Урок «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши!» (Русский язык в начальной школе)
Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,
ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;
Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;
Развивать орфографическую зоркость учащихся;
Воспитать интерес к работе в группе
Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.
Подготовительная работа к уроку:
· деление класса на группы, изучение правил работы в группе.
1.Самоопределение к учебной деятельности
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
Интересные заданья,
Игры, шутки – всё для вас!
За работу, в добрый час!
2.Постановка цели урока
- Оценивать вашу работу будут родители.
- Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова
Доска: глупыши
чародеи
живчики
чумазики
смельчаки
ворчуны
крепыши
весельчаки
-Что общего у этих слов? (орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши»)
Тема урока- (дети)
Доска: Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши
-Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия
(мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д)
-Все дружно правила работы в команде
Говорим вежливо,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.
……………………………………
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
3.Актуализация знаний
1 задание «Знатоки правила»
-Команда рассказывает одно правило на выбор учителя, надо рассказать:
четко, правильно и дружно - 3б
В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши!
ЖИЗНЬ, КАМЫШИ
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Все сочетания ЖИ – ШИ
Ты только с буквой И пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА ишем только букву А!
Например: ЧАЙКА, ПИЩА
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ЧА и ЩА.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча –
Все слова на ЧА и ЩА.
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой А писать!
В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем только букву У!
Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
А учу да учу
Все слова на ЩУ и ЧУ:
Чум, чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У!
Результаты-итоги 1 задания- доска
4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
2 задание «Хорошие - чужие правила»
-Прочитайте. Объясните значение пословицы.
Доска
Ж…знь дана на добрые дела. ( Жизнь дана на добрые дела. )
Задание детям: Прочитать правила, вставить пропущенные орфограммы .Разбить правила на 2 группы «Хорошие- чужие правила»
давать прозвища товарищ. , смеш.ть и крич.ть на уроке, выруч.ть товарищ. , выполнять обещ. ния , громко ч.вкать, смеяться над ч.жими ошибками , защищ .ть слабых, убирать за собой ч.шки , общ.ться вежливо
Для родителей – каждая правильная орфограмма в слове -1б. , каждое словосоч. 1б., если верно разбили на группы (максм.количество 11+9=20б.)
выручать товарища выполнять обещания защищать слабых убирать за собой чашки общаться вежливо |
давать прозвища товарищу смешить и кричать на уроке смеяться над чужими ошибками громко чавкать |
Результаты 2 задания- доска
3 задание «Кроссворд жи-ши,ча-ща,чу-щу»
-Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».(Выполняют по группам)
Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Загадки для кроссворда
По горизонтали:
Ночь. Но если захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
Перед тем, как лягу спать,
Съем котлетку я опять.
Я расту, и мне так нужен
Калорийный, вкусный … (Ужин)
Хлеб сегодня я купил,
Деньги в кассу заплатил.
Оказалось, вот удача,
Что положена мне … (Сдача)
В краях заснеженных живу.
Их на прогулку я беру.
Чтобы по снегу пробежать
И кислородом подышать. (Лыжи)
Залатать плохой башмак
Без него нельзя никак.
На иглу оно похоже
И поранить палец может. (Шило)
Читаю учебник, нельзя мне иначе,
А то ни за что не решится … (Задача)
Распорядок этот дня
Был написан для меня.
Никуда не опоздаю,
Ведь его я соблюдаю. (Режим)
Мама мне пирог купила,
На тарелку положила.
Мне не нужно много класть –
Съесть смогу я только … (Часть)
По вертикали:
Теперь простуды не боимся
И среди луж мы веселимся.
Гулять пойдём сейчас с Алёшей,
Наденем на ноги … (Галоши)
Он хотя не самовар,
Выпускает так же пар.
В чашку воду я налью
И с баранками попью. (Чайник)
Центр – свободное пространство,
В городе находится.
Отсюда во все стороны
Улицы расходятся.
Как место называется,
Кто же догадается? (Площадь)
Однажды маг взмахнул рукой,
И вдруг стал белым кролик мой,
Хоть чёрным был. Я удивилась.
По воле мага что случилось? (Чудо)
Сочинение писала,
Всё черкала, исправляла.
Непонятно даже стало,
Где конец, а где … (Начало)
На обочине машина.
Гвоздь попал – спустила … (Шина)
В лесочке над речкой тот домик стоит.
И пусть невысок он, небросок на вид,
Но лето придёт, быть не может иначе,
Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)
Очень длинный кусок ткани
Вспомним быстренько мы с вами.
Этот головной убор
На индусах с давних пор. (Чалма)
Солнце весело блестело,
Вдруг всё сразу потемнело.
Дождь пошёл и даже град.
Кто же в этом виноват? (Туча)
С длинной шеей африканец,
Он в России иностранец,
И уже, который год
В зоопарке он живёт. (Жираф)
Результаты 3 задания - доска
4 задание «Зоркий глаз»
-Найди и исправь ошибки
Жизнь, щука, щявель, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чайка, передачя, чулок, учюсь, тащу, стучю, щявель, шырокий, чуточку, ищю, жывотное. (10 ошибок)
5 задание «Ребусы»
Ответы: машина, уши, щука
Памятка для родителей: за каждый верный ответ 1б.(максм.3б)
6 задание «Собери части слова»
-Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.
Для родителей: за каждый верный ответ 1б
Результаты 6 задания- доска
5.Рефлексия деятельности
7 задание «Собери предложение»
Задание : подумай и запиши правильно 2 предложения
у нас мы
замеч*тельные
родители дети сч*стливые
Ответ:
1вариант: Мы замечательные родители. У нас счастливые дети.
2 вариант: У нас замечательные родители. Мы счастливые дети.
-Я приглашаю мамочек ,чтобы они объявили резульоты.
Подарок конфеты «Шипучка»
-Чтобы в ваших сердцах шипело только доброе- светлое и для плохого не было места!
Домашнее задание (по выбору детей)
Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".
Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".
Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".
Приложение фото к уроку
Фото к уроку русского языка
По горизонтали: Ночь. Но если захочу, Щёлкну раз – и день включу. Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. Перед тем, как лягу спать, Съем котлетку я опять. Я расту, и мне так нужен Калорийный, вкусный … Хлеб сегодня я купил, Деньги в кассу заплатил. Оказалось, вот удача, Что положена мне … В краях заснеженных живу. Их на прогулку я беру. Чтобы по снегу пробежать И кислородом подышать.
Залатать плохой башмак Без него нельзя никак. На иглу оно похоже И поранить палец может.
Читаю учебник, нельзя мне иначе, А то ни за что не решится …
Распорядок этот дня Был написан для меня. Никуда не опоздаю, Ведь его я соблюдаю.
Мама мне пирог купила, На тарелку положила. Мне не нужно много класть – Съесть смогу я только … |
По вертикали:
Теперь простуды не боимся И среди луж мы веселимся. Гулять пойдём сейчас с Алёшей, Наденем на ноги …
Он хотя не самовар, Выпускает так же пар. В чашку воду я налью И с баранками попью. Центр – свободное пространство, В городе находится. Отсюда во все стороны Улицы расходятся. Как место называется, Кто же догадается? Однажды маг взмахнул рукой, И вдруг стал белым кролик мой, Хоть чёрным был. Я удивилась. По воле мага что случилось? Сочинение писала, Всё черкала, исправляла. Непонятно даже стало, Где конец, а где …
На обочине машина. Гвоздь попал – спустила … В лесочке над речкой тот домик стоит. И пусть невысок он, небросок на вид, Но лето придёт, быть не может иначе, Нас встретит с тобой эта милая … Очень длинный кусок ткани Вспомним быстренько мы с вами. Этот головной убор На индусах с давних пор.
Солнце весело блестело, Вдруг всё сразу потемнело. Дождь пошёл и даже град. Кто же в этом виноват?
С длинной шеей африканец, Он в России иностранец, И уже, который год В зоопарке он живёт. |
Задание : подумай и запиши правильно 2 предложения
у нас мы
замеч*тельные
родители дети
сч*стливые
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
Тихомирова Екатерина Витальевна
Шестакова Айгуль Инсафовна