12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вологжина Надежда Дмитриевна984
Россия, Иркутская обл., Иркутск
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»

Тема: «Нравственные ценности семьи»

Цель: 1. Содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных и моральных нормах.

2. Показать родителям значимость проблемы нравственного воспитания детей в семье.

3. Формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств подростка, их приоритетности в жизни каждого человека.

4. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения: устный журнал, с использованием интерактивных методов обучения в группе: мозговой штурм, дискуссия, энергизатор.

Оборудование: презентация

Ход занятия:

I. Приветствие. Энергизатор «Импульс»

- Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние после уроков и поприветствовать друг друга, выполним упражнение «Импульс». Давайте встанем в круг. Возьмемся за руки. Передавать «импульс» будем сжатием руки друг друга. «Импульс» отправлять буду я. Я передаю «импульс» тепла. (Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс», когда «импульс» вернется к ведущему, он вновь его отправляет). Я передаю «импульс» добра, радостного настроения, счастья.

II. Вступительная часть. Сообщение темы.

«Нравственность — это склад души, выражающийся в поступках».

Аристотель (др.-гр. ученый 384-322 г.г. до н.э.)

«Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла».

                 Жан-Жак Руссо

- Как вы понимаете эти высказывания?

- Мы собрались сегодня все вместе на час общения родителей и детей не случайно. Нас собрала актуальная и значительная тема разговора, разговора о нравственности.

Тема нашего часа общения «Нравственные ценности семьи»

III. Основная часть.

1.Понятие нравственности и нравственных ценностей.

- Что означает это магическое слово – нравственность?

Нравственность – это духовные и душевные качества, этические нормы, правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни.

- А что же такое нравственные ценности?

Нравственные ценности - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения в самых непредвиденных ситуациях.

- Правила эти во многом зависят от того, как человек живет, как формируется образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение.

2. Понятие семьи.

- Вы, ребята, становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Как появилось слово "семья”

Когда появилось слово “семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,,Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь “Я”.

Вот так на земле появилась семья.

- Как вы понимаете это слово семья?

Семья это родные друг другу люди, живущие вместе.

Ученик: Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Ученик: Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

3. Представление презентаций «Моя семья».

- Дети готовы рассказать о своих семьях.

4. Понятия о нравственных качествах.

- Одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья главное богатство в жизни. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Послушайте стихотворение «Разговор мамы с дочкой».

Мне не хватает теплоты, -
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты и в
летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: Я поняла! -
И тащит одеяло.

- О какой теплоте говорила мама?

- Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

- Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает большими возможностями воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.

- Наша работа как классных руководителей, учителей – предметников может только стимулировать нравственное развитие детей, но главными воспитателями нравственности являетесь в первую очередь вы, родители.

Образ жизни ребенка, как правило, определяется образом жизни родителей. Выйдя из дома, придя в школу, находясь в общественных местах, общаясь с людьми, дети приносят заложение дома привычки, стиль общения, проявляя себя на определенном уровне культуры.

- Послушайте басню Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и подумайте, о каком нравственном качестве говорится в басне.

- Как в вашей семье относятся к старшим?

5. Воспитывающие ситуации.

- Учащиеся и родители делятся на группы: взрослую и детскую. Каждая группа получает задание и решает нравственную ситуацию. Ситуации одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции.

Ситуация 1. Мальчик лет 13 – 14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует. Оцените действие мальчика.

Ситуация 2. Мама, заметив, что уже третий раз одиннадцатилетний сын в её отсутствие берёт деньги из коробки, где всегда лежит мелочь на текущие расходы, сказала:

- Гена, ты не находишь, что брать втихомолку даже небольшие деньги, то же, что украсть.

- Но ведь тебя не было дома, - ответил мальчик, краснея.

- Как поступил мальчик? Что он должен был сделать?

6. Пословицы о семье.

- О дружной и счастливой семье сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки о семье знаете вы, ребята?

Счастлив тот, кто у себя дома.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

Согласную семью и горе не берет.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
♦ В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Семья в куче – не страшны и тучи.

7. Игра «Счастливый дом» .

- Мы выяснили, какими нравственными ценностями должна обладать семья и предлагаю вам построить счастливый дом.

1группа. На кирпичиках написать несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома. Что вы можете предложить для крепости семейных отношений?

(Взаимопонимание, взаимопомощь, любовь, внимание, уважение, забота, терпимость, вежливость, сочувствие, доброта, почтительность, ответственность, преданность)

2 группа. Создать «Технику безопасности» в доме, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

(Не вступать в пререкания с взрослыми, грубить, повышать голос в споре,  бездельничать, когда родители трудятся, причинять боль, оставлять родного человека в одиночестве, быть агрессивным, выплескивать свой гнев, злобу, обиду)

- Если члены семьи будут соблюдать нравственные законы, то такой дом можно назвать …. (крепость, очаг, защита, надежность, тепло,  уют, опора). Такой семье не страшны никакие неприятности. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения.

8. Составление нравственных законов семьи

- Все вместе составим свод нравственных законов семьи и класса.

1. Любите своих ближних

2. Уважайте других

3. Будьте

внимательными

чуткими

добрыми

вежливыми

честными

трудолюбивыми

заботливыми

терпеливыми

4. Не

грубите взрослым

обижайте ни словом, ни делом

причиняйте боль

оставляйте родного человека в одиночестве

- Есть одно «золотое» правило, которое вы, куда бы судьба вас не завела, должны исполнять:

ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.

10. Рекомендации родителям

- Уважаемые родители:

1. Любите своих детей

2. Понимайте их

3. Заботьтесь о них

4. Находите время для общения с ними

5. Воспитывайте в них ответственность

6. Вырабатывайте привычку слушаться

7. Учите детей быть дисциплинированными

уважать старших

придерживаться определенных правил общения в коллективе

быть внимательными и чуткими, готовыми прийти на помощь

всем членам семьи

- Основной метод развития нравственности, который вы можете использовать – беседы. В них, с помощью жизненных примеров, надо объяснять необходимые для формирования ребенка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.

IV. Итог

Ученик:

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

- Наши радости, успехи, удачи зависят от семьи, ее доброты, тепла, радушия. Когда в семье все хорошо – человек скрыт для окружающих. Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага.

V. Рефлексия

- Закончите фразу: «Сегодня я узнал (а) ….»

- Полезен ли был для вас наш час общения?

- Над чем вы задумаетесь?

- Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно общаться с вами.

Старый дед и внучек

(басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз мужик с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с Матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Мужик с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.