12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николаева Анастасия Андреевна34

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«редняя общеобразовательная школа № 40» г. Сатки Челябинской области

Рассмотрено

Методический совет

МКОУ СОШ №40

Руководитель МС

Новичихина Л.А.

_______________

Проверено Заместитель директора

по ВР МБОУ СОШ №40

Мартынова Т.Ф. _______________

Утверждено

Директор МКОУ СОШ № 40 Ерушева В.И.

_______________ Приказ № ____________ от

« ____» ___________ 2015г.

Программа внеурочной деятельности

«Художественный труд»

Направленность: эстетическая

Срок реализации программы: 3 года

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Составитель:

Николаева Анастасия Андреевна

г. Сатка

2015-2016 учебный год

1. Пояснительная записка

Программа «Художественный труд» разработана для занятий с обучающимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Данная программа направлена на развитие художественного творчества детей в области декоративно-прикладного искусства. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Предметом изучения в программе «Художественный труд» является освоение различных технологических приемов работы с разнообразными материалами, инструментами и приспособлениями, что помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности и изобретательности, гибкости мышления, а также, дает возможность узнать историю возникновения народных ремесел на Руси.

Тема ручного труда становится актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных конструкторских навыков. Кроме того, ручной труд, особенно занятия по конструированию, развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи. Чередование различных видов художественной практической деятельности дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.

Разнообразие творческих заданий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к художественному ручному труду. Овладев несколькими видами ручного труда и комбинируя их, воспитанник получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, развитию творческого подхода к своему труду, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки в процессе продуктивной творческой деятельности, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России.

Направленность программы: эстетическая, вид деятельности: декоративно-прикладное народное творчество.

Важное направление в содержании программы «Художественный труд» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.

Воспитание патриотизма: через познание истории материальной культуры и традиции своего и других народов.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.).

Воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов).

Цель программы: формирование и развитие у детей творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание интереса к познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Задачи:

Развивающие:

Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд.

Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Обучающие:

Ознакомление с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

Обучение владению различным технологическим приемам работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями.

Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций.

Воспитательные:

Формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству.

Формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитывать уважение к народным культурным ценностям.

Формировать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.

Формы обучения

В процессе внеурочной деятельности предлагаются программой традиционные, комбинированные и практические формы занятий.

Методы обучения

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем).

Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

Форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный.

Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов являются участие детей в выставках, конкурсах разного уровня (городских, районных, областных), открытые занятия, мастер-классы. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов, подарков. Предполагается подведение итогов работы и на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. При организации экспресс-выставок, организовывается коллективное обсуждение, при котором дети и педагог учатся анализировать работы, тактично указывать на недостатки. При выполнении более сложных работы, подведения итогов может происходить неоднократно: при выполнения отдельных частей или элементов; более точного соответствия образцу; творческого подхода в оформлении и т.д. Повтор, вариация, импровизация должны дать возможность каждому ученику не только выполнить свою работу в определенной последовательности, но и дает установку на эстетическое восприятие художественного изделия. В результате работа, выполненная по образцу изделий народных мастеров, создает условия для активизации детского творчества, и формированию положительного отношения к труду. По итогам года проводится анализ работы детей и награждение учащихся.

Формы подведения итогов могут включать в себя

Экспресс-выставкипроводятся в учебной группе при завершении каждой темы. Итоговые выставки в конце четверти и в конце учебного года - дети своими руками оформляют свои изделия.

Творческие выставкииндивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе.

Тематические праздникиучаствуя в подготовке и проведении народных праздников, дети показывают свое мастерство.

Организация учебного процесса

Обучение проводится в двух направлениях:

усвоение теоретических знаний;

формирование практических навыков.

Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала. Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций. Форма деятельности – творческая мастерская.

В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям в местный краеведческий музей, городской музейно-выставочный центр.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы «Художественный труд» рассчитана на детей от 7 до 12 лет (1-5 класс).

Место курса «Художественный труд» в учебном плане

Программа рассчитана на 3 года обучения в 2-4 классах.

Количество часов в год – 34 часа.

Курс рассчитан на 102 часа по 34 ч – в 2, 3, 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Количество часов в 1-й четверти - 9.

Количество часов во 2-й четверти - 7.

Количество часов в 3-й четверти - 9.

Количество часов в 4-й четверти - 9.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы 3 года.

Количество учащихся

Оптимальное количество учащихся в группе 12 человек.

Режим занятий

Занятия проводятся с группой учащихся 1 раза в неделю по 1учебному часу.

Структура и содержание программы

Программа имеет блочный принцип и представляет собой единую систему разделов, тем, материала, расположен в порядке его прохождения.

Номер класса

Название техники

Материалы

Количество часов

2 класс

Плетение, низание

Бумага, ватман, картон, пластиковый материал, бисер, бусины, проволока, капроновая нить

34

3 класс

Аппликация, вышивка, плетение, макраме, канзаши

Нитки, пряжа, бумажный шпагат, синтетический шнур, ленты, ткань

34

4 класс

Аппликация, вязание, плетение

Кожа, нитки, ткань, тканевые лоскутки

34

 

Итого:

 

102

2. Темы занятий 2 класса

2-й год обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Правила ТБ, ПБ. Материалы, инструменты, приспособления, необходимые в работе по художественному труду.

1

0,5

0,5

2.

Плетение из бумаги

8

3

5

2.1.

Аппликация из цветной бумаги «Осенний листопад»

2

0,5

1,5

2.2.

Плетение из цветной ксероксной бумаги «Косичка из 3 полос»

1

0,5

0,5

2.3.

Плетение из цветной ксероксной бумаги «Косичка из 5 полос»

1

0,5

0,5

2.4.

Конструирование на плоскости из плетеных косичек куклы «Осень»

1

0,5

0,5

2.5.

Плетение из конфетных фантиков «Игольница»

3

1

2

 

Итоговая выставка учебных работ за 1 четверть

     

3.

Конструирование из бумаги

7

2

5

3.1.

Конструирование из ксероксной бумаги в технике оригами «Объемный шар»

2

0,5

1,5

3.2.

Конструирование из ксероксной бумаги «Объемная елочная игрушка»

2

0,5

1,5

3.3.

Конструирование из ксероксной бумаги «Объемная снежинка»

2

0,5

1,5

3.4.

Конструирование из полимерного материала «Ангел»

1

0,5

0,5

 

Итоговая выставка учебных работ за 2 четверть

     

4.

Плетение из бисера проволокой

9

2

7

4.1.

Плетение из бисера насекомых «Стрекоза»

2

0,5

1,5

4.2.

Плетение из бисера цветов «Ромашка»

3

0,5

2,5

4.3.

Плетение из бисера листочков

3

0,5

2,5

4.4.

Сборка, монтаж и оформление композиции из плетеных форм «Цветение»

1

0,5

0,5

 

Итоговая выставка учебных работ за 3 четверть

     

5.

Оригами

9

4,5

4,5

5.1.

Оригами «Подснежник»

1

0,5

0,5

5.2.

Оригами «Птица»

1

0,5

0,5

5.3.

Оригами «Ежик»

1

0,5

0,5

5.4.

Оригами «Рыбка»

1

0,5

0,5

5.5.

Оригами «Бабочка»

1

0,5

0,5

5.6.

Оригами «Пароход»

1

0,5

0,5

5.7.

Оригами «Коробочка».Сказка

1

0,5

0,5

5.8.

Оригами «Вазочка»

1

0,5

0,5

5.9.

Оригами «Кувшинка»

1

0,5

0,5

 

Итоговая выставка учебных творческих работ за 4 четверть

     
 

Итого:

34ч

12ч

22ч

3. Содержание занятий 2 года обучения

п/п

Наименование разделов, тем

1.

Вводное занятие

Правила ТБ Материалы, инструменты и приспособления, необходимые в работе на занятиях по художественному труду.

2.

Плетение из бумаги

2.1.

Аппликация из цветной бумаги «Осенний листопад»

Теория: Правила выполнения аппликации из цветной бумаги. ТБ при работе с ножницами. Технология вырезания листочков.

Практическая работа: Изготовление коллективного панно в круге в технике аппликации из цветной бумаг.

Материалы: Цветная бумага, гофрированный картон 35х35см, голографическая бумага 35х35см.

Инструменты: простой карандаш, ножницы, ПВА, Титан.

2.2.

Плетение из цветной ксероксной бумаги «Косичка из 3 полос»

Теория: Правила выполнения аппликации из цветной ксероксной бумаги. ТБ при работе ножницами, канцелярским ножом. Технология плетения косички.

Практическая работа: Плетение плоскостной косички из 3 полос из цветной ксероксной бумаги

Материалы: Цветная ксероксная бумага.

Инструменты: Простой карандаш, линейка, ножницы, дощечка, канцелярский нож, ПВА.

2.3.

Плетение из цветной ксероксной бумаги «Косичка из 5 полос»

Теория: Правила выполнения аппликации из цветной ксероксной бумаги. ТБ при работе ножницами, канцелярским ножом. Технология плетения косички.

Практическая работа: Плетение плоскостной косички из 3 полос из цветной ксероксной бумаги

Материалы: Цветная ксероксная бумага.

Инструменты: Простой карандаш, линейка, ножницы, дощечка, канцелярский нож, ПВА.

2.4.

Конструирование на плоскости из плетеных косичек куклы «Осень»

Теория: ТБ при работе ножницами, канцелярским ножом.

Практическая работа: Сборка конструкции куклы на плоскости из ранее сплетенных косичек.

Материалы: Цветная и белая ксероксная бумага, салфетки.

Инструменты: Простой карандаш, линейка, ножницы, дощечка, канцелярский нож, ПВА.

2.5.

Плетение из конфетных фантиков «Игольница»

Теория: ТБ при работе ножницами. Технология плетения цепочки.

Практическая работа: Плетение плоскостной цепочки из конфетных фантиков.

Материалы: Конфетные фантики 4х10см в количестве 24 штук.

Инструменты: Простой карандаш, линейка, ножницы.

 

Итоговая выставка учебных работ за 1 четверть

3.

Конструирование из бумаги

3.1.

Конструирование из ксероксной бумаги в технике оригами «Объемный шар»

Теория: ТБ при работе с ножницами, с клеем. Технология оригами.

Практическая работа: Конструирование из ксероксной бумаги в технике оригами объемного шестигранного шара.

Материалы: Ксероксная бумага - 6 листов, нитка елочного дождя.

Инструменты: Простой карандаш, линейка, ножницы, ПВА.

3.2.

Конструирование из ксероксной бумаги «Объемная елочная игрушка»

Теория: ТБ при работе с ножницами, с клеем.

Практическая работа: Конструирование из полос ксероксной бумаги объемной елочной ажурной игрушки.

Материалы: Ксероксная бумага – 1 лист, нитка елочного дождя.

Инструменты: Простой карандаш, линейка, ножницы, ПВА.

3.3.

Конструирование из ксероксной бумаги «Объемная снежинка»

Теория: ТБ при работе с ножницами, с клеем.

Практическая работа: Конструирование из ксероксной бумаги объемной новогодней снежинки.

Материалы: Ксероксная бумага – 2 листа, нитка елочного дождя.

Инструменты: Простой карандаш, линейка, ножницы, ПВА.

3.4.

Конструирование из полимерного материала «Ангел»

Теория: ТБ при работе с ножницами, степлером. Практическая работа: Конструирование из полимерного материала объемную фигуру летящего ангела.

Материалы: Полимерный материал размером А3, нитка елочного дождя.

Инструменты: Ручка, ножницы, степлер.

 

Итоговая выставка учебных работ за 2 четверть

4.

Плетение из бисера проволокой

4.1.

Плетение из бисера насекомых «Стрекоза»

Теория: Правила работы с бисером, проволокой. ТБ при работе ножницами. Технология плетения стрекозы.

Практическая работа: Плетение стрекозы в технике низания бисера и цепочек на проволоку в один ряд по технологической карте.

Материалы: Цветной бисер, проволока, тканевая салфетка белого цвета, технологическая карта плетения стрекозы.

Инструменты: Ножницы.

4.2.

Плетение из бисера цветов «Ромашка»

Теория: Правила работы с бисером, проволокой. ТБ при работе ножницами. Технология плетения ромашек.

Практическая работа: Плетение цветов ромашки в технике низания бисера и цепочек на проволоку в один ряд по технологической карте.

Материалы: Цветной бисер, проволока, тканевая салфетка белого цвета, технологическая карта плетения.

Инструменты: Ножницы.

4.3.

Плетение из бисера листочков

Теория: Правила работы с бисером, проволокой. ТБ при работе ножницами. Технология плетения листочков.

Практическая работа: Плетение листочков в технике низания бисера и цепочек на проволоку в один ряд по технологической карте.

Материалы: Цветной бисер, проволока, тканевая салфетка белого цвета, технологическая карта плетения.

Инструменты: Ножницы.

4.4.

Сборка, монтаж и оформление композиции из плетеных форм «Цветение»

Теория: Правила работы с бисером, проволокой. ТБ при работе ножницами, швейной иголкой.

Практическая работа: Сборка и монтаж на бархатную бумагу черного цвета композиции из ранее плетеных форм ромашек, листочков и пчел «Цветение». Оформление работы в объемную рамку.

Материалы: Проволока, 1 лист бархатной бумаги черного цвета, ватман для изготовления объемной рамки.

Инструменты: Ножницы, швейная иголка, ПВА.

 

Итоговая выставка учебных работ за 3 четверть

5.

Оригами

5.1.

Оригами «Подснежник»

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление подснежников в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, спица, ПВА, салфетка для рук.

5.2.

Оригами «Птица»

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление птицы в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, фломастеры.

5.3.

Оригами «Ежик»

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление ежика в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага, цветной картон.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, ПВА, салфетка для рук.

5.4.

Оригами «Рыбка»

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление рыбки в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага, цветной картон.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, ПВА, салфетка для рук.

5.5.

Оригами «Бабочка»

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление бабочки в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага, цветной картон.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, ПВА, салфетка для рук.

5.6.

Оригами «Пароход»

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление парохода в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага, цветной картон.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, ПВА, салфетка для рук.

5.7.

Оригами «Коробочка». Сказка

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление коробочки в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага, цветной картон.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, ПВА, салфетка для рук.

5.8.

Оригами «Вазочка»

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление вазочки в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, ПВА, салфетка для рук.

5.9.

Оригами «Кувшинка»

Теория: Правила работы в технике оригами.

Практическая работа: Изготовление цветка кувшинки в технике оригами.

Материалы: Цветная бумага.

Инструменты: Простой карандаш, ножницы, ПВА, салфетка для рук.

 

Итоговая выставка учебных творческих работ за 4 четверть

4. Прогнозируемые результаты 2 года обучения

Обучающиеся после 2года обучения должны знать:

Историю возникновения различных ремесел и народные традиции.

  • Правила техники безопасности на рабочем месте и с инструментами.

    Терминологию в области декоративно-прикладного искусства.

    Названия различных технологий (аппликация, вышивка, плетение,

вязание, моделирование, мозаика, коллаж, оригами, шитье).

  • Названия материалов, инструментов, приспособлений, необходимых в работе по художественному труду.

    Назначение инструментов, приспособлений и оборудования.

    Цветовые соотношения.

    Технологию выполнения плетения из цветной бумаги.

    Технологию выполнения плетения из бисера.

    Технологию выполнения плетения из подсобных материалов.

Должны уметь:

Работать с различными инструментами и приспособлениями.

Подготавливать и обрабатывать различные материалы.

Выполнять аппликативные работы.

Выполнять моделирование на плоскости.

Выполнять коллажи.

Делать мозаику из различного материала.

Изготавливать поделки в технике низания бисера.

Работать поэтапно, планомерно, подетальным способом.

Изготавливать плоскостные простейшие композиции.

Изготавливать сувенирную продукцию из различного бросового и подсобного материала.

Производить сборку и монтаж поделок.

Выполнять работу аккуратно, точно.

Уметь оценивать свою работу и работу других.

5. Темы занятий 3 года обучения

3-й год обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Правила ТБ, ПБ. Материалы, инструменты, приспособления, необходимые в работе по художественному труду.

1

0,5

0,5

2.

Макраме

8

2

6

2.1.

Плетение в технике макраме одностороннего витого шнура из бумажного шпагата

3

0,5

2,5

2.2.

Изготовление основы декоративного панно круглой формы

1

0,5

0,5

2.3.

Плетение в технике макраме двухстороннего плоского узла из бумажного шпагата

3

0,5

2,5

2.4.

Сборка и монтаж конструкции декоративного панно. Оформление его по краю ранее сплетенными в технике макраме шнурами.

1

0,5

0,5

 

Итоговая выставка учебных работ за 1 четверть

     

3.

Канзаши

7

1,5

5,5

3.1.

Изготовление в технике канзаши декоративных цветов из атласных лент

3

0,5

2,5

3.2.

Изготовление в технике канзаши декоративных листочков из атласных лент

3

0,5

2,5

3.3.

Сборка и монтаж декоративного панно «Цветы»

1

0,5

0,5

 

Итоговая выставка учебных работ за 2 четверть

     

4.

Декоративное плетение

9

2,5

6,5

4.1.

Декоративное плетение атласными лентами рамки для оформления панно

3

0,5

2,5

4.2.

Изготовление основы для декоративного панно в форме сердца

1

0,5

0,5

4.3.

Плетение из лент цветов объемной формы «Розы»

2

0,5

1,5

4.4.

Изготовление из лент листьев объемной формы

2

0,5

1,5

4.5.

Сборка и монтаж декоративного панно «Розы»

1

0,5

0,5

 

Итоговая выставка учебных работ за 3 четверть

     

5.

Модульное оригами

9

3

6

5.1.

Модульное оригами «Бабочка»

1

0,5

0,5

5.2.

Модульное оригами «Нарцисс»

1

0,5

0,5

5.3.

Модульное оригами «Подснежники»

2

0,5

1,5

5.4.

Модульное оригами «Лебедь»

2

0,5

1,5

5.5.

Плетение из газетных трубочек «Корзинка»

2

0,5

1,5

5.6.

Модульное оригами «Ваза»

1

0,5

0,5

 

Итоговая выставка учебных творческих работ за 4 четверть

     
 

Итого:

34ч

9,5ч

24,5ч

6. Содержание занятий 3 года обучения


 

п/п

Наименование разделов, тем

1.

Вводное занятие

Правила ТБ, ПБ. Материалы, инструменты, приспособления, необходимые в работе по художественному труду.

2.

Макраме

2.1.

Плетение в технике макраме одностороннего витого шнура из бумажного шпагата

Теория: Правила работы с бумажным шпагатом. ТБ при работе ножницами. Технология плетения одностороннего витого шнура «Спираль».

Практическая работа: Плетение шнура в технике макраме.

Материалы: Бумажный шпагат.

Инструменты: Доска для крепления основы. Ножницы, ПВА.

2.2.

Изготовление основы декоративного панно круглой формы

Теория: Правила работы с гофрированным картоном, тканью. ТБ при работе ножницами, канцелярским ножом, Титаном. Технология обтягивания основы из картона тканью.

Практическая работа: Изготовление основы декоративного панно круглой формы из гофрированного картона. Обтяжка его тканью.

Материалы: Гофрированный картон размером 20х20см, ткань размером 24х24см.

Инструменты: Ножницы, канцелярский нож, Титан.

2.3.

Плетение в технике макраме двухстороннего плоского узла из бумажного шпагата

Теория: Правила работы с бумажным шпагатом. ТБ при работе ножницами. Технология плетения двухстороннего плоского узла.

Практическая работа: Плетение шнура в технике макраме.

Материалы: Бумажный шпагат.

Инструменты: Доска для крепления основы. Ножницы, ПВА.

2.4.

Сборка и монтаж конструкции декоративного панно. Оформление его по краю ранее сплетенными в технике макраме шнурами.

Теория: Правила работы с гофрированным картоном, тканью. ТБ при работе ножницами, швейной иглой. Технология крепления готовых ранее сплетенных в технике макраме шнуров к основе из картона, обтянутой тканью.

Практическая работа: Крепление готовых ранее сплетенных в технике макраме шнуров к основе из картона, обтянутой тканью.

Материалы: Готовые шнуры и основа декоративного панно.

Инструменты: Ножницы, швейная игла, нитки под цвет ткани.

 

Итоговая выставка учебных работ за 1 четверть

3.

Канзаши

3.1.

Изготовление в технике канзаши декоративных цветов из атласных лент

Теория: Технология работы с атласными лентами. ТБ при работе ножницами, английской булавкой, электровыжигателем. Технология изготовления цветов в технике канзаши.

Практическая работа: Изготовление в технике канзаши из атласных лент декоративных цветов.

Материалы: Атласные ленты для изготовления цветов шириной 3см длиной 1м 50см.

Инструменты: Ножницы, линейка, простой карандаш, электровыжигатель, хозяйственная свеча, спички, подсвечник, Титан.

3.2.

Изготовление в технике канзаши декоративных листочков из атласных лент

Теория: Технология работы с атласными лентами. ТБ при работе ножницами, английской булавкой, электровыжигателем. Технология изготовления листочков в технике канзаши.

Практическая работа: Изготовление в технике канзаши из атласных лент декоративных листочков.

Материалы: Атласные ленты для изготовления листочков шириной 3см длиной 50см.

Инструменты: Ножницы, линейка, простой карандаш, электровыжигатель, хозяйственная свеча, спички, подсвечник, Титан.

3.3.

Сборка и монтаж декоративного панно «Цветы»

Теория: Правила работы с гофрированным картоном, тканью. ТБ при работе ножницами, швейной иглой. Технология крепления готовых ранее изготовленных в технике канзаши цветов и листочков к основе из картона, обтянутой тканью.

Практическая работа: Крепление готовых ранее изготовленных в технике канзаши цветов и листочков к основе из картона, обтянутой тканью.

Материалы: Готовые цветы, листочки и основа декоративного панно.

Инструменты: Ножницы, швейная игла, нитки под цвет ткани.

 

Итоговая выставка учебных работ за 2 четверть

4.

Декоративное плетение

4.1.

Декоративное плетение атласными лентами рамки для оформления панно

Теория: Технология работы с атласными лентами. ТБ при работе ножницами, электровыжигателем, спичками. Технология плетения атласными лентами.

Практическая работа: Изготовление в технике плетения из атласных лент декоративной рамки.

Материалы: Атласные ленты двух контрастных цветов шириной по 5мм длиной по 3м для изготовления декоративной рамки.

Инструменты: Ножницы, электровыжигатель, спички.

4.2.

Изготовление основы для декоративного панно в форме сердца

Теория: Правила работы с гофрированным картоном, тканью. ТБ при работе ножницами, канцелярским ножом, Титаном. Технология обтягивания основы из картона овальной формы тканью.

Практическая работа: Изготовление основы декоративного панно овальной формы из гофрированного картона. Обтяжка его тканью. Оформление края панно ранее сплетенной из атласных лент рамкой.

Материалы: Гофрированный картон размером 20х30см, ткань размером 24х34см, ранее сплетенная рамка.

Инструменты: Ножницы, канцелярский нож, Титан.

4.3.

Плетение из лент цветов объемной формы «Розы»

Теория: Технология работы с атласными лентами. ТБ при работе ножницами, электровыжигателем, спичками. Технология плетения атласными лентами цветка розы.

Практическая работа: Изготовление в технике плетения из атласных лент цветка розы.

Материалы: Атласные ленты розового цвета для изготовления декоративной объемной розы шириной 3см длиной 3м.

Инструменты: Ножницы, электровыжигатель, спички.

4.4.

Изготовление из лент листьев объемной формы

Теория: ТБ при работе ножницами, электровыжигателем, спичками. Технология плетения атласными лентами.

Практическая работа: Изготовление в технике плетения из атласных лент декоративных листочков.

Материалы: Атласные ленты зеленого цвета для изготовления декоративных объемных листочков шириной 5см длиной 2м.

Инструменты: Ножницы, электровыжигатель, спички.

4.5.

Сборка и монтаж декоративного панно «Розы»

Теория: Правила работы с гофрированным картоном, тканью. ТБ при работе ножницами, швейной иглой. Технология крепления готовых ранее изготовленных в технике плетения цветов розы и листочков к основе из картона, обтянутой тканью. Практическая работа: Крепление готовых ранее изготовленных в технике плетения цветов розы и листочков к основе из картона, обтянутой тканью.

Материалы: Готовые цветы розы, листочки и основа декоративного панно.

Инструменты: Ножницы, швейная игла, нитки под цвет ткани.

 

Итоговая выставка учебных работ за 3 четверть

5.

Модульное оригами

5.1.

Модульное оригами «Бабочка»

Теория: Правила работы с ксероксной бумагой. ТБ при работе ножницами, канцелярским ножом.

Практическая работа:

Изготовление бабочки в технике модульного оригами.

Материалы: Цветная ксероксная бумага.

Инструменты: Простой карандаш, линейка, ножницы, канцелярский нож.

5.2.

Завершение работы. Декоративное оформление изделия расписными ложками.

Теория: ТБ при работе ножницами. Технология закрепления нитей плетения в конце панно.

Практическая работа: Завершение работы. Декоративное оформление изделия расписными ложками.

Материалы: Расписные ложки 2-3 штуки.

Инструменты: Ножницы, швейная игла, швейные нитки под цвет панно.

 

Итоговая выставка учебных творческих работ за 4 четверть

7. Прогнозируемые результаты 3 года обучения

Обучающиеся после 3 года обучения должны знать:

Историю возникновения различных ремесел, народные традиции.

  • Правила техники безопасности на рабочем месте и с инструментами.

    Терминологию в области декоративно-прикладного искусства.

    Названия различных технологий (аппликация, вышивка, моделирование, макраме, мозаика, коллаж, плетение, оригами, шитье).

    Названия материалов, инструментов, приспособлений, необходимых в работе по художественному труду.

    Назначение инструментов, приспособлений и оборудования.

    Цветовые соотношения, гармоничные сочетания.

    Технологию выполнения плетения макраме.

    Технологию выполнения канзаши из атласных лент.

    Технологию выполнения плетения лентами.

Должны уметь:

Правильно работать с различными инструментами и приспособлениями.

Подготавливать и обрабатывать различные материалы.

Выполнять работы по оформлению декоративных панно разной формы.

Выполнять моделирование на плоскости.

Выполнять коллажи из текстильных материалов.

Делать выпуклые композиции из лент.

Изготавливать поделки-сувениры в технике низания бисером.

Работать поэтапно, планомерно распределять нагрузку.

Изготавливать плоскостные простейшие композиции из бумаги.

Изготавливать сувенирную продукцию из различного бросового и подсобного материала.

Производить сборку и монтаж изделия.

Выполнять работу аккуратно, точно.

Уметь оценивать свою работу и работу других.

8. Темы занятий 4 года обучения

4-й год обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Правила ТБ, ПБ. Материалы, инструменты, приспособления, необходимые в работе по художественному труду

1

0,5

0,5

2.

Вышивка декоративными швами

8

1

7

2.1.

Вышивка стебельчатым швом лицевой части игольницы

6

0,5

5,5

2.2.

Шитье игольницы. Оформление края изделия лентами

2

0,5

1,5

 

Итоговая выставка учебных работ за 1 четверть

     

3.

Вышивка декоративными швами

7

1

6

3.1.

Вышивка тамбурным швом лицевой части подушечки

5

0,5

4,5

3.2.

Шитье подушечки. Оформление края изделия кружевом

2

0,5

1,5

 

Итоговая выставка учебных работ за 2 четверть

     

4.

Вязание на спицах и крючком

9

1,5

7,5

4.1.

Вязание на спицах шарфика

3

0,5

2,5

4.2.

Вязание на спицах шапочки

3

0,5

2,5

4.3.

Оформление края шарфика и шапочки ажурной вязкой крючком

3

0,5

2,5

 

Итоговая выставка учебных работ за 3 четверть

     

5.

Вышивка декоративными швами

9

1

8

5.1.

Оформление концов шарфика вышивкой декоративным швом «рококо»

5

0,5

4,5

5.2.

Оформление шапочки вышивкой декоративным швом «рококо»

4

0,5

3,5

 

Итоговая выставка учебных творческих работ за 4 четверть

     
 

Итого:

34ч

29ч

9. Содержание занятий 4 года обучения

п/п

Наименование разделов, тем

1.

Вводное занятие

Правила ТБ, ПБ. Материалы, инструменты, приспособления, необходимые в работе по художественному труду.

2.

Вышивка декоративными швами

2.1.

Вышивка стебельчатым швом лицевой части игольницы

Теория: ТБ при работе ножницами, иголкой для вышивки. Технология вышивки декоративным стебельчатым швом.

Практическая работа: Перенос эскиза вышивки на ткань. Вышивка стебельчатым швом лицевой части игольницы. Материалы: Ткань для вышивки размером17х17см, нитки мулине (меланжевые) для вышивки, копировальная бумага.

Инструменты: Ножницы, простой карандаш, иголка для вышивки.

2.2.

Шитье игольницы. Оформление края изделия лентами

Теория: ТБ при работе ножницами, иголкой для вышивки. Технология оформления края изделия лентами.

Практическая работа: Шитье игольницы швом «вперед иголку». Оформление края изделия лентами

Материалы: Ткань для обратной стороны игольницы размером 17х17см, лента длиной 1м.

Инструменты: Ножницы, простой карандаш, иголка для шитья.

 

Итоговая выставка учебных работ за 1 четверть

3.

Вышивка декоративными швами

3.1.

Вышивка тамбурным швом лицевой части подушечки

Теория: ТБ при работе ножницами, иголкой для вышивки. Технология вышивки декоративным тамбурным швом.

Практическая работа: Перенос эскиза вышивки на ткань. Вышивка тамбурным швом лицевой части подушечки. Материалы: Ткань для вышивки размером 27х27см, нитки мулине для вышивки, копировальная бумага.

Инструменты: Ножницы, простой карандаш, иголка для вышивки.

3.2.

Шитье подушечки. Оформление края изделия кружевом

Теория: ТБ при работе ножницами, иголкой для шитья. Технология оформления края изделия кружевом.

Практическая работа: Шитье подушечки швом «вперед иголку». Оформление края изделия кружевом.

Материалы: Ткань для обратной стороны подушечки размером 27х27см, кружево длиной 1,5м.

Инструменты: Ножницы, Простой карандаш, иголка для шитья.

 

Итоговая выставка учебных работ за 2 четверть

4.

Вязание на спицах и крючком

4.1.

Вязание на спицах шарфика

Теория: ТБ при работе ножницами, спицами для вязания. Технология вязания на спицах.

Практическая работа: Вязание на спицах шарфика длиной 45 см шириной 15см.

Материалы: Пряжа для вязания.

Инструменты: Ножницы, 2 стальные спицы длиной 20см.

4.2.

Вязание на спицах шапочки

Теория: ТБ при работе ножницами, спицами для вязания. Технология вязания на спицах.

Практическая работа: Вязание на спицах шапочки. Материалы: Пряжа для вязания.

Инструменты: Ножницы, 2 стальные спицы длиной 20см.

4.3.

Оформление края шарфика и шапочки ажурной вязкой крючком

Теория: ТБ при работе ножницами, крючком для вязания. Технология вязания крючком.

Практическая работа: Оформление края шарфика и шапочки ажурной вязкой крючком.

Материалы: Пряжа для вязания контрастного цвета.

Инструменты: Ножницы, крючок для вязания № 2-3.

 

Итоговая выставка учебных работ за 3 четверть

5.

Вышивка декоративными швами

5.1.

Оформление концов шарфика вышивкой декоративным швом «рококо»

Теория: ТБ при работе ножницами, иголкой для вышивки. Технология вышивки декоративным швом «рококо».

Практическая работа: Оформление концов шарфика вышивкой декоративным швом «рококо» «Цветочный букетик».

Материалы: Цветная пряжа, ранее вязаный шарфик. Инструменты: Ножницы, иголка для вышивки с большим ушком для пряжи.

5.2.

Оформление шапочки вышивкой декоративным швом «рококо»

Теория: ТБ при работе ножницами, иголкой для вышивки. Технология вышивки декоративным швом «рококо».

Практическая работа: Оформление лицевой части шапочки вышивкой декоративным швом «рококо» «Цветочный букетик».

Материалы: Цветная пряжа, ранее вязаная шапочка. Инструменты: Ножницы, иголка для вышивки с большим ушком для пряжи.

 

Итоговая выставка учебных творческих работ за 4 четверть

10. Прогнозируемые результаты 4 года обучения

Обучающиеся после 4 года обучения должны знать:

Направления и народные традиции декоративно-прикладного искусства.

  • Правила техники безопасности на рабочем месте.

    Правила техники безопасности при работе с различными инструментами.

    Терминологию в области декоративно-прикладного искусства.

    Художественные материалы и оборудование.

    Названия материалов, инструментов, приспособлений, необходимых в работе по художественному труду.

    Назначение инструментов, приспособлений и оборудования.

    Цветовые соотношения, гармоничные сочетания.

    Технологию выполнения вышивки декоративными швами.

    Технологию выполнения вязания на спицах и крючком.

    Технологию выполнения вязания крючком.

Должны уметь:

Правильно пользоваться различными инструментами и приспособлениями.

Подготавливать и обрабатывать различные поделочные материалы.

Выполнять работы по оформлению различных декоративных изделий.

Выполнять коллажи из текстильных материалов.

Выполнять коллажи из тканевых лоскутков.

Создавать изделия в технике вязания на спицах.

Создавать изделия в технике вязания крючком.

Оформлять изделия вышивкой декоративным стебельчатым швом.

Оформлять изделия вышивкой декоративным тамбурным швом.

Оформлять изделия вышивкой декоративным швом «рококо».

Изготавливать поделки-сувениры в технике вышивки.

Работать поэтапно, планомерно.

Производить сборку, монтаж и оформление изделия.

Выполнять качественно, аккуратно и точно отделку и художественную обработку изделий.

Уметь оценивать свою работу и работу других.


 

11. Литература

Цирулик, Н.А. Учебник для 1 класса «Умные руки» / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. – М.:

Проснякова, Т.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса «Школа волшебников» / Т.Н. Проснякова. – М.:

Проснякова, Т.Н. Методические рекомендации для учителя. 1 класс / Т.Н. Проснякова, Е.А. Мухина. – М.:

Цирулик, Т.Н. Учебник для 2 класса. «Уроки творчества» / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. – М.:

Проснякова, Т.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса «Волшебные секреты» / Т.Н. Проснякова. – М.:

Проснякова, Т.Н. Методические рекомендации для учителя. 2 класс / Т.Н. Проснякова, Е.А. Мухина. – М.:

Проснякова, Т.Н. Учебник для 3 класса «Уроки мастерства» / Т.Н. Проснякова. – М.:

Проснякова, Т.Н. Методические рекомендации для учителя. 3 класс / Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина. - М.:

Проснякова, Т.Н. Учебник для 4 класса «Творческая мастерская» / Т.Н. Проснякова. – М.:

Мураева, В.А. Технология народных ремесел / В.А. Мураева. – Волгоград, Учитель, 2011.

Першина, В.Д. Художественное творчество. Внеурочная деятельность / В.Д. Першина. – Волгоград, Учитель, 2013.

Проснякова, Т.Н. Методические рекомендации для учителя. 4 класс / Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина. – М.:

Цирулик, Н.А. Твори, выдумывай, пробуй! / С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. – Самара: Учебная литература, Корпорация «Фёдоров», 2010.

Проснякова, Т.Н. Творческая мастерская / Т.Н. Проснякова. – Самара: Учебная литература, Корпорация «Фёдоров», 2009.

Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги / Г.И. Долженко. - Ярославль: Академия развития, 2008.

Старикова, В.В. Уроки технологии.1-4 классы / В.В. Старикова. – М.: ООО «Глобус», 2009.

Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.