Материал к уроку русского языка в 4 классе «Части речи. Имя существительное»

1
0
Материал опубликован 2 March 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА







Тема урока «Имя существительное».

Тип урока: повторение изученного ранее и обобщение


Цель урока: систематизация и обобщение знаний об именах существительных


Задачи урока:

- научить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.

 – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

 - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.






ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)


Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на
личностно-значимом уровне

Формы: фронтальная
Словесный метод: беседа

1.Создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте, ребята.

На этом уроке с нами будут герои мульт-сериала Фиксики. (иллюстрации) В мультфильме они контролируют работу электрических и электронных приборов, а мы с вами на уроке будем вспоминать и точно применять правила русского языка.

Как зовут героев? – Нолик, Симка, Папус и Мася.



1.Показывают готовность к уроку.











2. Называют героев по именам.






Метапредметные:

П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя

К:участвовать в диалоге

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Иллюстрация героев (1)

























Актуализация знаний и мотивация

(7-10 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению

нового способа действий

Формы: фронтальная.
Словесный метод: беседа.


1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.


-Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа».

Пропишем соединения заглавных и строчных первых букв.

- Орфографическая минутка.

- Запишите слова под мою диктовку в строчку, через запятую. Карандашом подчеркивайте орфограммы.

Сердце, утюг, щека, единица, сумма, тростник, вязание, изъян, торговля, ежиха, ловкость, ночь, остров, ездок.

Далее проводится проверка с объяснением правописания орфограмм.



1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.











- Подчёркивание орфограмм


Предметные: знать толкования слов;

уметь выделять орфограммы в словах.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.




























Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная.

Словесный метод: беседа

Проблемный метод: подводящий диалог.

1.Подводит учащихся к постановке целей и темы урока.



Работа по теме урока.

- Составьте слово по первым буквам написанных слов. Что получилось?

Существительное.

- Какой буквы не хватает? Почему? Какова ее роль в русском языке?

- Назовите полный термин. Что такое имя существительное? Приведите свои примеры.

- При работе с любым прибором необходима инструкция. Фиксики это хорошо знают. Мы сегодня с вами составим свою инструкцию по теме нашего урока. Она вам пригодится для выполнения домашнего задания. (раздать таблицы)

-Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?


1.Отвечают на вопросы.








Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.





Карточк а с названием темы.(2)













Работа с таблицей (3)

Работа по теме урока.
(8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Словесный метод: беседа.

1.Изучение материала урока.
2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

- Что еще может обозначать имя существительное, мы сможем сформулировать, разгадав загадки.

Учитель загадывает всему классу загадки:

Он и летом, и зимой –

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему идти – он всё будет впереди. (горизонт)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица,

Всё время воет, да не волк. (ветер)

- Как можно одним словом обобщить эти слова/явления? Да, имя существительное может обозначать то, что нельзя потрогать руками, то есть не предметы, а явления природы.

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться.

Она – любимая, как сладость.

Она – отрада наша, …… (радость)


Слаще мёда, мягче пуха,

- Отдохни! – всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (лень)







1. Заполнение таблицы.

а) имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

б) Обозначает предмет.



















-явление













- чувства





























Предметные: знать склонения имен существительных;

уметь работать в парах.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.



















Слайд с загадками (4)























Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная, групповая.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: упражнение.

1.Применение знаний.


- О чем эти загадки? Имя сущ. Может обозначать чувства.

ФИЗМИНУТКА.

Потренируемся в распознавании имён существительных. Если я назову имя сущ. – хлопните в ладоши. Если другую часть речи – поставьте руки в стороны.

Смех, прекрасный, холодильник, мороз, греть, мастерство, трудолюбивый, механизм, рабочий, ремонтировать, телевизор.








1.Применяют знания.



Ответы детей.




Соответствующие движения.


Предметные: уметь определять склонение имен существительных.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная

рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха


Формы: индивидуальная и фронтальная

Взаимопроверка.

Практический метод: самостоятельная работа.



1.Организация выполнение самостоятельной работы.


- Б) Определение признаков.

Найдите в каждой строчке лишнее слово и выпишите его в тетрадь.

Счастье, радостный, весёлый.

Аппетит, метро, шофёр.

Волга, Москва, Енисей.

Стакан, яблоко, ножницы.

Проверяем: Счастье, метро, Москва, ножницы.

Продолжаем заполнять нашу таблицу. Нам нужно определить признаки имени существительного, по которым можно было бы его узнать.

- По каким признакам вы определили, что то, или иное слово лишнее?

Итак, признаки бывают постоянными и непостоянными.

Также имя существительное может изменяться. Как? (по числам и падежам)

Давайте вспомним, какие падежи есть в русском языке.

Именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж.













Индивидуальная работа













Проверка фронтальная



Продолжаем заполнять таблицу








К постоянным признакам мы можем отнести:

- одушевленность/неодушевленность

- нарицательное/собственное-

род



К непостоянным признакам мы относим:- число, -падеж


















Предметные: уметь правильно выполнять задание;

уметь проводить взаимпроверку.

Метапредметные:

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

















Слайд с проверкой (5)



























Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног

Форма: фронтальная.

Словесный метод: беседа

Практический метод: нахождение ошибок в диктанте.

1.Повторение изученного материала.


В) Работа по учебнику. Упражнение 139.

Г) Полное воспроизведение таблицы.


-


1.Повторяют изученный материал.


Выполняют упражнение.



Заполняют таблицу полностью.















Предметные: знать виды разборов;

уметь выполнять разборы.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


Работа по учебнику.




Заполненная таблица (6)




























Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.
Форма: фронтальная.

1.Оценивает деятельность учащихся на уроке.


-Итак, наш урок подходит к концу.

-Какова была тема нашего урока?


-Что нового узнали об имени существительном? Что составили?

Эта таблица поможет вам выполнить домашнее задание. (упр.140)


-Кто сможет проанализировать свою работу на уроке? Достиг ли он поставленных задач или не достиг? Почему?


-Отлично! На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. До свидания!

1.Отвечают на вопросы.



-Научиться правильно определять признаки существительного


-Определять постоянные и непостоянные признаки.






-Я достиг задач, потому что…

Предметные: анализировать собственную деятельность.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оценка в виде знака фиксиков.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации