Урок русского языка во 2 классе «Что такое главные члены предложения»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Что такое главные члены предложения»
Класс: 2 класс.
В классе присутствует учащийся, испытывающий трудности в адаптации.
Цель урока: ознакомление с понятием «члены предложения», «главные члены предложения».
| Задачи урока: Дидактические: изучить понятие «члены предложения», «главные члены предложения», научить находить главные члены в предложении. Развивающие: развивать навыки учебного сотрудничества, развивать логическое мышление. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, дисциплинированность, активность и самостоятельность учащихся. Оборудование: учебник: Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2019. Планируемые результаты: Предметные: -овладеть понятиями «члены предложения» и «главные члены предложения»; - уметь оперировать понятиями по теме «главные члены предложения»; - уметь находить и выделять основу предложения; - уметь задавать вопросы к главным членам предложения - актуализировать знания русского алфавита.. - умение на слух воспринимать учебную информацию; - уметь слушать и понимать учителя; - уметь вступать в диалог с учителем; - Проявлять дисциплинированность; - проявлять стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности; |
| |||||||||
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные | |||||||||
1. Организационный момент. Мотивация | Организовать обучающихся на учебную деятельность; настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятную атмосферу для урока. | Словесный | Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, возьмем друг друга за руку и вслушаемся в прекрасную мелодию. (взаимодействует с другими детьми) Повторяйте за мной следующие слова: - Я в школе на уроке, | Здороваются с учителем, повторяют слова, настраиваясь на урок. | Ф | Компьютер, колонки. | - | К: уметь слушать и понимать учителя. | - Проявлять дисциплинированность; - Проявлять интерес к изучению темы. | ||
2. Актуализация | Повторить ранее изученный материал, необходимый для открытия нового знания. | Словесный, практический | - Ребята, сегодня мы с вами будем узнавать кое-что новое, но, как вы думаете, что же мы должны сначала сделать? -Конечно! А какую тему мы с вами разбирали на прошлом уроке? - Какие вы молодцы, все помните. Тогда я вам предлагаю выполнить следующее задание: из данных слов вам нужно составить предложения, записать их в тетрадь. Спину держим прямо, тетрадь положили перед собой уголком, правильно взяли ручку и можем приступать к заданию. Кто уже готов прочитать предложения? Молодцы! | -Повторить изученное. -Что такое предложение. 1. Яркий луч сОлнца осветИл кОмнату. 2. Юра нашел гриб под ёлкой. 3. Дедушка подарил внуку красивый альбом. | Ф, И | Компьютер, проектор, экран, тетрадь, канцелярские принадлежности. | К: - уметь вступать в диалог с учителем; - формулировать понятные высказывания, мнение; -Правильно формулировать монологические высказывания. Р: -выполнять учебное задание в соответствии с целью. П: -применять полученные раннее знания и умения для выполнения ситуативного задания. | -Проявлять дисциплинированность; -Проявлять позитивное отношение к решению возникшей проблемы | |||
3. Целеполагание | Формулирование с учащимися цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации. | Словесный, практический, наглядный | -А вы знали, что, когда слова объединяются в предложение, каждое их них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения есть свое предназначение. -Кто может сказать, какие бывают члены предложения? - Верно, члены предложения делятся на 2 группы: главные и второстепенные. А сейчас давайте вернемся к предложению №2, которое вы записали в своих тетрадях. Поработайте в парах и обсудите с соседом, изменяется ли смысл предложения, если прочитать его без первого слова? Без второго? Третьего? На эту работу вам дается 2 минуты. Чья пара уже готова сделать вывод? -Верно, а теперь попробуйте подчеркнуть главные члены предложения. У кого возникли трудности? В чем? Хорошо, значит сегодня мы с вами этому научимся. Кто готов сформулировать задачи нашего урока? -Отлично, ребята! | - Главные и неглавные. -Работают в парах по заданию - В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль. - Я не знаю, какие слова являются главными в предложении. - Я не умею обозначать главные члены в предложении. 1. Познакомиться с понятием главные члены предложения 2. Научиться находить главные члены предложения. 3. Узнать, на какие вопросы отвечают главные члены предложения. | Ф, Г, И | Компьютер, проектор, экран, тетрадь, канцелярские принадлежности. | К: - строить монологические высказывания; - уметь вступать в диалог с учителем; -слушать и понимать учителя; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Р: -проявлять умение работать в парах; - самостоятельно формулировать тему и задачи урока. П: - уметь осуществлять поиск и выделение информации, - умение на слух воспринимать учебную информацию; | - проявлять стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности. | |||
4. Открытие нового знания | Организация деятельности учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования) | Словесный, практический | - У каждого из нас есть семья, она состоит из разного количества человек. Также и в предложении: слова, объединяясь друг с другом, образуют семью. Скажите, кто в семье главный? - В предложении тоже есть главные члены. Как вы думаете, какие это слова? Давайте проверим наше предположение. Для этого откроем учебник на странице 30 и прочтем правило. Теперь вы знаете, что такое основа предложения, попробуем найти ее в предложениях самостоятельно. Снова наступила золотая осень. Мелкими каплями дождь стучит по крыше. Запишите эти предложения в тетрадь и обведите главные члены предложения. На это задание вам дается 3 минуты. Кто готов озвучить основу предложения, которую нашел? -Верно, а на какие вопросы отвечают главные члены предложения? - Хорошо, значит, какой вывод мы можем сделать? Работа с интерактивной доской по группам ( назначить ребенка капитаном команды) | - Мама и папа - Слово-предмет и слово-действие. - Главные члены составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения. - Наступила осень. - Дождь стучит. -Что? Что сделала? Что делает? Главные члены предложения отвечают на вопросы Кто? Что? И что делать? Что сделать? | Ф, И, Г | Компьютер, проектор, экран, тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник русского языка УМК «Школа России». | -Оперировать понятиями «члены предложения» и «главные члены предложения»; -уметь находить и выделять основу предложения; -уметь задавать вопросы к главным членам предложения . | К: -уметь вступать в диалог с учителем; -слушать и понимать речь учителя; - уметь строить монологические высказывания; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. - Р: -уметь выполнять учебное задание в соответствии с правилом, целью. П: -уметь работать с учебником; -применять полученные раннее знания на практике. | -Проявлять интерес к теме и предмету; - проявлять позитивное отношение к решению возникшей проблемы. | ||
5. Физминутка | Отвлечение учащихся от учебной деятельности, эмоциональная и физическая разгрузка учащихся. | Практический | Ребята, вы уже хорошо поработали, поэтому я предлагаю вам немного отвлечься и выполнить физминутку. Повторяйте слова и движения за мной. (попросить учащегося провести физминутку) В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши) | Выполняют физминутку вместе с учителем. | Ф | Компьютер, проектор, экран. | - Актуализировать знания русского алфавита. | К: -воспринимать и понимать речь учителя. | - Проявлять интерес к изучению темы; - проявлять дисциплинированность; | ||
6. Первичное закрепление | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Словесный, практический | Ребята, я вижу, что вы отлично поняли новый материал, поэтому предлагаю вам выполнить упражнение 32 на страницу 30 нашего учебника. Саша, прочитай задание, пожалуйста. - Отлично! А теперь в предложениях с ответами найдите основу и сверху над главными членами предложения подпишите вопрос, на который они отвечают. Проверим, правильно ли вы выполнили предложенное задание. | - Прочитай вопросы. Составь и запиши ответы на вопросы, используя данные слова. Где росла рябина? – Рябина росла у школы. Кто прилетел к рябине? – К рябине прилетели дрозды. Что делали птицы? – Дрозды стали клевать ягоды рябины. Рябина (что?) росла (что делала?) Прилетели (что сделали?) дрозды (кто?) Дрозды (кто?) стали клевать (что делали?) | Ф, И | Учебник УМК «Школа России», тетрадь, канцелярские принадлежности. | - уметь оперировать понятиями по теме «главные члены предложения». | К: -проявлять умение слушать товарищей и учителя, вступать с ним в беседу; -уметь правильно излагать свои мысли; Р: - выполнять учебное задание в соответствии с правилом, целью; - выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. П: -уметь работать с учебником. | -Проявлять позитивное отношение к решению возникшей проблемы; - Оценивать собственные достижения при освоении учебной темы. | ||
7. Итог урока. Рефлексия | Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | Словесный | Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог: сыграем в игру. Хорошо, тогда начнем. | Топают Хлопают Хлопают Прощаются с учителем. | Ф | - | - уметь оперировать понятиями по теме «главные члены предложения». | К: -воспринимать и понимать речь учителя. Р: - выполнять задание в соответствии с правилом. П: - уметь на слух воспринимать учебную информацию; | -Ощущать значимость темы и предмета в жизни человека - Оценивать собственные достижения при освоении учебной темы |