Психолого-педагогическая диагностика профессиональной направленности обучающихся с ОВЗ (Тест «Человек-профессия»)
Психолого-педагогическая диагностика профессиональной направленности обучающихся с ОВЗ
Косарева Елена Александровна
ГКОУ СО «Туринская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Профориентационная деятельность – одно из основных направлений работы с обучающимися с ОВЗ и не только потому, что коррекционная школа ориентирована на трудовое обучение. А еще и по тому, что правильно выбранная профессия – залог дальнейшей самореализации и благополучия личности. Главная задача профориентационной работы в нашей школе – сориентировать учащихся в соответствии с их реальными возможностями с учетом желаний и склонностей на обучение по доступной им профессии.
Готовность к выбору профессии характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью учащегося и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная профессия.
При организации диагностической работы в специальной (коррекционной) школе появляются некоторые проблемы, в связи с которыми оказывается невозможным применение методик, используемых в массовых школах. Это такие особенности учащихся, как: низкий уровень развития познавательных процессов, неспособность к формированию отвлеченных понятий, ограниченность представлений о мире профессий, завышенные самооценка и уровень притязаний.
В связи с этим невозможным становится применение стандартизированных многофакторных опросников, опросников на определение способностей учащихся, применяющихся в массовой школе. Анкеты и опросники для учащихся специальной (коррекционной) школы должны быть простыми и доступными для понимания – краткие формулировки вопросов, простые предложения, отсутствие сложных слов; не большими по содержанию. Перечисленным особенностям соответствует используемый нами тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». Методика предназначена для определения предпочитаемых видов профессиональной деятельности. За основу взята классификация типов профессий Е.А.Климова. Адаптирована нами для использования обучающимися с ОВЗ.
Методика определяет следующие четыре типа профессий:
человек - человек, человек - техника, человек - художественный образ, человек – природа.
Инструкция к тесту.
1) возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на четыре колонки:
I – «человек – природа»,
II – «человек – техника»,
III – «человек – художественный образ»,
IV – «человек – человек»;
2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе. Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;
3) ответив таким образом на 24 утверждения, подсчитываем суммы выписанных цифр с учетом знака в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие – неподходящим профессиям.
Тест
1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (IV-1).
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (III-1).
4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-2).
5. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1).
6. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (IV-1).
7. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2).
8. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (III-2).
9. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
10. Активно участвую в художественной самодеятельности (III-1).
11. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).
12. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (IV-2).
13. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
14. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (III-2).
15. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).
16. Я почти никогда не ссорюсь (IV-1).
17. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1).
18. Мне часто случается помогать незнакомым людям (IV-2).
19. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (III-1).
20. С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1).
21. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).
22. Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (IV-1).
23. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1).
24. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (III-1).
Обработка и интерпретация результатов теста.
Краткое описание типов профессий.
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
II. «Человек-техника». Если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
III. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек художественный образ» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи, маляр, печатник).
IV. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• медицинское обслуживание (санитарка, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, официант, вахтер);