12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яркова Лариса Ивановна129
Моё хобби: вышивка крестиком, вязание крючком и спицами. Люблю цветы, лес.
Россия, Пермский край, село Белоево
2

Тема урока: «Бутерброды и горячие напитки»



Тема урока: «Бутерброды и горячие напитки»

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, инструкционные карты, мультимедийное сопровождение.

Планируемые результаты:

1) Предметные - учащиеся ознакомятся с классификацией бутербродов, навыкам приготовления бутербродов и горячих напитков.

2) Метапредметные (УУД):

регулятивные – определение технологической последовательности приготовления бутербродов, горячих напитков.

коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

познавательные - выбор наиболее рациональных способов приготовления пищи и проводить сравнительный анализ.

3) Личностные – умение проводить самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Ход урока.

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличия спец. одежды у учащихся.

Добрый день, ребята.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Слайд 2. Девизом урока пусть у нас с вами будет такая фраза «Улыбайся всем назло, чтоб сегодня повезло».

II. Повторение пройденного материала.

Слайд 3. Устный опрос. Вопросы для повторения:

-Каково значение блюд из яиц в питании?

- Какие блюда готовят из яиц?

- В чем заключается первичная и тепловая обработка яиц?

- Как проверить доброкачественность яиц?

- Каким требованиям должны отвечать приготовленные из яиц блюда?

III. Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса для определения темы.

Слайд 4.

Послушайте сказку Г.Х. Андерсена о «Девочке, которая наступила на хлеб».

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мама Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб бабушке нашей». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. Эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! – заплакала она. Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на землю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

- Чему учит эта сказка? (Ответы детей).

- Ребята, а как вы думаете, почему я начала урок именно со сказки о хлебе?

Здесь хлеб воспринимается как символ святой и чистой жизни. Для русских людей хлеб испокон веков был не только пищей, но и предметом национальной гордости, благосостояния.

Слайд 5

Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Это очень важный продукт питания. В народе издавна говорится, что «хлеб – всему голова». Уважение к хлебу – это, прежде всего уважение к труду человека. Вспомните, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Слайд 6

«Кто хлеб печет – тому и почет», «Худ обед, когда хлеба нет», «Если хлеба ни куска, то и в тереме тоска», «У кого хлеб родится, тот всегда веселится», «Хлебушка – калачу дедушка», «Хлеб наш батюшка», «Хлеб – всему голова» и другие.

- Как вы думаете, полезен ли хлеб?

«Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь - это служит признаком выздоровления», - А.О. Пармантье.

«Ломоть хорошо приготовленного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума» Тимирязев.

- Прокомментируйте высказывание.

Слайд 7

Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5%), органические кислоты. ХЛЕБ - посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей встречали хлебом - солью.

Слайд 8

Отгадайте загадку: «Ни один праздник, ни одна вечеринка, а уж тем более пикник не обходятся без него. Во время путешествий он просто незаменим. Конечно же, со временем его форма усложняется, появляются новые авангардные модели. Именно его с полным правом можно назвать величайшим изобретением человечества. Это — ….. (обычный бутерброд).

Слайд 9

Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д. Можно приготовить бутерброды и когда неожиданно приходят гости.

А теперь посмотрите на этот слайд (Слайд 10) с иллюстрацией сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

- Кто вспомнит начало этой сказки? (Муха, муха, цокотуха, позолоченное брюхо, муха по полю пошла, муха денежку нашла, пошла муха на базар и купила самовар…)

- Для чего муха купила самовар?

-Ребята, каким мы обычно пьём чай?

- Какие горячие напитки вам еще известны?

Слайд 11

Девочки, вы догадались, какие блюда мы будем сегодня готовить? Правильно – бутерброды и горячие напитки. Записать тему в тетрадь. А кто мне назовет цель нашего урока? (ответы учащихся) Слайд 12

Слайд 13

Хлеб - один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле.

- Ребята, а что происходит с хлебом, если он долго лежит на столе?

- Черствеет.

Да, но из черствого хлеба можно приготовить различные бутерброды, гренки и другие вкусные изделия. Бутерброды, приготовленные из черствого хлеба, лучше сохраняют форму.

Слайд 14

Слово «бутерброд» - немецкое слово и означает оно «хлеб с маслом». (Выступление ученицы с сообщением из истории бутерброда).

Слайд 15, 16. Для приготовления бутербродов используют всевозможные продукты: копченую рыбу, сельдь, сыр, брынзу, плавленые сырки. Различные паштеты, пасты, соусы, селедочное и сырное масло, рубленую сельдь, свежие овощи и зелень. Очень аппетитны бутерброды, приготовленные из обжаренных ломтиков хлеба, так называемые тосты или гренки. Они популярны во многих европейских странах.

Слайд 17

По способу приготовления бутерброды делятся: на холодные и горячие; простые, сложные, открытые, закрытые, слоистые, закусочные.

Слайд 18

По виду продукта: рыбные, мясные, сладкие, гастрономические (например, с яйцом, овощной икрой).

Слайд 19

Бутерброды могут иметь самую разнообразную форму: круглую, овальную, ромбическую, треугольную, квадратную.

Приготовление различных видов бутербродов имеет свои особенности.

Слайд 20

Открытые бутерброды могут быть простыми, если используют один вид продуктов, и Слайд 21 сложными, когда используют несколько видов продуктов. На слегка черствый хлеб намазывают масло, сверху укладывают различные продукты, можно украсить зеленью.

Слайд 22

Закрытые бутерброды (сандвичи) приготавливают с двумя ломтиками хлеба, между ними укладывают продукт. Это могут быть помидоры, листья салата, отварное мясо птицы, сваренные вкрутую яйца и т. д. Ломтики между собой скалывают специальной палочкой или вилочкой-шпажкой, а сверху украшают ломтиками редиса, огурца, зеленью петрушки, дольками помидора.

Слайд 23

Закусочные бутерброды (канапе). Это маленькие бутербродики, размером 3x3. Канапе можно приготовить из различных продуктов. Хлеб нарезают острым ножом тонкими ломтиками, их можно поджарить на сковороде. Бутерброды подают на блюдцах или в вазах. Маленькие канапе протыкают вилочками-шпажками, с помощью которых берут бутерброд.

Слайд 24

Технология приготовления бутербродов.

  • Форма куска хлеба может быть самой разнообразной: прямоугольник, кружочек, ромбик, цветочек, звездочка и др.
  • Почти все бутерброды можно украсить зеленью, овощами и фруктами.
  • Бутерброды едят руками или с помощью закусочных вилочки и ножа.
  • Оформлять их можно зеленью, овощами, кусочками яйца и лимона, маслинами, соусом, майонезом и др.                                                                                      

Слайд 25

Существуют требования к качеству готовых бутербродов:

  • Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед подачей.
  • Горячие бутерброды должны быть определенной температуры.
  • Продукты, входящие в состав бутербродов, должны быть свежими.
  • Хлеб не должен быть слишком толстым или тонким.
  • Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом.
  • Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С - 3 часа.

Слайд 26

Существуют специальные инструменты для приготовления бутербродов

  • Острый нож или пилка для нарезки хлеба;
  • Доска для нарезки хлеба;
  • Острый нож и доска для резки ветчины, мяса, колбасы, сыра;
  • Фруктовый нож и доска для нарезки фруктов;
  • Нож с округлым концом для намазывания масла, паст и паштетов.

Слайд 27. Физкультминутка.

Слайд 28

К бутербродам подают горячие напитки. К горячим напиткам относятся чай, кофе, какао, как мы ранее уже сказали. Их готовят на воде, а также на молоке. При добавлении сахара, молока или сливок питательная ценность горячих напитков повышается.

Горячие напитки чаще всего подают на завтрак и полдник. Готовить их рекомендуется непосредственно перед подачей.

Слайд 29

Чай – один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Он является тонизирующим напитком, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придает ощущение бодрости.

Чайное растение - вечнозеленый кустарник, культивируемый в районах с тропическим и субтропическим климатом. Для получения чая используют в основном молодые листья растения.

В старинной китайской легенде рассказывается о рождении чайного куста. Жил некогда в Китае мудрый монах Даррама. Однажды он увидел во сне Будду и, потрясённый этим, дал обет молиться, не смыкая глаз дни и ночи. Как-то раз Даррама не выдержал усталости, веки его незаметно сомкнулись, и он крепко уснул. Проснулся монах в ужасе – ведь он нарушил обет, данный самому богу! Тогда он отрезал свои веки, и бросил их на землю. А весной на том месте, куда упали веки мудреца, вырос зелёный куст, листья которого обладали чудесным свойством! Они прогоняли сон. Родина чая – Китай. Молодой листочек по-китайски называется «тцай-йе». Отсюда и произошло слово чай.

Слайд 30

А на Руси в давние времена чай был неизвестен. В суровые зимы русские люди согревались ароматическими и целебными напитками, приготовленными из различных лесных ягод и трав. В летние дни они прекрасно утоляли жажду, а после зимней русской бани были просто незаменимы. Богаты были лесные напитки витаминами, обладали целебными силами, помогали от простуды, лихорадки и другой хвори. У каждой семьи свои любимые чаи: из листьев земляники, малины, ежевики, мяты, смородины, липы.

В Московском Кремле в XVI веке была палата Огородной слободы, где готовили и хранили сухие травы. Кто знает, может быть, и по сей день пили бы мы лесной чай, если бы не вторгся в нашу жизнь напиток из восточных стран – китайский чай.

Слайд 31

Помимо черного чая, есть еще зеленый (обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена); красный (является наиболее ароматным сортом чая); желтый (относится к наиболее высококачественным видам чая).

Как же это произошло, кто же его привёз из такой дали?

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я от роду не знаю,

Что с ним делать, как с ним быть.

Взял тогда налил водички,

Всыпал этот чай в горшок

И прибавил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Варево разлил по плошкам,

Хорошенько размешал;

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости мялись и плевались,

Барин аж рассвирепел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

Наконец-то догадался!

Я забыл чай посолить.

А как же надо было приготовить чай? Слайд 32

- Для приготовления чая используют заварной чайник. Чтобы заварить чай, необходимо ополоснуть и ошпарить заварной чайник, насыпать в него заварку и залить кипятком на 1/3 чайника. Дать настояться под специальной грелкой 5-8 минут, а потом долить чайник кипятком.

- Какие пословицы про чай вы знаете? Слайд 33

  • Чай пить – приятно жить.
  • Выпей чайку – позабудешь тоску.
  • С чая лиха не бывает.
  • Устал – пей чай; жарко – пей чай; хочешь согреться – пей чай!
  • Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

Слайд 34

Кофе - тонизирующий напиток. Кофе очень стимулирует физическую и психическую активность человека. Натуральный кофе - это семена (зерна) плодов тропического кофейного дерева, вечнозеленого. Существует много сортов кофе. Лучшим сортом кофе считается арабский, его называют «Мокко».

В продажу кофе поступает в зернах, молотый и растворимый. Если кофе в зернах, его перед размалыванием обжаривают. Варят кофе в кофейнике, в электрической кофеварке и специальном сосуде - турке.

Детям лучше пить не кофе, а кофейные напитки, в состав которых, в основном входят такие продукты, как соя, ячмень, цикорий, каштаны и др.

Слайд 35

Какао. Родина какао - тропические леса Южной Америки, берега Амазонки и Ориноко. Плоды какао весят около полкилограмма каждый. Они очень похожи на огурцы. Под мясистой оболочкой у них расположены плоские семена, похожие на бобы. Когда плоды какао собраны, они должны быть не позднее следующего дня вскрыты, а бобы отделены от мякоти. Затем бобы какао подвергаются брожению, сушатся, сортируются, упаковываются и отправляются на шоколадные фабрики.

До середины XIX века какао считалось величайшей роскошью, его пили лишь очень богатые люди.

- Расскажите, что вам известно о какао.

(Какао-порошок получают в результате переработки какао-бобов - семян тропического дерева какао. Это дерево называют еще шоколадным деревом. Родина шоколадного дерева — Южная Америка. Из какао-порошка готовят какао - питательный и вкусный напиток, полезный детям. Хранят какао-порошок в плотно закрытых банках.)

Слайд 36

Существуют требования, которые предъявляют при приготовлении горячих напитков:

  • Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.
  • Нельзя использовать чайную заварку через 3—4 часа или на следующие сутки после приготовления.
  • Готовый кофе подают горячим или холодным, но не теплым.
  • Цвет напитка должен быть, если это чай, красно- коричневым или зеленоватым, если кофе - темно-коричневым.
  • Напиток должен быть прозрачным.

IV. Практическая работа.

Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют практическую работу: приготовление бутербродов и чая с сахаром.

Слайд 37, 38

Класс делится на две группы, и выполняют приготовление различных видов бутербродов и чая.

Слайд 39

Перед началом работы повторяются правила безопасной работы. Учащиеся пользуются инструкционными технологическими картами при приготовлении бутербродов и чая.

Учитель, обходя рабочие места, контролирует соблюдение технологической последовательности при работе, соблюдение правил техники безопасности.

По окончании практической работы проводится  дегустация готовых бутербродов и чая.

V. Анализ и оценка урока.

Слайд 40

Подведём итог урока. Рефлексия.

  • Чему научились на уроке?
  • На каком этапе приготовления блюда испытывали затруднения?
  • Как могут пригодиться вам в дальнейшем приобретенные знания?

Оцените свою работу на уроке.

Слайд 41

Продолжите предложения:

Я узнала…

Я научилась…

Мне пригодится это…

Мои впечатления об уроке…

VI. Домашнее задание. Слайд 42

Слайд 43

Каждому из вас я говорю спасибо за добросовестную и активную работу.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1461074285.ppt (презентация к уроку)

Опубликовано


Комментарии (2)

Туголукова Елена Николаевна, 04.05.16 в 14:26 0Ответить Пожаловаться
Очень повезло Вашим ученикам! Замечательный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.