12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ихавова Зайнаб Османовна18

Тема: Человек и природа в рассказе «Бежин луг»


Составитель: учитель русского языка и литературы Ихавова Зайнаб Османовна

Тип урока: урок решения учебной задачи

По целеполаганию – урок «открытия» нового знания;

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи

Образовательные:

познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;

определить роль пейзажа в рассказе;

проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок;

обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

Воспитательные:

воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

воспитывать уважение к художественному слову;

воспитывать чувство патриотизма;

Воспитывать любовь к родному краю;

Привлечение внимания к современным проблемам экологии;

Развивающие:

развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать;

формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формулировать проблему, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, определение основной и второстепенной информации.

предметные: углубление сведений о творчестве И.С. Тургенева;

регулятивные УУД: действия постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, сотрудничество в совместном решении задач;

коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, эффективно сотрудничать.

личностные результаты: мотивация и интерес к учению, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, учебник «Литература. 6 класс» под ред. В.Я.Коровиной – часть 1, презентации к уроку, мультимедийный проектор, раздаточный материал, читательские дневники учащихся, литературоведческий словарь.

Оформление доски.

Портрет И.С. Тургенева.

Начало формы


Конец формы

Осенний вечер... Небо ясно,
А роща вся обнажена —
Ищу глазами я напрасно:
Нигде забытого листа
Нет — по песку аллей широких
Все улеглись — и тихо спят,
Как в сердце грустном дней далеких
Безмолвно спит печальный ряд.

Назовите автора стихотворения

1.Учащиеся предварительно разделены на исследовательские группы :


1 группа - «Биографы»: изучение фактов жизни и творчества И.С.Тургенева.

2-3 группы – «Историки» и « краеведы»: изучение исторических фактов деятельности И.С. Тургенева в Тульском крае.

Этапы урока:

Самоопределение к деятельности.

А познакомят нас с его биографией ребята из исследовательской группы «Биографы»

( презентация « Жизнь И.С. Тургенева»).

1. Природа, окружавшая поэта в детстве, и в самом деле была прелестна. Любовь к родной земле зарождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском. Может быть, поэтому она и станет одной из ведущих тем всего творчества великого русского писателя и его рассказа-очерка « Бежин луг».

2.Исследовательская группа «Историки» приготовила сообщение об истории написания очерка И.С. Тургенева « Бежин луг».

(Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года. Очерк «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года и феврале появился на страницах журнала «Современник». «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Впервые изданные отдельной книгой в 1852 году «Записки охотника» положили начало общероссийской известности Тургенева.)

3.А теперь слово краеведам.

( Герой-рассказчик, а это и был сам И.С.Тургенев, охотился в Чернском уезде Тульской губернии. В настоящее время это место в Тульской области в Чернском районе между сёлами Кытино и Ступино. Наверное, удивило название рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин. Так что в очерке описана красота нашего родного края, прославленная великим художником слова.)

6.Чтобы сохранить красоту родной земли, мы должны научиться заботиться о ней. Мы должны не только пользоваться дарами земли, но и заботиться, и беречь родную землю.

- И я надеюсь, что И. С. Тургенев поможет нам в этом. А теперь сами определите тему нашего урока.

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые,

Блестят, облитые росой…

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

«Весенний вечер»)


- Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами? ( Мыувидели картины природы и услышали стихотворение, в котором автор тоже описывает

природу.)

- Предположите, какова будет тема нашего урока. (Человек и природа в рассказе « Бежин луг»)

- А как называется картина природы в художественном произведении? ( Пейзаж). -А как называется картина человека?(Портрет)

- Тема нашего урока: «Портрет и пейзаж в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».

- А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:


« Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый

человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без

природы? И то и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и

радостна и в то же время тяжела жизнь!..»


- Как вы понимаете слова писателя?

- Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны будем

сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?

( Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа в

рассказе, научиться выразительно читать и анализировать текст).

-Вашим домашним заданием было прочитать очерк Тургенева «Бежин луг» и в тетради записать свои впечатления от прочитанного. Я попрошу Абдуллаеву Саният прочитать свои записи:


2.Чтение читательского дневника:

(И.С.Тургенев очень любил Россию, ее природу и умел писать о ней так, что мы не только видим ее красоту, но и ощущаем ее ароматы, слышим ее голоса. Особенно меня поразило описание летнего дня. Я не только ясно представила себе июльский день, бездонную синь над головой, но даже ощутила горьковатый запах полыни возле крестьянских дворов, чарующий аромат только что испеченного хлеба. Тургенев подарим мне столько счастливых мгновений, о которых я и не думала, когда принялась читать произведение из школьной программы. Оказывается, слова могут быть живыми и говорящими. Это стало для меня настоящим открытием.)


3.Очерк Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» — это один из самых прекрасных рассказов о природе, потому что ее описывает не равнодушный человек, а азартный охотник, влюбленный в свой край. Таким предстает он перед нами на картине художника Дмитриева-Оренбургского « И.С. Тургенев на охоте», написанной в 1879 году.

4.Слайд .(Понятие пейзажа)

5.Слайд . Прослушаем видеофрагмент начала рассказа в исполнении мастера художественного слова. Наша задача - увидеть и почувствовать, как писатель создает такое описание природы, когда мы не только видим его красоту, но и ощущаем ароматы и звуки. ( Дети следят по тексту очерка. «Был прекрасный июльский день … до слов поднимается могучее светило».)


6.Самостоятельная работа с текстом

Сообщение итогов коллективной работы творческих групп.

1 группа Описание вечера.

(описание вечера читает Майминат - стр. 165.Слайд .

(Вечер – облака как дым, сияние солнца, на небе звезда, в воздухе аромат полыни, ржи, гречихи,

Существительные называют место, время действия, его особенности. Слайд 9.

2 группа. Описание ночи.


Слайд

( Ночь – приближалась, росла, поднималась, лилась, все чернело и утихало, звезды замелькали, зашевелились)

Глаголы - а это действие - позволяют увидеть, как меняется природа с наступлением ночи, понять, что ночь не означает прекращение жизни, просто меняется форма ее существование, сама же жизнь не замирает ни на мгновение. Слайд

3 группа. Описание утра (стр. 188-189.)Слайд

(Утро – свежая струя, бледно-серое небо, слабый свет, живые звуки, ранний ветерок, редеющий туман, молодой горячий свет, лучистые алмазы, чистые и ясные звуки)

Имена прилагательные позволяют отчетливо представить наступающее утро, ощутить пробуждение нарождающегося дня. Слайд

- Вы обратили внимание, что повествование начинается и заканчивается описанием прекрасного июльского утра. А в центре рассказа - ночь, где небольшой огонёк костра выхватывает из темноты лица крестьянских ребят. И здесь И. С. Тургенев обращает внимание на то, что: «Мрак боролся со светом». (слайд)

. Как вы понимаете эти слова? Можно ли эти слова отнести к человеку?

- Что вы, ребята, понимаете под словами: светлое и тёмное в человеке?

(учащиеся высказываются)

- Давайте подытожим:

Тёмное в человеке – это не только невежество, но и зло, жадность, трусость, высокомерие, лень – словом всё, что вызывает отрицательные эмоции.

А светлое – это доброта, смелость, природный ум, щедрость, трудолюбие, в общем то, что называют богатым внутренним миром.

7.-Чего же больше в крестьянских детях: темного невежественного или светлого жизнеутверждающего?

Прочитав дома очерк, вы познакомились с героями. Что вы можете о них сказать?

- Сколько их? Как описывает Тургенев героев?

- Чтобы поговорить обо всех мальчиках, как нам лучше построить работу?

Ответ учащихся: разделиться на группы.

- Верно, каждая группа будет рассказывать об одном из мальчиков. Что вы будете говорить о них?

А) Выступление 1 группы о Павлуше. ( слайд Рисунок Павлуши)

- Ребята, какое мнение у вас сложилось о Павлуше?


Павлуша самый заботливый (следил за котелком. В котором варилась картошка, ходил за водой), смелый (не побоялся волков, успокаивал ребят, объясняя причины странных звуков), сильный, умный.

Тёмным можно считать в Павлуше то, что иногда поддаётся суеверию: голос утонувшего Васи из воды заставляет задуматься и пугает : « Своей судьбы не минуешь». Возмущается он и всей «нечистью»: «И зачем эта погань в свете развелась?»


Добавляет учитель. Его любят собаки, а они-то чувствуют хорошего человека.

Итак, Что же мы запишем о Павлуше в таблицу? ( ключевые слова) ?

(Отвечают те, кто слушал, учащиеся из других групп).

Суеверен, но смел, любознателен и заботлив.


Б) Выступление 2 группы про Ильюшу (Слайд. Рисунок Ильюши) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.


Тёмное в Ильюше заключается в том, что он верит всем россказням, не пытается даже объяснить их, как Павлуша. Только одна история произошла с ним самим. Все остальные истории он пересказывает, веря, «что всё так было». Он все страшилки запоминает, слушая взрослых, и с интересом рассказывает потом ребятам. Он живёт в народных поверьях. Это его мир.

Светлым в Ильюше является то, что у него хорошая память. Он интересно рассказывает свои истории, к тому же искренне жалеет тех, с кем эти истории происходят. Ильюша смиренен, он не обращает внимания на высокомерное отношение к нему Феди.Итак, что же вы можете, исходя из наблюдений, сказать о внутреннем мире Ильюши?

Итак, Что же мы запишем о Ильюше в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп). Тёмное. Всему верит, не разбираясь. Светлое. Хорошая память, развита речь, добр, заботлив, смиренен. Как вы оценили ответ ребят?

В) Выступление 3 группы о Косте (слайд с рисунком Кости) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.


Тёмное в Косте то, что он труслив, запуган тяжёлой жизнью. Он не знает никаких страшных историй и только слушает ребят. Внутренний мир его беден. По словам Тургенева, на языке его не было слов, чтобы сказать то, что его волнует.

Светлого в нём много. Например, рассказывая о том, как утонул Вася, он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами . 

В его душе есть сострадание к чужой беде. Он добрый. Наверное, сам намучился от жестокости окружающих. Зато Костя любознателен: его интересует всё, о чём говорят ребята.


Добавляет учитель. Он жалок, но если бы его больше любили, дали бы возможность учиться, кормили, (вон он какой худенький, тщедушный) он не боялся бы так всего окружающего, был бы более смелым и уверенным в себе.

Итак, Что же мы запишем о Косте в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп).

Тёмное. Труслив, запуган, речь не развита. Добр, умеет сострадать, любознателен.


Г) Выступление 4 группа про Федю? (слайд с рисунком Феди)

Тёмное в Феде то, что он высокомерный, подчёркивает своё превосходство выходца из богатой семьи. Насмешлив, перебивает Ильюшу, когда тот рассказывает былички.

Светлым является то, что он, хоть и богатый, но пошёл в ночное, не спит всю ночь, терпит голод, холод, общается с бедными ребятами, обо всём у них спрашивает, любознателен. Его умение вести себя с крестьянскими мальчишками говорит о том, что он чувствует людей: С Ваней он говорит ласково, С Павлушей уважительно.

Добавляет учитель. Рассказывать что-либо считает унизительным, а скорее не знает подобных историй.

Итак, Что же мы запишем о Феде в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп).

Тёмное. Высокомерный. Светлое: сильный, терпеливый, любознательный мальчик.

Д) Выступление 5 группы про Ваню (слайд с рисунком Вани) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.

«Ваня лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Слушая былички ребят, Ваня не вмешивается в их разговоры, но чувствует, что творится вокруг. Когда Павлуша побежал на лай собак, Ваня выбрался из-под рогожки.

С любовью Ваня относится и к сестре. Он отказывается от гостинца, предложенного Федей ради сестрёнки, хотя сам голоден, да ещё к тому же и младше её.

Итак, Ваня самый светлый персонаж в очерке. Он как маленький ангелочек, внимательно наблюдающий за миром.

Итак, Что же мы запишем о Ванюше в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп).

Добрый, смелый, светлый. Уважителен к старшим.

8.- Давайте проверим заполнение вами таблицы ( слайд с заполненной таблицей)

Мальчики

Светлое

Тёмное

Павлуша

Смел, добр, любознателен, заботлив; тонко чувствует красоту природы и знает приметы

Суеверен

Ильюша

Хорошая память, развита речь, добр, заботлив, смиренен

Всему верит, не разбираясь

Костя

Добр, умеет сострадать, любознателен.

Труслив, запуган, речь не развита.



Федя

Сильный, терпеливый, любознательный мальчик



Высокомерный. Мало знает

Ваня

Добрый, смелый, светлый. Уважителен к старшим





9.Я благодарю всех вас, ребята, за то, что вы так подробно познакомили


нас с героями очерка И. С. Тургенева и смогли увидеть в них столько доброго и св- -Теперь предлагаю вернуться к спору литературоведов 19 века


-Как вы думаете, что, по мнению И. С. Тургенева, побеждает в очерке, свет или мрак? Не торопитесь отвечать, а вспомните, чем заканчивается очерк.

-Да, рассказ заканчивается гибелью Павлуши. ( слайд с Павлушей) Но раз такой светлый человек погибает, то по Тургеневу, выходит, что мрак побеждает?

Предполагаемый ответ. Я думаю, что Тургенев верил во всякие приметы, он думал, что «своей судьбы не минуешь». Но о смерти Павлуши автор говорит с сожалением: «Жаль, славный был парень!»

-Можно ли предположить, что Тургенев на 1-й план выставляет невежество, безграмотность детей и что он смеётся над их суеверием?

Предполагаемый ответ. Пусть даже Тургенев и был суеверным, но он от всей души любит этих крестьянских мальчиков, поэтому в очерке побеждает свет. ( слайд с утром)


10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас подведем итог урока и для этого проведем маленький эксперимент.

Представьте себе, что Тургенев убрал из рассказа все картины природы. Что получится?

Что теряется при этом? Нужны ли описания природы?

(Без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть

этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже

понять и характеры действующих лиц рассказа).

- Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник

у ночного костра, природа, с одной стороны их жизнь, даже праздник: « Выгонять

перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для

крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок,

непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в

историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о

лешем, о водяном.)

- Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее,

т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из

мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без

хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же

время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).

11.- Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:

«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя,

которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не

переедет».

- А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть,

накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно

обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома.)

- Сопоставьте это высказывание И. С. Тургенева с высказыванием, которое мы взяли

эпиграфом к нашему уроку. Какой вывод для себя вы можете сделать?


12.Обобщение:

И.С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, умеющий подмечать и описывать в совершенстве все движения, звуки и запахи природы - заставил меня по-иному взглянуть на то, что меня окружает.


13.Итог урока, оценки в дневники, д/з - проследить, как природа связана с судьбами людей в рассказе.

Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.