсина и так далее)
Ваше время ограничено звучанием продолжение песни «Чашка чай» в исполнении группы «Веселые ребята» (2мин)
Проверим правильность выполнения работы
№ стакана чая |
Ассортиментная позиция |
Балл |
1 |
Чай черный с лимоном |
|
2 |
Чай черный с сахаром |
|
3 |
Чай черный с мятой |
|
4 |
Чай зеленый с имбирём |
|
5 |
Чай зеленый |
|
6 |
Чай черный |
|
7 |
Чай черный с молоком |
|
8 |
Чай зеленый с молоком и солью |
|
9 |
Ароматизированный |
За каждый правильно определённый чай начисляйте себе 1 балл. (max 9 баллов)
Физкультминутка |
- Руки мойте с мылом. (Хлопайте) - Перед включением электроприбора проверьте исправность шнура. (Топайте) - Наденьте фартук, косынку. (Хлопайте) - Включайте и выключайте приборы сухими руками. (Топайте) - Рукава одежды закатайте. (Хлопайте и топайте) |
Практическая работа № 8 «Технологию приготовления и правила подачи чая»
В соответствии с технологической картой заварить один вид чая,
А сейчас мы с вами поработаем в группах. Нужно будет приготовить
№ технологической карты |
Название чая |
Продукты |
Технология приготовления |
1 |
Чай по-английски |
Чай – 1 чайная ложка. Молоко – 1/4 стакана. Сахар – по вкусу. Вода – 1/2 стакана. |
Ополоснуть чайник кипятком, чтобы он прогрелся. Засыпать в него чай из расчета на чашку кипятка – одна чайная ложка сухого чая. Кипяток залить 2 раза и дать настояться в течение 5 минут. В то время, когда заварка готовится, налить 1/3 – 1/4 чашки молока, затем туда же долить чай. Этой очередности нужно строго придерживаться, так как ее нарушение (молоко в чай) портит вкус и аромат чая. |
2 |
Чай по-казахски |
Чай – 4-5 чайных ложек. Кипяток – 1/2л. Подслащенные сливки или молоко. |
Чай залить кипятком, настоять 3 минуты, долить сливки или молоко. Затем смесь процедить, хорошо смешать и через 2 минуты подать на стол. |
3 |
Чай по-японски |
Чай – 20 г (4-5 ст. ложек) Вода – 800 мл (на 1 ложку – 1 стакан) |
Растертый в специальной посуде в порошок зеленый чай засыпать в предварительно прогретый сосуд и залить водой до 60°С. Подавать в маленьких чашечках емкостью 30-50 мл. |
4 |
Чай по-русски |
Чай – 20 г (4-5 ст. ложек) Вода – 800 мл (на 1 ложку – 1 стакан) |
Прогреть чайник – заварник, ополоснув его кипятком. Засыпать в чайник сухой чай из расчёта 1 чайная ложка на стакан воды плюс 1 чайная ложка на "чайник" (при условии, что в процессе чаепития чайник будет доливаться). Залить воду на 1/3 чайника, дать настояться 5 минут. В чайную чашку налить готовую заварку на 1/4, долить кипятка |
Продегустировать заваренные виды чая.
Сравнить образцы, результаты записать в таблице:
№ образца |
Вид чая |
Цвет |
Вкус |
Запах |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
Вопросы к игре «Сбор урожая чая».
Зеленые (1 балл) |
1 |
Сначала надо вскипятить воду и сполоснуть ……….(что) ? |
Заварной чайник |
2 |
Всыпать в заварочный чайник чайную заварку …..(сколько?) |
В расчете 1 ложка на чашку плюс 1 ложка на чайник |
|
3 |
Залить заварной чайник кипятком………(на какой объем чайника?) |
1/3 чайника залить кипятком |
|
4 |
Прикрыть заварочный чайник ……..(чем?). |
Шубой |
|
5 |
Дать чаю настояться………(сколько времени?). |
5-8 минут |
|
6 |
Долить заварочный чайник ……….(чем?). |
Кипятком |
|
7 |
Подать на стол чашки с чаем и сахар ……….( сколько?). |
2 куска сахара |
|
8 |
Что можно подать к чаю? |
Печенье, пирожное, конфеты, варение, |
|
9 |
В чем хранят сухой чай? |
В плотно закрытой посуде |
|
10 |
Какие горячие напитки вы знаете? |
Чай, кофе, какао |
Желтые (2 балла) |
11 |
Как надо положить чайную ложку? |
Справа от чашки |
12 |
Почему чай собирали только женщины? |
Собирают в Китае чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет |
|
13 |
Какие виды чая производят? |
Листовой, гранулированный, сублимированный |
|
14 |
Какие сорта чая производят? |
Черный, зеленый, красный, желтый, белый, лечебный, ароматизированный |
|
15 |
Где в России выращивают чай? |
Краснодарский край |
|
16 |
Как подготовить кофе в зернах для приготовления напитка? |
Обжарить и перемолоть |
|
17 |
Какая посуда нужна для их приготовления горячих напитков? |
Заварочный чайник, турка, кофеварка, кофейник |
|
18 |
В какой посуде подается кофе? |
Кофейные чашки 100-150 мл |
|
19 |
Какие продукты необходимы? |
Чай (кофе, какао), молоко (вода) |
|
Розовые (3 балла) |
20 |
Как появилось название “чай”? |
Молодой листочек по-китайски называется “тцайей”. Отсюда и произошло название “чай”. |
21 |
Почему чай прославился как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников? |
Т.к это тонизирующий напиток, прибавляющий силы |
|
22 |
Как правильно заваривать чай? |
Заварной чайник обдать кипятком, положить заварку из расчета 1 ложка на 1 стакан плюс 1 ложка на чайник, залить кипятком на 1/3 чайника, настоять 5-8 минут, залить кипятком |
|
23 |
При какой температуре подают кофе? |
Не ниже 750С |
|
24 |
Как приготовить кофе? |
высыпают в кофейник, заливают кипятком, доводят до кипения, настаивают 5-8 мин. |
|
25 |
Назовите способы приготовления кофе. |
Настаивают в горячей воде, доводят до кипения воду, доводят до кипения в молоке с водой |
Розовые (3 балла) |
26 |
Каковы правила безопасности работы с электронагревательными приборами? |
Включать и выключать электроприбор сухими руками при этом браться за корпус вилки. Проверить исправность гибкого электрошнура, вилки, подводящих кабелей, розетки. Не оставлять включенный прибор без присмотра. Не допускать падения электробытовых приборов. О всех недостатках, отмеченных в работе электробытовых приборов, сообщить учителю. |
27 |
Каковы правила безопасности работы с горячей жидкостью? |
Проверить качество ручек ёмкости. Не используй посуду с прогнувшимся дном. Наполняя чайник жидкостью, не доливай до края 4-5 см. Когда жидкость закипит, уменьши нагрев. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимай её от себя. Снимая горячую посуду с плиты, пользуйся прихватками и ставим её на подставку |
|
28 |
Где и когда зародился обычай чаепития? |
Чаепитие зародилось в России и за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. |
|
29 |
Когда и как появился самовар в России? |
Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того на упражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар. Первый самовар был изготовлен в 1778 г. в Туле мастерами Иваном и Назаром Лисицыными. Братья стали основателями первой самоварной фабрика. |
|
30 |
Когда и как появился чай в России? |
Чай впервые попал в Россию в качестве подарка царскому двору от монгольского Алтын-Хана в 1638 году. Чай не очень понравился царю, возможно, это из- за того, что, подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка. И поэтому покупка чая у Китая началась только в 70-х годах XVII века. |
Подсчет баллов, выставление оценок
Домашнее задание |
Работа на уроке |
|||
Количество баллов |
Оценка |
Количество баллов |
Оценка |
|
7-8 баллов |
5 |
20-23 балла |
5 |
|
5-6 баллов |
4 |
15-19 баллов |
4 |
|
3-4 балла |
3 |
10-14 баллов |
3 |
Рефлексия
Теперь мне бы хотелось узнать ваши впечатления о уроке и оценку вашей работы на уроке из ваших уст. Для этого каждый из вас по очереди продолжите следующие предложения:
1. Было интересно….
2. Я поняла, что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
6. Мне захотелось….
Спасибо за ваши ответы. Мне тоже было интересно с вами работать.
Домашнее задание:
Найти информацию и заполнить таблицу о горячем напитке «Какао», «Кофе»
Найти пословицы, поговорки, загадки о чае и связанными с ним предметами
Дуброва Татьяна Евгеньевна
Каримова Лилия Ахтямовна