12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Булавина Александра Сергеевна339
По образованию я - учитель географии. Уже больше года работаю воспитателем в детском саду. Увлекаюсь декоративно-прикладным искусством, музыкой, научными экспериментами. Активно внедряю эти области в свою повседневную жизнь и работу.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Конспект урока на тему «Как изучают природу»

Цель урока:

познакомить учащихся с методами изучения природы, их использованием в практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания учащихся о методах изучения природы

познакомить с некоторыми измерительными приборами

обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие:

развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;

развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;

развивать в детях способность к логическому мышлению;

формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе;

развивать внимательность.

содействовать формированию представления о причинно-следственных связях явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;

Воспитательные:

воспитание усердия, трудолюбия

экологическое воспитание

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

учебник «Природоведение» Пакулова, Иванова

измерительная лента

спиртовой термометр

мерный стакан

барометр-анероид

поваренная соль.

Структура урока:

Организация начала урока

Повторение и актуализация знаний

Изучение нового материала

Закрепление

Подведение итогов урока.

Ход урока

Элемент урока

Содержание

Методы и приёмы

Организационный момент

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски.

Раскрытие общей цели урока.

 

Повторение и актуализация знаний

Вопрос:

Что такое природа?

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос в том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

Вопрос:

Чему научился человек у природы?

Вопрос:

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Наблюдение – способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Вопрос:

Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

С завтрашнего дня начните вести календарь погоды. Это будет вашим первым наблюдением.

Каждый день делайте отметки в календаре погоды. Наблюдение за погодой будем Наблюдения за температурой, облачностью, ветром будем проводить в 15-00. Осадки отмечать + если они были хоть раз в течение дня.

Мы будем вести наблюдения 3 месяца (90 дней). Каждому из вас необходимо будет вносить данные в календарь всего 3 дня. Будем меняться по очереди. Каждого из вас я буду заранее предупреждать, в какие дни вам нужно будет следить за погодой. Начнем по списку. Т.к. мы с вами видимся не каждый день, то вносите данные о погоде в свою тетрадь, а потом мы перенесем их в наш календарь.

Беседа

Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.

Рассказ

Беседа

Объяснительный рассказ, инструктаж

Изучение нового материала

Чтобы объяснить, почему те или иные явления происходят, и какие факторы влияют на их ускорение или замедление, человек проводит эксперименты, или ставит опыты.

Эксперимент – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления.

Мы с вами сейчас проделаем несложный эксперимент.

Попытаемся доказать, что наиболее прозрачна чистая вода.

(Опыт с чистой и солёной водой)

Часто наблюдения и эксперименты сопровождаются измерениями.

Например, мы могли бы измерить объем воды в стакане, уровень солёности воды в том и другом стакане. Даже в пресной воде содержится какое-то количество солей, просто оно очень незначительно.

Для измерений человек использует специальные измерительные приборы и инструменты.

Откройте учебники на странице 8.

(Рассказ учителя про приборы, изображенные на рисунке 1.)

Демонстрация измерительных приборов.

Беседа

Записать определение

Демонстрация

Рассказ

Рассказ, демонстрация

Закрепление

Составьте таблицу (внесите в неё все приборы, изображенные на рисунке 1 и те, которых нет на рисунке, но мы сегодня изучили)

Измерительный прибор

Для чего служит

   

Практическая работа по заполнению таблицы

Домашнее задание

Стр. 7-10 «Как изучают природу»

 

Итоги урока

Отметить активных учеников, назвать оценки за урок

 
Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.