Урок биологии на тему «Значение растений в природе и жизни человека» (5 класс)
Урок биологии в 5 классе
Тема урока: «Значение растений в природе и жизни человека»
Цели урока: Изучить значение растений в природе и жизни человека, продолжить знакомить с разнообразием растений.
Задачи урока:
Образовательные - изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, об основных отделах растений и их отличительных признаках.
Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.
Воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и экологической культуры.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
1.Организационный момент. (2 мин.)
(Приветствие, настрой на работу).
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2.Повторение ранее пройденного материала (5 мин.):
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии?
Учащиеся |
Дидактические карточки: (Приложение 1.)
|
3. Подведение к теме урока(3 мин):
Учитель:
-А бывали ли вы в лесу? (бывали)
-Как вы понимаете, что такое лес? (учащиеся с УО: лес – это где растут деревья, живут животные и птицы; нормативные учащиеся: лес – это экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья).
- Чем отличаются растения друг от друга? ( - размерами, формой, внешним видом, цветковые и нецветковые, дикорастущие и культурные)
-Какие формы растений растут в лесу? (деревья, кустарники, травы)
- Какие жизненные формы растений изображены на слайде? Что такое дерево, кустарник и трава? (Деревья – это многолетние растения, имеющие один ярко выраженный ствол. У кустарников нет главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Травянистые растения не имеют твердого ствола, стебель у них мягкий и зеленый.)
Физкультминутка(2 мин.)
4. Изучение нового материала(15 мин):
Сообщение темы урока:
Тема урока: «Значение растений в природе и жизни человека» |
Учитель: Прочитайте текст учебника «Значение растений в природе и жизни человека» Учитель: Прочитав текст учебника, давайте поговорим, какое же значение растения имеют в природе и жизни человека. - Возможна ли жизнь человека на Земле без растений? ( невозможна, дают пищу и кислород, сырье для промышленности, украшают нашу жизнь). - На какие группы разделяют растения по применению человеком? (кормовые, пищевые, декоративные и технические). - Какое значение растения имеют для животных? (растения являются кормом; некоторые животные используют для построения жилищ и в защитных целях) Учащиеся: предлагают свои варианты. Учитель: Теперь давайте зафиксируем полученную информацию в тетрадях. Учащиеся: записывают основные виды значений растения в природе и жизни человека из учебника. |
5. Закрепление изученного материала (6 мин.):
Учащиеся норма |
Учитель: Теперь давайте заполним таблицу и решим кроссворд (раздаются распечатанные заготовки таблицы и бланки кроссворда) Приложение 2 и 3.
|
6. Подведение итогов урока (5 мин):
Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме. (проводится беседа с элементами пояснения и уточнения)
Оценки будут выставляться согласно правильности выполнения заданий и ответов на вопросы в ходе урока.
7. Домашнее задание (2 мин)
Учащиеся норма |
Прочитать §18, ответить на вопросы в конце параграфа.
|
Приложение 1
Самостоятельная работа по учебнику.
Необходимо заполнить таблицу, сравнив внешнее строение водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.(при наличии «+», при отсутствии «-»)
Группы растений |
Внешнее строение растений |
||||
Стебель |
Лист |
Корень |
Семя |
Плод |
|
Водоросли Мхи Папоротники Голосеменные Покрытосеменные |
|
|
|
|
|
Приложение 2
Задание: расположите растения по группам.
Пшеница, хлопчатник, виноград. смородина, малина, лилия, земляника, ковыль, лён, роза, клевер, тюльпан, яблоня, орхидея, мышиный горошек, кукуруза.
Пищевые |
Технические |
Кормовые |
Декоративные |
|
|
|
|
Приложение 3
По горизонтали:
3. Валерьяна, алоэ, ромашка - всё это …
5. То, что производят растения
6. Древний инструмент передачи информации
7. Топливо для теплоэлектростанций
8. Из этого сделан мёд
10. Биотопливо
По Вертикали:
1. Натуральный строительный материал
2. Плоды и ягоды для человека
4. Основной производитель кислорода
9. То, что дарят на 8-е марта
Приложение 4
Проведите сравнение.
Дерево Кустарник Травы
Необходимо заполнить таблицу, сравнив внешнее строение растений.(при наличии признака ставьте «+», при отсутствии «-»)
Жизненная форма растений |
Внешнее строение растений |
|||
Ствол |
Стебель |
Лист |
Корень |
|
Дерево Кустарник Травы |
|
|
|
|
Задание 2:
Травянистые растения — жизненная форма высших растений. Травы имеют листья и стебли. Они не имеют постоянного древесного ствола над землёй. Травянистые растения бывают как однолетними и двулетними, так и многолетними
Рассмотрев строение травянистого растения, зарисуйте на выбор 3 растения с рисунка 127 на странице 116 и обозначьте, пользуясь представленной схемой, части рас