12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кириченко Галина Павловна111
Что такое радость? Это начало солнечного утра, это здоровая и понимающая семья, и, конечно, любимая работа))) Мои малыши, для которых я и педагог, и человек, который в любую минуту придет на помощь, и советчик, и пример во всех делах и поступках.
Россия, Рязанская обл., город Новомичуринск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»


МОУ «НСОШ №2»


                                            Урок русского языка во 2 «Б» классе


Главные члены предложения


Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Кириченко Галина Павловн




Учебный предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Задачи урока:

Обучающие: 1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;

Развивающие: 1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к труду, друг к другу, навыки сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

Личностные:1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

Предметные: обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;

Метапредметные:

Познавательные: обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией на карточке;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные:обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.

Оборудование: компьютер, проектор,интерактивная доска , карточки с заданиями, дидактический материал для самостоятельной , парной и работы в группе ,учебник « Русский язык»-2 класс, автор Т.Г. Рамзаева.          

            

                                                Ход урока.                                             

Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

II. Психологический настрой детей на урок.

Встали ровно, повернулись и друг другу улыбнулись. Вспомним формулу добра :

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра, если будет трудно, я тебе помогу. Садитесь.

Уч: Я хочу чтобы наш урок прошел в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания

III. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

1. - Откройте тетради, запишем число.

Спишите не допустив ошибок в орфограммах.

(Дети записывают число, ученик комментирует).

2.-Словарная работа.

Посмотрите на доску и определите какое задание я хочу вам предложить? (вставить пропущенные буквы)

- Возьмите сигнализаторы и покажите, какие буквы пропущены в словах.

А в это время по самостоятельно по карточкам поработают 2 ученика .

Р.СУНОК, ЯГ.ДА, В.Р.БЕЙ,МЕС.Ц,К.Р.НДАШ,М.СКВА,ЗА.Ц,Р.БЯТА.

-А что объединяет все эти слова? (они словарные, их нужно запомнить)

3.Звуко-буквенный анализ слова.

-Послушайте загадку.

Утром в школу мы идем-

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

-О каком времени года идет речь? ( об осени)

-Запишем это слово и сделаем звуко- буквенный анализ. / о сэн/

-Назовите осенние месяцы.

-Составьте красивые предложение со словом ОСЕНЬ.

-Давайте запишем предложение. НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. (Ученик пишет на доске с комментированием)

- Каким другим словом ,с таким же значением,мы можем заменить слово ЗОЛОТАЯ (желтая, блестящая).

-Больше вариантов нет?А помочь нам может вот такой словарь (словарь синонимов).Мы уже знакомились с толковым словарем С.И. Ожегова, со словарем фразеологизмов,а это словарь синонимов, слов с одинаковым лексическим значением. Итак (зачитать варианты слова золотой).

IV Ф-ка . Игра «Да-нет»

-А сейчас мы поиграем в игру «Да-нет» и вспомним, что мы уже знаем о предложении.

-Встаньте, посмотрите налево, вы видите слово «ДА»,а направо слово «НЕТ», если вы согласны со мной , поднимите руки вверх и покажите на слово «ДА», если не согласны на слово «НЕТ»

-Слова в предложении связаны по смыслу? (да)

-Слова в предложении пишутся слитно? (нет)

-Предложение выражает законченную мысль? (да)

-Начало предложения пишем с маленькой буквы? (нет)

- Предложение состоит из слогов?(нет)

-В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак ?(да)



V. Постановка проблемы

Пробные действия.

-Предлагаю вам провести научное исследование.

-Посмотрите на предложение, которое вы записали.

-Прочитайте предложение без 1 слова. Получилось предложение? Почему? (Нет законченной мысли)

-Прочитайте без 2 слова. Получилось предложение?(Да)

-Прочитайте без 3 слова. Это предложение?(Нет)

-Почему, когда убирали слова- наступила и осень предложений не получилось?

Вывод:Это главные слова, без них не может быть предложения.

VI. Определение темы урока. Целеполагание.

Значит какая же тема урока? Главные члены предложения.

А какие цели мы поставим перед собой? Чему будем учиться ?(Научимся находить главные члены предложения)

-Давайте ещё раз назовём главные члены в этом предложении.

-Посмотрите: два разных слова- наступила, осень,а вместе называются главными членами.

У нас в классе 22 человека и у каждого есть имя. Тебя как зовут? А все вместе мы как называемся?(класс)

-Вот так и главные члены предложения имеют свои имена, названия,сейчас мы узнаем какие.

-О чем говорится в предложении (Об осени.)

-Задайте вопрос к этому слову(Что? Осень.)

Это главный член предложения, его имя-подлежащее,оно указывает о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркивается одной чертой.(Подчеркните.)(Вывешивается над доску под темой)

-Что говорится об осени (Что сделала?Наступила.)

-Это второй главный член предложения, его имя-сказуемое.Оно обозначает ,что в предложении говорится о подлежащем. Подчеркивается двумя чертами.(Подчеркните.)(Вывешивается над доску под темой)

Сделайте вывод. Главные члены предложения-подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.

Историческая справка.(1Слайд) Слова подлежащее и сказуемое были введены русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения»

Сказуемое – то, что «сказано о подлежащем»

VII. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Составление алгоритма.

- Как вы будете определять главные члены? С чего начнете? Составим алгоритм.

-А помогут вам вот эти карточки.(На доске хаотично расположены карточки)

Как найти главные члены предложения .

1.Прочитай предложение.

2. Найди о ком или о чем говорится в предложении ,задай вопрос кто? или что?

3.Подчеркни подлежащее одной черотой.

4.Найди слово, которое называет что делает тот, о ком сообщается в предложении, задает вопрос (что делает? что делают? что будут делать?)

5.Подчеркни сказуемое двумя чертами.

6.Прочитай грамматическую основу.

Прослушивание правила.

-Давайте проверим правильность наших рассуждений, послушаем профессора Самоварова. (И.Д.)

VIII .Физминутка.

-Поставим вопрос от подлежащего к сказуемому и выполним действие.

Заяц (прыгает) Медведь (топает)

Рыбы (плавают) Птицы (летают)

Лентяй (потягивается) Спортсмен (наклоняется)

IX. Первичное закрепление . (2 слайд)

-Прочитайте стихотворение. Сколько предложений в этом четверостишие ? Из каждого предложения выпишите только подлеж. и сказуемое, применяя составленный алгоритм.

Упр. №1.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет.

Глухо шепчет темный лес.

-(Каждая основа с большой буквы и после неё ставится точка. Строчки дописываем.) (Из каждого предложения основу на доске выписывает отдельный ученик.)

(Оценим упр. сигнализатором.)

-Следующее задание выполните в паре. У вас на столе есть карточки, прочитайте задание и приступите к выполнению.

Упр. №2.

Соедините слова в грамматическую основу.


солнце затих

листья полил

ветер облетели

лужи спряталось

дождь появились

X.Закрепление знаний.

Работа в группе. Разделитесь на группы. Не забываем о соблюдении правил дружной работы. Вспомним девиз работы в группе :

Учись,старайся не ленись, к добрым знаниям стремись.

Я вам раздам листы с заданиями, прочитайте их и приступите к выполнению.

1гр.Вставьте пропущенные слова, подчеркните главные члены в предложениях.

1.Стоит ясный осенний день.

2.Голубое небо отражается в холодной реке.

2 гр.

3.Осинки греются в последних лучах солнца.

4.Березки накинули на себя цветные сарафаны.

3гр.

5.Через рощу бежит речка.

6.Она несет свинцовые воды вдаль.

4гр.

7.По воде плывут точеные листья березы.

8.Природа прощается с летом.

Выполненные задания вывешиваются на доску. Представитель группы читает свои предложения и поясняет.

Оценим результат. (если согласны-зеленый, нет-красный)

Посмотрите на доску, что получилось. (Текст.)

-Зачитаем текст к картине Исаака Левитана «Золотая осень». (Читает ученик, картина на экране )

-Исаак Левитан большую часть своих картин посвятил осени, именно она была его любимым временем года.

XI. Итог урока.

-Какая тема урока?

-С какими членами предложения познакомились?

-Что такое подлежащее?

-Что такое сказуемое?

-Для нахождения главных членов чем будем пользоваться ?

XII. Рефлеския.

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах кленовые листья 3 цветов. Возьмите в руки зеленые листочки те ребята, которым все удалось и было все понятно на уроке ; кому было немного трудновато возьмите желтые листочки; кому было тяжеловато и кому нужна помощь-красные.

-Посмотрите, какой прекрасный букет получился!Это результат нашей работы. Поместим его в «ВАЗУ ДОБРА» ведь на протяжении всего урока вы были доброжелательны друг к другу. В вазе больше зеленых листочков и это говорит о том, что вы молодцы!Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя по головке и скажите «Я молодец!» Спасибо за работу!

XIII. Домашнее задание:

Посложнее с. 74 № 132, полегче с.74 № 131







Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.