Материал к уроку русского языка в 4 классе «Части речи. Имя существительное»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
|
|
Тема урока «Имя существительное».
Тип урока: повторение изученного ранее и обобщение
Цель урока: систематизация и обобщение знаний об именах существительных
Задачи урока:
- научить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.
– развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на | Формы: фронтальная | 1.Создание эмоционального настроя. - Здравствуйте, ребята. На этом уроке с нами будут герои мульт-сериала Фиксики. (иллюстрации) В мультфильме они контролируют работу электрических и электронных приборов, а мы с вами на уроке будем вспоминать и точно применять правила русского языка. Как зовут героев? – Нолик, Симка, Папус и Мася. | 1.Показывают готовность к уроку. 2. Называют героев по именам. | Метапредметные: П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя К:участвовать в диалоге Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества | Иллюстрация героев (1) |
Актуализация знаний и мотивация (7-10 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная. | 1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу. -Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа». Пропишем соединения заглавных и строчных первых букв. - Орфографическая минутка. - Запишите слова под мою диктовку в строчку, через запятую. Карандашом подчеркивайте орфограммы. Сердце, утюг, щека, единица, сумма, тростник, вязание, изъян, торговля, ежиха, ловкость, ночь, остров, ездок. Далее проводится проверка с объяснением правописания орфограмм. | 1.Воспроизведение учащимися умений и навыков. - Подчёркивание орфограмм | Предметные: знать толкования слов; уметь выделять орфограммы в словах. Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: планируют учебное сотрудничество Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная. Словесный метод: беседа Проблемный метод: подводящий диалог. | 1.Подводит учащихся к постановке целей и темы урока. Работа по теме урока. - Составьте слово по первым буквам написанных слов. Что получилось? Существительное. - Какой буквы не хватает? Почему? Какова ее роль в русском языке? - Назовите полный термин. Что такое имя существительное? Приведите свои примеры. - При работе с любым прибором необходима инструкция. Фиксики это хорошо знают. Мы сегодня с вами составим свою инструкцию по теме нашего урока. Она вам пригодится для выполнения домашнего задания. (раздать таблицы) -Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? | 1.Отвечают на вопросы. | Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Карточк а с названием темы.(2) Работа с таблицей (3) |
Работа по теме урока. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Словесный метод: беседа. | 1.Изучение материала урока. - Что еще может обозначать имя существительное, мы сможем сформулировать, разгадав загадки. Учитель загадывает всему классу загадки: Он и летом, и зимой – Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему идти – он всё будет впереди. (горизонт) Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица, Всё время воет, да не волк. (ветер) - Как можно одним словом обобщить эти слова/явления? Да, имя существительное может обозначать то, что нельзя потрогать руками, то есть не предметы, а явления природы. Она у каждого бывает, Кто про невзгоды забывает. Ты хочешь петь и веселиться, Ей можно с другом поделиться. Она – любимая, как сладость. Она – отрада наша, …… (радость) Слаще мёда, мягче пуха, - Отдохни! – всё шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить. (лень) | 1. Заполнение таблицы. а) имя существительное отвечает на вопрос кто? что? б) Обозначает предмет. -явление - чувства | Предметные: знать склонения имен существительных; уметь работать в парах. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Слайд с загадками (4) |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Формы: фронтальная, групповая. Словесный метод: беседа. Практический метод: упражнение. | 1.Применение знаний. - О чем эти загадки? Имя сущ. Может обозначать чувства. ФИЗМИНУТКА. Потренируемся в распознавании имён существительных. Если я назову имя сущ. – хлопните в ладоши. Если другую часть речи – поставьте руки в стороны. Смех, прекрасный, холодильник, мороз, греть, мастерство, трудолюбивый, механизм, рабочий, ремонтировать, телевизор. | 1.Применяют знания. Ответы детей. Соответствующие движения. | Предметные: уметь определять склонение имен существительных. Метапредметные: П: работать по предложенному плану К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная и фронтальная Взаимопроверка. Практический метод: самостоятельная работа. | 1.Организация выполнение самостоятельной работы. - Б) Определение признаков. Найдите в каждой строчке лишнее слово и выпишите его в тетрадь. Счастье, радостный, весёлый. Аппетит, метро, шофёр. Волга, Москва, Енисей. Стакан, яблоко, ножницы. Проверяем: Счастье, метро, Москва, ножницы. Продолжаем заполнять нашу таблицу. Нам нужно определить признаки имени существительного, по которым можно было бы его узнать. - По каким признакам вы определили, что то, или иное слово лишнее? Итак, признаки бывают постоянными и непостоянными. Также имя существительное может изменяться. Как? (по числам и падежам) Давайте вспомним, какие падежи есть в русском языке. Именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж. | Индивидуальная работа Проверка фронтальная Продолжаем заполнять таблицу К постоянным признакам мы можем отнести: - одушевленность/неодушевленность - нарицательное/собственное- род К непостоянным признакам мы относим:- число, -падеж | Предметные: уметь правильно выполнять задание; уметь проводить взаимпроверку. Метапредметные: П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | Слайд с проверкой (5) |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног | Форма: фронтальная. Словесный метод: беседа Практический метод: нахождение ошибок в диктанте. | 1.Повторение изученного материала. В) Работа по учебнику. Упражнение 139. Г) Полное воспроизведение таблицы. - | 1.Повторяют изученный материал. Выполняют упражнение. Заполняют таблицу полностью. | Предметные: знать виды разборов; уметь выполнять разборы. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Работа по учебнику. Заполненная таблица (6) |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа. | 1.Оценивает деятельность учащихся на уроке. -Итак, наш урок подходит к концу. -Какова была тема нашего урока? -Что нового узнали об имени существительном? Что составили? Эта таблица поможет вам выполнить домашнее задание. (упр.140) -Кто сможет проанализировать свою работу на уроке? Достиг ли он поставленных задач или не достиг? Почему? -Отлично! На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. До свидания! | 1.Отвечают на вопросы. -Научиться правильно определять признаки существительного -Определять постоянные и непостоянные признаки. -Я достиг задач, потому что… | Предметные: анализировать собственную деятельность. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Оценка в виде знака фиксиков. |