12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарина Васильевна707
Я ооочень люблю свою работу!
Россия, Крым респ., Симферополь
4

Вводный урок. Знакомство с предметом «Технология»

Всероссийский конкурс на лучший вводный урок «Знакомство с предметом»

Урок по технологии

 для учащихся 5-го класса

Вводный урок. Знакомство с предметом «Технология»

Разработчик: Власова Дарина Васильевна

Учитель технологии

МБОУС(К)ОШ «Надежа»

Г. Симферополь, Республика Крым

Цель урока:  

Дать учащимся представление о предмете «Технология».

Знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с разделом «Кулинария»

Задачи урока:

Образовательные:

Ознакомить учащихся:

с предметом «Технология»;

с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены;

с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по ОТ;

С оборудованием кухни.

Развивающие:

Способствовать развитию:

памяти, внимания, наблюдательности, наглядно – образного мышления;

выделять главное в сказанном, прочитанном, увиденном;

умению анализировать, способностей развития индивидуально и в группах.

Воспитательные:

воспи­тывать у учащихся чувство ответственности;

прививать на­выки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих;

воспитывать любовь к рукоделию, прививая навыки культуры труда и аккуратности.

Тип урока:  урок освоения новых знаний.

Кол – во часов: 2

Методы обучения: Словесные, наглядные.

Средства наглядности:  плакаты по технике безопасности, рабочая тетрадь, учебники, раздаточный материал.

На доске: ромашка с цифрами (план урока).

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент

Мотивация учащихся

Знакомство с новым материалом

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Инструктаж

Оборудование кухни

ХОД УРОКА

Организационный момент

Вы уже успели обратить внимание на доску – на ней находится ромашка с отрывными лепестками (ПРИЛОЖЕНИЕ А). В каждом лепестке – цифра. Каждая цифра имеет свое значение… Давайте прочитаем, с чем мы сегодня должны познакомиться:

1 лепесток – Готовность

2 лепесток – Знакомство

3 лепесток – Предмет «Технология»

4 лепесток – Учебник

5 лепесток – Инструктаж

6 лепесток – Знакомство с кухней

7 лепесток – Самоконтроль

8 лепесток – До скорой встречи!

Здравствуйте, девочки! Для начала, давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Проверьте книжки, ручки, тетрадки и дневнички (отрывается лепесток №1)!

Давайте познакомимся! Меня зовут Дарина Васильевна (перекличка). Я буду вести у вас этот интересный предмет до 9 класса (отрывается лепесток №2).

Не желаете ли узнать, что это за предмет? С чем я хочу вас познакомить? Какие трудности могут возникнуть, и как их решать?

2. Мотивация учащихся

Знаете ли вы, что когда вы что – либо делаете, не важно что это – салфетка, открытка, вязаное изделие, вы становитесь мастером, создателем чего – либо нового, эксклюзивного… Если вы хотите всему этому научится, наш новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно!

3. Знакомство с новым материалом

Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne - «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.

Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату.

С помощью нашего предмета, все то, что казалось бы, доступно лишь узкому кругу людей – одаренным и талантливым, доступно станет и нам!

А кто из вас знает, как называется наш кабинет (ответы детей)? Правильно, Мастерская!

А почему именно мастерская? С чем ассоциируется у вас это слово (ответы детей) (отрывается лепесток №3)?

Еще одно, с чем вы должны сегодня познакомиться – это наш учебник. Давайте на него посмотрим, узнаем авторов. Найдите раздел «Содержание», где указаны все разделы, темы и параграфы, давайте познакомимся с разделами. Видите, как много нового нам предстоит узнать, сколько всего освоить (отрывается лепесток №4)!

Теперь перейдем к вашему рабочему месту. Что же это такое (ответы детей)? Рабочее место закрепляется за каждым на целый год. За ним вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке.

Во время работы необходимо будет следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к искривлению позвоночника, ухудшает зрение.

3.1. Инструктаж

Но для того, чтобы работать в кабинете, этих знаний нам мало! Самое основное, что необходимо соблюдать в мастерской – это правила безопасности. В последующем, каждый новый урок будет начинаться именно с них! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев и травматизма. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Первый раздел, который мы с вами начнем изучать – это один из самых интересных, и называется он … (ответы детей), правильно – Кулинария.

На этих уроках, мы с вами должны овладеть необходимыми навыками для работы с различными продуктами, посудой.

Как вы считаете, какими необходимыми ЗУН мы должны овладеть на уроках кулинарии? (ответы детей)

Правила сервировки стола;

Правила приготовления блюд;

Свойства продуктов.

Правильно. Но мы не можем приступить к изучению новой темы, пока не ознакомимся с основными правилами безопасной работы при выполнении кулинарных работ (детям раздаются листы, которые они должны вклеить в тетради, после чего зачитываются правила безопасности):

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

Проверить исправность кухонного инвентаря.

Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.

Включить вытяжную вентиляцию.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик.

Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки.

Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.

Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком.

Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.

При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.

Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.

Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.

Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.

При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.

В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.

4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.

Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.

Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.

Умницы (отрывается лепесток №5).

 

3.2. Оборудование кухни

 

Пришло время знакомиться с новым первым разделом – КУЛИНАРИЯ. Давайте откроем наши тетрадочки, и запишем несколько определений.

Кухня – специально оборудованное помещение, служащее для приготовления пищи (запись в тетрадях) (отрывается лепесток №6).

Чтобы приготовить пищу, нам мало иметь 1 комнату, что еще для этого необходимо (ответы детей)? Правильно, надо иметь продукты, кухонную посуду, инструменты и приспособления, нагревательные приборы. Для подачи готовых блюд на стол нужна столовая и чайная посуда, столовые приборы.

Как вы думаете, что у нас относится к столовым приборам (ответы детей)?

К столовым приборам относятся ножи, вилки, ложки, лопатки, щипцы (запись в тетрадях). В зависимости от назначения они могут иметь различную форму и размер. Например:

Ложки бывают столовые, десертные, разливательные, чайные, кофейные, для соли и др.

Вилки бывают столовые, десертные, для рыбы, для фруктов;

Ножи – столовые, десертные, для масла, для рыбы, для фруктов (отрывается лепесток №6).

4. Закрепление изученного материала

Мы сегодня много узнали, давайте проверим себя, хорошо ли мы усвоили полученный материал? Для этого, я раздам вам листочки с табличкой, которую вам предлагается заполнить (ПРИЛОЖЕНИЕ В)! (отрывается лепесток №7).

5. Подведение итогов.

Умнички. Вот и подходит к завершению наше путешествие в новую страну с которой мы сегодня познакомились, называется она … (ответы детей), правильно, «Технология». Выставляются оценки за урок. В дневниках записывается домашнее задание:

- принести спецодежду для занятий.

И отрывается последний лепесток, в котором пишется «До следующей встречи!» (отрывается лепесток №8).

Приложение А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(вклеить в тетради)

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

Проверить исправность кухонного инвентаря.

Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.

Включить вытяжную вентиляцию.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик.

Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки.

Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.

Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком.

Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.

При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.

Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.

Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.

Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.

При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.

В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.

4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.

Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.

Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.

ПРИЛОЖЕНИЕ В


 

Задание: Заполните таблицу, вписав в нее номера названий посуды

ПОСУДА

НОМЕРА НАЗВАНИЙ ПОСУДЫ

Кухонная посуда

 

Столовая посуда

 

Чайная посуда

 

1. Сковорода

2. Чашка

3. Тарелка закусочная

4. Кастрюля

5. Чайник заварочный

6. Блюдце

7. Тарелка пирожковая

8. Чайник кухонный

Опубликовано


Комментарии (2)

Андрей Анатольевич, 28.12.15 в 23:12 0Ответить Пожаловаться
Великолепный урок. Прекрасное содержание и оформление. Учтены все моменты. Особенно я, как преподаватель ОБЖ, обратил внимание на меры безопасности. Сразу чувствуется, что весь материал идёт от сердца учителя. Спасибо.
Дарина Васильевна, 29.12.15 в 10:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.