Конспект занятия внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» на тему «Чаша жизни» (1 класс)
Конспект занятия внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
Тема: «Чаша жизни», 1 класс
Цель урока: Развитие целостного восприятия «Слова «Жить».
Задачи урока:
1.Социокультурное наполнение категорий «Доброе дело», «Любовь», «Доброе слово».
2.Развитие общения в паре, ориентация на взаимопонимание.
1. Работа до чтения текста.
Учитель | Ученики |
Работа в парах. | |
Вы получили две фотографии с изображением сосудов. Определите, где чашка, а где чаша. Чем похожи и чем различаются эти ёмкости. | С левой стороны чаша. А вот с правой-чашка. Сходство: 1.Чаша и чашка – ёмкости, сосуды. 2.Их можно заполнить жидкостью. Различие: 1.Разный внешний вид Чаша – старинная, чашка – современная. |
Действительно, чаша- старинный пиршественный сосуд для вина. В настоящее время чашу можно увидеть в храме. В неё наливают святую воду. А ещё я открою вам секрет: чашу можно наполнить тем, что нельзя увидеть, услышать пощупать, но можно почувствовать. Интересно, что это могло бы быть? | |
Работа в группах. | |
Сейчас ваши Чаши будут наполняться… А вот чем, догадайтесь… Звучит музыка Ф. Шопена «Музыка любви». | Любовью. |
С самого нашего рождения Господь даровал нам сердце, наполненное любовью. Только в любви зарождается новая жизнь. Господь через ваших родителей подарил вам жизнь. В вашей душе есть «Чаша жизни», наполненная любовью. | Читает заранее подготовленный ученик. |
Как вы думаете, над каким вопросом подумаем? | Что нам делать с этой любовью? |
Каждая подгруппа получит чашу. Внутри чаши вы найдёте задания: Буду беречь, чтобы не потерять ни одной капли Буду давать пробоватьвсем без разбора. Буду жить весело, чтобы брызги разлетались во все стороны. Буду давать глотнуть тому, кто мне нужен. Буду поить родителей, детей своих. Не буду лить попусту, чтобы всегда находился глоток для нуждающегося. После обсуждения вы оставляете сердечко на том направлении, которое считаете главным. В том случае, если ваши мнения будут расходиться, ставьте на всех направлениях, которые выбрали ребята вашей группы. | Примерные мнения ребят: 1) Буду беречь, чтобы не потерять ни одной капли. 4) Буду давать глотнуть тому, кто мне нужен. 5) Буду поить родителей, детей своих. Не буду лить попусту, чтобы всегда находился глоток для нуждающегося. |
Читается рассказ Т.И Григорьевой «Чаша жизни». Много-много лет тому назад родились в разных концах Землипять человек. И дал Господь каждому из них по чаше жизни, наполненной до краёв любовью. А, давая, сказал: «Это самое главное, что я могу дать». Когда вы пройдёте свой жизненный путь и пробьёт час прийти ко мне, то каждый из вас покажет мне свою чашу. Раз это самое главное, подумал первый, то надо её сберечь, и спрятал чашу глубоко-глубоко, чтобы не потерять ни одной драгоценной капли. Другой нёс свою чашу, всем показывая, какое сокровище у него есть. Многие хотели увидеть ту чашу, всегда около неё толпился праздный люд. Третий шёл по жизни весело, жизнь кружила его, и из чаши разлетались брызги во все стороны. Четвёртый давал глотнуть из своей чаши только тому, кто был ему нужен, и очень потом сожалел о каждом глотке: а не прогадал ли он, вернётся ли ему всё сторицей? А пятый шёл по жизни с любовью. Он напоил из своей чаши родителей, жену свою, детей. Он никогда не лил из чаши попусту, но у него всегда находился глоток для страждущего. И вот пробил час прийти к Господу. Первый пришёл гордый тем, что его чаша была полна. Но Господь встретил его с печалью в глазах. - Всю свою жизнь ты прожил без любви. Что с того, что твоя чаша полна, если ты не смог подарить никому и капли любви. Пришёл второй с чашей в руках. Заглянул Господь в чашу и увидел в ней сор. - многим ты похвалялся своей любовью, многие хотели увидеть твою чашу. Всем без разбора ты давал её, а люди, посмотрев, как ты ценишь её, тоже относились к ней небрежно. Насмотревшись, они оставляли в ней сор. Весело зашёл третий и протянул Господу свою чашу. - Что же с того, что чаша пуста? Ты расплескал её до дна, даже не замечая, куда летят капли. Пришёл четвёртый и осторожно подал свою чашу. С огорчением встретил его Господь. - Да, ты был расчётлив. Ты не истратил просто так ни одной капли. Но мысли о том, оправдается ли твоя любовь, замутили её. Посмотри в свою чашу, как всё мутно. Пятый зашёл спокойно, с чувством выполненного долга. С радостью встретил его Господь. - В жизни своей ты сделал много доброго людям. Ты давал напиться из чаши каждому, кто в этом нуждался. Каждая капля твоей любви легла на благородную почву, и ты вырастил свой сад. Этот сад даёт свои плоды, и чаша твоя наполняется всё больше и больше благодарной любовью. | |
Давайте сравним, какое направление было приоритетным (главным) у автора. И какоенаправление важными посчитали вы. | Автор посчитал важным пятое направление. Добрые дела помогают жить в любви и согласии с людьми, с окружающим миром. И с самим собой. Ведь когда мы делаем что-то плохое, на душе «кошки скребут». |
Некоторые из вас выбрали первое и четвёртое направления. Что по этому поводу думает автор? | Первый человек прожил без любви. Чаша его осталась полной. Он не смог подарить никому и капли любви.Жил только для себя. Про четвёртого человека автор писал так:«Он давал напиться из неё только тем людям, которые ему были нужны, да и то, сожалея об этом." Наверное, это не Любовь. Плодов- то нет. |
Почему никто из вас не выбрал второе и третье направления? | Второй человек не ценил дара Господа Бога.«Люди, посмотрев, как ты не ценишь её, тоже отнеслись к ней небрежно» Третий человек «расплескал все до дна, и чаша оказалась пустой.» Получается, что тоже не ценил этого дара. |
Скажите, а что значит слово «жить» для вас? | Примерные ответы детей: радоваться жизни, любить своих родных, делать добрые дела, помогать другим… |
Читает заранее подготовленный ученик. Что значит жить: это Бога любить. Жизнь принимать, не осуждать. Кто не любил, за них полюбить. Кто не простил, за них простить. Это значить жить. Что значит жить, Это благодарить. Славить Творца За возможность любить. Это мирными быть И достойными стать, Не мыслить зла, добром побеждать. Рассвет встречать, Закат провожать, Счастливыми быть, Это значит жить. Что значит жить, Это верными быть. Не предавать, мечты воплощать. Во имя Любви творить чудеса. Во имя Любви красоту создавать. Это значит жить. | |
Конечно, не все сразу понимают, что значит «Жить» Вспомните героиню сказки В.Катаева «Цветик–семицветик» Женю. Она совершала одну ошибку за другой, пока не поняла главного: жить надо, помогая другим. Вспомним, как это было. Показ фрагмента мультфильма | Девочка Женя не сразу поняла, что потратила последний лепесток не зря. Она хотела вернуться домой и обнаружила, что лепестков на стебле больше нет. Очень огорчилась. Бабушка из волшебного сада объяснила девочке, что только один лепесток был потрачен с пользой. Велела посадить Вите и Жене на клумбу стебелёк и розовый лепесток. Вырос новый «цветик–семицветик». На благодатной почве вырос плод. Думаю, что сейчас она уже не тратила бы лепестки без пользы. |
А сейчас –«Ресурсный круг». Давайте подумаем, какие добрые дела вы можете делать уже сейчас? | Примерные ответы детей: Помогать своим родителям (учиться хорошо, помогать по дому…); Помогать пожилым людям (убираться у них, выносить мусор, сходить в магазин или аптеку); Помогать своим одноклассникам и друзьям (если учиться, к примеру, плохо, или не может влиться в коллектив: со всеми ругается..) |
Итог занятия. Что сегодня особенного для себя взяли из этого урока? | Я никогда не задумывалась над этим. А сегодня была даже удивлена. Если думаешь и делаешь всё только для себя – это не Любовь. Любить надо всех людей. Если делаешь для кого-то доброе дело, не надо ждать ничего взамен.. Ресурсный круг заставил меня подумать: «Что доброго я могу сделать?» |
Рефлексия | Мне приятно было работать с … Мне больше всего понравилось на уроке: …/data/files/l1622386546.pptx (чаша жизни) https://youtu.be/BFu52_aTLgo
|