12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пупочкина Елена Сергеевна303
учитель биологии и химии
Россия, Рязанская обл., Сасово

Урок биологии в 5 классе

 

Тема урока: «Значение растений в природе и жизни  человека»

 

Цели урока: Изучить значение растений в природе и жизни  человека, продолжить знакомить с разнообразием растений.

 

Задачи урока:

Образовательные - изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.

Воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и экологической культуры.

 

Оборудование: учебник, дидактический материал.

 

Ход урока 

 

1.Организационный момент. (2 мин.)

(Приветствие, настрой на работу).

 

Долгожданный дан звонок –

 Начинается урок.

 Каждый день – всегда, везде,

 На уроках и в игре,

 Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим.

 

2.Повторение ранее пройденного материала (5 мин.):

 Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии?

 

Учащиеся

Дидактические карточки: (Приложение 1.)

 

 

 

3. Подведение к теме урока(3 мин):

            Учитель: 

-А бывали ли вы в лесу? (бывали)

-Как вы понимаете, что такое лес? (учащиеся с УО: лес – это где растут деревья, живут животные и птицы; нормативные учащиеся: лес – это  экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья).

- Чем отличаются растения друг от друга? ( - размерами, формой, внешним видом, цветковые и нецветковые, дикорастущие и      культурные)

-Какие формы растений растут в лесу?   (деревья, кустарники, травы)

- Какие жизненные формы растений изображены на слайде? Что такое дерево, кустарник и трава? (Де­ре­вья – это мно­го­лет­ние рас­те­ния, имеющие один ярко выраженный ствол. У ку­стар­ни­ков нет глав­но­го ство­ла, они имеет несколь­ко твер­дых ство­ли­ков, по­кры­тых корой. Тра­вя­ни­стые рас­те­ния не имеют твер­до­го ство­ла, сте­бель у них мяг­кий и зе­ле­ный.)

 

Физкультминутка(2 мин.)

4. Изучение нового материала(15 мин):

Сообщение темы урока:

Тема урока: «Значение растений в природе и жизни  человека»

Учитель: Прочитайте текст учебника «Значение растений в природе и жизни  человека»

Учитель: Прочитав текст учебника, давайте поговорим, какое же значение растения имеют в природе и жизни человека.

- Возможна ли жизнь человека на Земле без растений? ( невозможна, дают пищу и кислород, сырье для промышленности,  украшают нашу жизнь).

- На какие группы разделяют растения по применению человеком? (кормовые, пищевые, декоративные и технические).

- Какое значение растения имеют для животных? (растения являются кормом; некоторые животные используют для построения жилищ и в защитных целях)

Учащиеся: предлагают свои варианты.

Учитель: Теперь давайте зафиксируем полученную информацию в тетрадях.

Учащиеся: записывают основные виды значений растения в природе и жизни человека из учебника.

5. Закрепление изученного материала (6 мин.):

Учащиеся норма

Учитель: Теперь давайте заполним таблицу и решим кроссворд (раздаются распечатанные заготовки таблицы и бланки кроссворда) Приложение 2 и 3.

 

 

6. Подведение итогов урока (5 мин):

Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме. (проводится беседа с элементами пояснения и уточнения)

Оценки будут выставляться согласно правильности выполнения заданий и ответов на вопросы в ходе урока. 

 

7. Домашнее задание (2 мин)

Учащиеся норма

Прочитать §18, ответить на вопросы в конце параграфа.

 

 

 

Приложение 1

 

Самостоятельная работа по учебнику.

Необходимо заполнить таблицу, сравнив внешнее строение водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.(при наличии «+», при отсутствии «-»)

 

Группы растений

Внешнее строение растений

Стебель

Лист

Корень

Семя

Плод

Водоросли

Мхи

Папоротники

Голосеменные

Покрытосеменные

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Задание: расположите растения по группам.     

Пшеница, хлопчатник, виноград. смородина, малина, лилия, земляника, ковыль,  лён, роза, клевер, тюльпан, яблоня, орхидея, мышиный горошек, кукуруза.

Пищевые

Технические

Кормовые

Декоративные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

По горизонтали:

3. Валерьяна, алоэ, ромашка - всё это … 
5. То, что производят растения
6. Древний инструмент передачи информации
7. Топливо для теплоэлектростанций
8. Из этого сделан мёд
10. Биотопливо

 

По Вертикали:

 

1. Натуральный строительный материал 
2. Плоды и ягоды для человека 
4. Основной производитель кислорода 
9. То, что дарят на 8-е марта 

 

 

 

Приложение 4

Проведите сравнение.

 

              

                   Дерево                                                  Кустарник                                                          Травы

 

Необходимо заполнить таблицу, сравнив внешнее строение растений.(при наличии признака ставьте  «+», при отсутствии «-»)

Жизненная форма растений

Внешнее строение растений

Ствол

Стебель

Лист

Корень

Дерево

Кустарник

Травы

 

 

 

 

 

Задание 2:

Травянистые растения  жизненная форма высших растений. Травы имеют листья и стебли. Они не имеют постоянного древесного ствола над землёй. Травянистые растения бывают как однолетними и двулетними, так и многолетними

 

Рассмотрев строение травянистого растения, зарисуйте на выбор 3 растения с рисунка 127 на странице 116 и обозначьте, пользуясь представленной схемой,  части рас

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.