Дистанционная профориентационная работа с обучающимися ОВЗ и их родителями специалистами психолого-педагогической службы
Автор - Горячева Н.В.,
педагог-психолог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы № 2036»,
ГБОУ Школа № 2036, г. Москва, Российская Федерация,
Аннотация:
Данная статья содержит алгоритм профориентационной работы в 8-11 классах общеобразовательной школы, которая может проводиться с обучающимися ОВЗ и обычными обучающимися. Мероприятия, включенные в программу, составлены так, что их можно проводить очно и дистанционно, что обусловлено состоянием здоровья обучающихся ОВЗ. Использованы известные профориентационные методики и инновационные компьютерные базы, такие как "Атлас новых профессий".
Ключевые слова:
Профориентация, дистанционное консультирование, успешность, карьера.
Тезисы:
Главные задачи современной школы – повышение успешности каждого ученика путем раскрытия способностей, воспитания нравственной и патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, умеющей самостоятельно ставить цели и добиваться их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
Из вышесказанного следует, что требования ФГОС к выпускнику средней школы относятся и к обучающимся ОВЗ.
Мы знаем, что ФГОС ООО определяет «портрет выпускника основной школы». Один из его пунктов: «Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы» [1]. Это четко сформулированный запрос современной школе – функциональная система профориентации. Без профориентационной работы с обучающимися ОВЗ и их семьями крайне сложно воспитать подростка, который будет ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
С подростками ОВЗ и их родителями необходимо проводить регулярную, поэтапную профориентационную работу, которая поможет выявить и максимально развить способности обучающихся, и будет способствовать осознанному выбору будущей профессии - поможет в выборе учебного заведения для продолжения обучения с максимальной продуктивностью развития выявленных и сформированных способностей обучающегося ОВЗ.
Важной отличительной чертой профориентационной работы с обучающимися ОВЗ и их семьями будет её дистанционность, ведь по состоянию здоровью такой подросток вынужден или полностью обучаться на дому или периодически не посещать школу из-за необходимости периодически находиться в стационаре или дома. Тем не менее, основные этапы профориентационной работы с подростком ОВЗ не отличаются от работы с обучающимися, не имеющими особенностей здоровья.
Все этапы профориентационной работы построены таким образом, что могут осуществляться разными способами:
1) если подросток находится дома или в стационаре и имеет возможность пользоваться современными гаджетами, то психолог находится на связи (Скайп, конференция, телефон), чтобы иметь возможность разъяснить вопросы, которые могут вызывать затруднения у подростка;
2) если подросток посещает учебное заведение достаточно регулярно, то профориентационная работа может проводиться с ним лично и дистанционно [2].
1 этап (7-8 класс):
На подготовительном этапе обучающимся предлагается заполнить анкету «Мои предпочтения в профессии». Вопросы анкеты составлены таким образом, что позволяют оценить настоящие и значимые интересы и склонности подростков в школе.
Во время заполнения анкеты обучающимся ОВЗ психолог должен находиться в зоне доступа, чтобы иметь возможность разъяснить непонятные вопросы [2].
2 этап (8-10 классы):
Далее проводится профориентационное тестирование обучающихся. Цель – определить интересы и склонности обучающихся в сфере выбора будущей профессии.
Интересные результаты показал электронный «Атлас новых профессий» Д.А. Судакова и «Мир профессий – моя карьера».
Так как данный вид работы может проводиться не только лично, но и дистанционно, удобно иметь все необходимые материалы в электронном виде, чтобы их было удобно пересылать по электронной почте.
3 этап (9-11 классы):
С помощью программ предпрофильной подготовки на профориентационных занятиях я помогаю подросткам детально разобраться в мотивах и выбрать для себя предпочтительную профессию.
Используются программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной [5], «Психология – 9-11 класс» И.В.Дубровиной [3], «Курс предпрофильной подготовки» Н.С.Пряжникова [4] и другие.
4 этап (8-11 классы):
Разъяснительная работа с родителями обучающихся. В индивидуальной и групповой работе до их сведения доводятся результаты профориентации и личностных особенностей детей. Родители собираются вместе на лектории, круглые столы, семинары, мастер-классы.
Цель консультаций–оказание родителям и самим выпускникам помощи в успешном профессиональном определении подростков.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= 2588.
- Горячева Н.В. Дистанционное психологическое консультирование в условиях современного образовательного учреждения. http://infourok.ru/distancionnoe_psihologicheskoe _konsultirovanie_iz_opyta_raboty-421411.htm. 2015 год.
- Дубровина И.В. Психология – 9-11 класс. М., Издательский дом РАО. 2015 год.
- Пряжников Н.С. Курс предпрофильной подготовки. М., Генезис, 2013 год.
- Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М, Генезис, 2014 год.
Горбачёва Марина Юрьевна
Горячева Наталья Валерьевна