12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шпак Ольга Александровна452
Украина, Луганская Народная Республика, Стаханов
0

Урок на тему «Численность и размещение человечества на Земле»

Конспект урока 5 класс

Тема : «Численность и размещение человечества на Земле»

Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенностей численности населения Земли и размещения населения, продолжить закрепления навыка работы в группе.

Задачи урока:

- рассмотреть особенности численности населения Земли и размещения населения.

- развивать исследовательские навыки учащихся, умения работы с таблицами, картами и схемами, решать задачи, анализировать информацию.

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: взаимодействие в парах и умения работать с источниками информации, коммуникативных навыков и навыков исследовательской деятельности.

Оборудование : схемы, таблицы

Ход урока :

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Актуализация опорных знаний

Человек заселил почти 90 % земной суши. Им освоены территории, в большей или меньшей степени пригодные для жизни и хозяйственной деятельности. Остались незаселёнными лишь полюса и прилегающие к ним районы, наиболее засушливые участки пустынь, высокогорья, ледники.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Изучение нового материала

Раса (от арабского слова “рас” – голова, начало, корень) – это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела).

Обычно выделяют три большие расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.

Каждая человеческая раса имеет разные внешние признаки.

- Как вы думаете, физические и умственные способности у представителей разных рас будут одинаковы?

Способности человека к умственному и физическому труду или к любой другой деятельности не зависят от того, к какой расе он принадлежит.Существуют ложные учения о том, что одни расы превосходят другие по умственному и физическому развитию и потому они будто должны господствовать. Другие расы объявлялись “неполноценными”, неспособными к научным занятиям, искусству.

Учёные давно доказали равенство рас. Один из этих учёных – наш соотечественник Н.Н. Миклухо-Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов, населяющих тропические острова Тихого океана. Особенно известно путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею, где учёный прожил среди туземцев длительное время. В то время мало что знали о папуасах, обитателях острова, не имевших связи с внешним миром, стоявших на низшей ступени развития (например, топоры и оружие у них были каменными). Н.Н. Миклухо-Маклай установил с островитянами дружественные отношения, завоевал их доверие и любовь. Изучив их жизнь, Н.Н. Миклухо-Маклай пришёл к выводу, что так называемые первобытные народы в такой же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле.

Население – это совокупность всех людей, живущих на Земле.

Как люди размещены по земной поверхности?

Население Земли размещено по её поверхности очень неравномерно. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту, отображающую плотность населения мира.

Плотность населения — это число жителей, приходящееся на 1 км2 территории.

В 2009 г. средняя плотность населения на освоенной людьми поверхности земного шара составила 50 чел. на 1 км2.

Люди неравномерно распределены по полушариям планеты.

Большая их часть проживает в Северном (90 %) и Восточном (85 %) полушариях. Различно размещение населения по отдельным материкам и их частям. Ещё более значительны различия в распределении населения по странам мира.

Что влияет на размещение людей?

Для жизни людей огромное значение имеют тепло и влага, рельеф и плодородие почвы, достаточное количество воздуха. Поэтому слабо заселены холодные и засушливые территории, а также высокие горы, где из-за недостатка кислорода трудно дышать.

Издавна человечество тяготело к морю. Близость к нему давала возможность добычи пищи и ведения хозяйственной деятельности, связанной с морским промыслом. Морские пути открывали возможность связи с другими районами Земли.

На плотность населения влияет также давность освоения территории.

На сегодняшний день на Земле наибольшей плотностью населения отличаются четыре области исторического заселения: Южная и Восточная Азия, Западная Европа и восток Северной Америки.

Адаптация человека к природным условиям

Приспособленность к природным условиям проявляется не только во внешнем облике людей, относящихся к разным расам.

Особенности природы влияют на внешний вид жилищ, одежду людей, пищу и способы её приготовления. В разных частях Земли используются различные орудия труда и строительные материалы. И хотя в современном мире все эти различия постепенно стираются, их ещё можно наблюдать, особенно в сельской местности.

Численность населения мира в октябре 1999 года превысила 6 млрд. человек, а в ноябре 2011 года — 7 млрд. человек. Крупнейшими странами мира по численности населения являются: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Бангладеш, Нигерия, Япония и Мексика.

В начале 2014 года на 47-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию в докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна было заявлено, что численность населения Земли достигла 7,2 млрд человек.

Средняя плотность населения Земли составляет 45 человек на 1 км2.

По плотности населения среди главных регионов мира резко выделяются зарубежная Азия и зарубежная Европа, а наименьшей плотностью населения отличается Австралия.

В мире выделяют три главных ареала размещения населения:

Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия, где проживает почти половина населения Земли;

Европа (более 500 млн. человек);

Восток США (более 230 млн. человек).

Помимо основных ареалов расселения населения Земли, можно найти примеры очень плотного заселения отдельных районов мира — о. Ява (Индонезия), Ферганская долина (Узбекистан), дельта Нила (Египет), побережье Гвинейского залива и т.д.

Слабо заселены регионы Крайнего Севера в Евразии и Северной Америке, пустынные районы Северной и Южной Африки, Юго-Западной Азии, Австралии и высокогорные районы Центральной Азии, а Антарктида вообще не имеет постоянного населения.

Подведение итогов урока

«Лови ошибку!» - «Светофор»

Длительное время население Земли увеличивалось очень медленно. Это объясняется отсутствием в то время телевидения, мобильной связи и автомобилей. Особенно быстрыми темпами количество населения начало расти в 20 веке. Сегодня оно составляет более 10 млрд. чел. Чтобы не мешать друг другу, население Земли размещено равномерно. Средняя плотность населения в мире составляет 44 чел.\ км². В России высокая плотность населения.

- Ребята, а кто помнит на каких территориях, больше всего размещены люди?

- Что влияет на размещение людей?

- Что такое население?

Домашнее задание

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.