Конспект урока на тему «Как изучают природу»
Цель урока:
познакомить учащихся с методами изучения природы, их использованием в практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания учащихся о методах изучения природы
познакомить с некоторыми измерительными приборами
обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие:
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
развивать в детях способность к логическому мышлению;
формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе;
развивать внимательность.
содействовать формированию представления о причинно-следственных связях явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;
Воспитательные:
воспитание усердия, трудолюбия
экологическое воспитание
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
учебник «Природоведение» Пакулова, Иванова
измерительная лента
спиртовой термометр
мерный стакан
барометр-анероид
поваренная соль.
Структура урока:
Организация начала урока
Повторение и актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление
Подведение итогов урока.
Ход урока
Элемент урока |
Содержание |
Методы и приёмы |
||||
Организационный момент |
Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски. Раскрытие общей цели урока. |
|||||
Повторение и актуализация знаний |
Вопрос: Что такое природа? Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос в том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой? Вопрос: Чему научился человек у природы? Вопрос: Какие способы изучения природы вам знакомы? Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Наблюдение – способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния. Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов. Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними. Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие. Вопрос: Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы. А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности? Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ. Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте. С завтрашнего дня начните вести календарь погоды. Это будет вашим первым наблюдением. Каждый день делайте отметки в календаре погоды. Наблюдение за погодой будем Наблюдения за температурой, облачностью, ветром будем проводить в 15-00. Осадки отмечать + если они были хоть раз в течение дня. Мы будем вести наблюдения 3 месяца (90 дней). Каждому из вас необходимо будет вносить данные в календарь всего 3 дня. Будем меняться по очереди. Каждого из вас я буду заранее предупреждать, в какие дни вам нужно будет следить за погодой. Начнем по списку. Т.к. мы с вами видимся не каждый день, то вносите данные о погоде в свою тетрадь, а потом мы перенесем их в наш календарь. |
Беседа Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека. Рассказ Беседа Объяснительный рассказ, инструктаж |
||||
Изучение нового материала |
Чтобы объяснить, почему те или иные явления происходят, и какие факторы влияют на их ускорение или замедление, человек проводит эксперименты, или ставит опыты. Эксперимент – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Мы с вами сейчас проделаем несложный эксперимент. Попытаемся доказать, что наиболее прозрачна чистая вода. (Опыт с чистой и солёной водой) Часто наблюдения и эксперименты сопровождаются измерениями. Например, мы могли бы измерить объем воды в стакане, уровень солёности воды в том и другом стакане. Даже в пресной воде содержится какое-то количество солей, просто оно очень незначительно. Для измерений человек использует специальные измерительные приборы и инструменты. Откройте учебники на странице 8. (Рассказ учителя про приборы, изображенные на рисунке 1.) Демонстрация измерительных приборов. |
Беседа Записать определение Демонстрация Рассказ Рассказ, демонстрация |
||||
Закрепление |
Составьте таблицу (внесите в неё все приборы, изображенные на рисунке 1 и те, которых нет на рисунке, но мы сегодня изучили)
|
Практическая работа по заполнению таблицы |
||||
Домашнее задание |
Стр. 7-10 «Как изучают природу» |
|||||
Итоги урока |
Отметить активных учеников, назвать оценки за урок |