Урок «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши!» (Русский язык в начальной школе)

12
2
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,

ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

Развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитать интерес к работе в группе

Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

Подготовительная работа к уроку:

· деление класса на группы, изучение правил работы в группе.

1.Самоопределение к учебной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам в прок.

Интересные заданья,

Игры, шутки – всё для вас!

За работу, в добрый час!

2.Постановка цели урока

- Оценивать вашу работу будут родители.

- Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова

Доска: глупыши

чародеи

живчики

чумазики

смельчаки

ворчуны

крепыши

весельчаки

-Что общего у этих слов? (орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши»)

Тема урока- (дети)

Доска: Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши

-Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия

(мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д)

-Все дружно правила работы в команде

Говорим вежливо,

говорим по очереди, не перебивая друг друга,

внимательно слушаем,

четко высказываем свое мнение,

соблюдаем порядок на парте,

уважаем мнение собеседника.

……………………………………

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

3.Актуализация знаний

1 задание «Знатоки правила»

-Команда рассказывает одно правило на выбор учителя, надо рассказать:

четко, правильно и дружно - 3б

В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши!

ЖИЗНЬ, КАМЫШИ

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Все сочетания ЖИ – ШИ

Ты только с буквой И пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА ишем только букву А!

Например: ЧАЙКА, ПИЩА

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА и ЩА.

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, гуща и свеча –

Все слова на ЧА и ЩА.

Чаща, дача и печать –

Нужно с буквой А писать!

В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем только букву У!

Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун.

Не стучу, не пищу,

Не ворчу и не кричу,

А учу да учу

Все слова на ЩУ и ЧУ:

Чум, чудак, чулок, чурбан,

Щука, чудо и чулан.

Сочетанья ЧУ и ЩУ

Пишем только с буквой У!

Результаты-итоги 1 задания- доска

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

2 задание «Хорошие - чужие правила»

-Прочитайте. Объясните значение пословицы.

Доска

Ж…знь дана на добрые дела. ( Жизнь дана на добрые дела. )

Задание детям: Прочитать правила, вставить пропущенные орфограммы .Разбить правила на 2 группы «Хорошие- чужие правила»

давать прозвища товарищ. , смеш.ть и крич.ть на уроке, выруч.ть товарищ. , выполнять обещ. ния , громко ч.вкать, смеяться над ч.жими ошибками , защищ .ть слабых, убирать за собой ч.шки , общ.ться вежливо

Для родителей каждая правильная орфограмма в слове -1б. , каждое словосоч. 1б., если верно разбили на группы (максм.количество 11+9=20б.)

выручать товарища

выполнять обещания

защищать слабых

убирать за собой чашки

общаться вежливо

давать прозвища товарищу

смешить и кричать на уроке

смеяться над чужими ошибками

громко чавкать

Результаты 2 задания- доска

3 задание «Кроссворд жи-ши,ча-ща,чу-щу»

-Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».(Выполняют по группам)

Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Загадки для кроссворда

По горизонтали:

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

Перед тем, как лягу спать,

Съем котлетку я опять.

Я расту, и мне так нужен

Калорийный, вкусный … (Ужин)

Хлеб сегодня я купил,

Деньги в кассу заплатил.

Оказалось, вот удача,

Что положена мне … (Сдача)

В краях заснеженных живу.

Их на прогулку я беру.

Чтобы по снегу пробежать

И кислородом подышать. (Лыжи)

 

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может. (Шило)

 

Читаю учебник, нельзя мне иначе,

А то ни за что не решится … (Задача)

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (Режим)

Мама мне пирог купила,

На тарелку положила.

Мне не нужно много класть –

Съесть смогу я только … (Часть)

 

По вертикали:

 

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

Наденем на ноги … (Галоши)

 

Он хотя не самовар,

Выпускает так же пар.

В чашку воду я налью

И с баранками попью. (Чайник)

Центр – свободное пространство,

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Улицы расходятся.

Как место называется,

Кто же догадается? (Площадь)

Однажды маг взмахнул рукой,

И вдруг стал белым кролик мой,

Хоть чёрным был. Я удивилась.

По воле мага что случилось? (Чудо)

Сочинение писала,

Всё черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где … (Начало)

 

На обочине машина.

Гвоздь попал – спустила … (Шина)

В лесочке над речкой тот домик стоит.

И пусть невысок он, небросок на вид,

Но лето придёт, быть не может иначе,

Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)

Очень длинный кусок ткани

Вспомним быстренько мы с вами.

Этот головной убор

На индусах с давних пор. (Чалма)

 

Солнце весело блестело,

Вдруг всё сразу потемнело.

Дождь пошёл и даже град.

Кто же в этом виноват? (Туча)

 

С длинной шеей африканец,

Он в России иностранец,

И уже, который год

В зоопарке он живёт. (Жираф)

Результаты 3 задания - доска

4 задание «Зоркий глаз»

-Найди и исправь ошибки

Жизнь, щука, щявель, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чайка, передачя, чулок, учюсь, тащу, стучю, щявель, шырокий, чуточку, ищю, жывотное. (10 ошибок)

5 задание «Ребусы»

Ответы: машина, уши, щука

Памятка для родителей: за каждый верный ответ 1б.(максм.3б)

6 задание «Собери части слова»

-Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.

Для родителей: за каждый верный ответ 1б

Результаты 6 задания- доска

5.Рефлексия деятельности

7 задание «Собери предложение»

Задание : подумай и запиши правильно 2 предложения

у нас мы

замеч*тельные

родители дети сч*стливые

Ответ:

1вариант: Мы замечательные родители. У нас счастливые дети.

2 вариант: У нас замечательные родители. Мы счастливые дети.

-Я приглашаю мамочек ,чтобы они объявили резульоты.

Подарок конфеты «Шипучка»

-Чтобы в ваших сердцах шипело только доброе- светлое и для плохого не было места!

 

Домашнее задание (по выбору детей)

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".

Приложение фото к уроку

Фото к уроку русского языка

 

По горизонтали:

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз – и день включу.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Перед тем, как лягу спать,

Съем котлетку я опять.

Я расту, и мне так нужен

Калорийный, вкусный …

Хлеб сегодня я купил,

Деньги в кассу заплатил.

Оказалось, вот удача,

Что положена мне …

В краях заснеженных живу.

Их на прогулку я беру.

Чтобы по снегу пробежать

И кислородом подышать.

 

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может.

 

Читаю учебник, нельзя мне иначе,

А то ни за что не решится …

 

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю.

 

Мама мне пирог купила,

На тарелку положила.

Мне не нужно много класть –

Съесть смогу я только …

По вертикали:

 

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

Наденем на ноги …

 

Он хотя не самовар,

Выпускает так же пар.

В чашку воду я налью

И с баранками попью.

Центр – свободное пространство,

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Улицы расходятся.

Как место называется,

Кто же догадается?

Однажды маг взмахнул рукой,

И вдруг стал белым кролик мой,

Хоть чёрным был. Я удивилась.

По воле мага что случилось?

Сочинение писала,

Всё черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где …

 

На обочине машина.

Гвоздь попал – спустила …

В лесочке над речкой тот домик стоит.

И пусть невысок он, небросок на вид,

Но лето придёт, быть не может иначе,

Нас встретит с тобой эта милая …

Очень длинный кусок ткани

Вспомним быстренько мы с вами.

Этот головной убор

На индусах с давних пор.

 

Солнце весело блестело,

Вдруг всё сразу потемнело.

Дождь пошёл и даже град.

Кто же в этом виноват?

 

С длинной шеей африканец,

Он в России иностранец,

И уже, который год

В зоопарке он живёт.

 

 

Задание : подумай и запиши правильно 2 предложения

у нас мы

замеч*тельные

родители дети

сч*стливые

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо Вам! Интересный конспект. Отличный материал.

2 July 2017

Благодарю,Екатерина Витальевна!

3 July 2017