Конспект урока географии на тему «Орбитальное движение Земли» (5 класс)
Урок №47 «Орбитальное движение Земли»
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о движении Земли вокруг Солнца.
Задачи:
обучающие: продолжить формирование умения устанавливать причинно- следственные связи на основе представления о движении Земли вокруг Солнца;
развивающие:
- продолжить работу над развитием учебно-познавательных умений и навыков, ставить цели, преобразовывать информацию, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;
-продолжить работу по развитию навыков работы с картой и глобусом;
- развивать умение организовывать свою учебную деятельность;
воспитательные: способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
предметные:
выделять и объяснять существенные признаки и понятия
«земная ось», «экватор», «географический полюс», «тропик», «полярный круг», «полушарие», «точка зенита», «полярный день», «полярная ночь», «угол наклона земной оси»;
использовать эти термины для решения учебных задач по изучению географических следствий движения Земли вокруг Солнца;
находить условные линии на глобусе и карте
метапредметные:
познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск информации, её преобразование, логические УД (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей);
регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели;
коммуникативные: планирование разрешения конфликтов, умение выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе;
личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
- формирование ответственного отношения к учению, познавательной и информационной культуры;
- формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Ресурсы урока: учебник, атлас стр.16-17,презентация ,тетрадь тренажер, электронное приложение к учебнику.
Тип урока: урок-практикум
Источники информации |
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 класс Атлас География. Планета Земля 5-6 класс |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||
Включить обучающихся в учебную деятельность |
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. |
Приветствуют друг друга |
|||||||||||||||||||||||||||
Повторение домашнего задания |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
- Т/Т _______________________ - «Мои географические исследования» с.57 учебника, атлас с.14-15 - Тест электронного приложения |
Выполняет весь класс Выполняют несколько учеников по желанию, проверяем все. |
|||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи |
Основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.
«Случились вместе два астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару, Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой – что Солнце все с собой планеты водит; Один Коперник был, другой слыл Птолемей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: - Ты звезд теченье знаешь? Скажи: как ты о сем сомненье рассуждаешь? Он дал такой ответ: - Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такого, Который бы вертел очаг вокруг жаркого?» (1761г) Учитель: Выделить основную мысль и ключевое слово данного изречения. Учащиеся: Вращение Земли вокруг Солнца.
А теперь прослушайте загадку. Отгадав её, вы поймёте, о каком вращении Земли мы будем говорить сегодня на уроке.
Земля вращается, вращается, вращается. И на Земле вдруг представление начинается. На сцене в свой черёд артисты появляются. И выступление каждого артиста отличается. Один, в костюме рыжем, слёзы льёт. Другой, в одежде белой, снег метёт. По воле третьего подснежник расцветает. Ну а четвёртый ярким солнцем согревает. 2. Следствием какого движения является смена времён года? 3. Что ещё о движении Земли вокруг Солнца вы знаете из курса Окружающий мир? 4. Что бы вы ещё хотели узнать о вращении Земли вокруг Солнца? |
Формируют задачи
Слушают загадку, дают ответ – времена года
Называют: движение Земли вокруг Солнца.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Сообщение темы и цели урока |
«Орбитальное движение Земли» |
Записывают тему урока. Называют: движение Земли по орбите, продолжительность движения по времени. |
|||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала (Стадия осмысления) |
Рассмотрите рисунок слайда.
- Как расположена ось земли? - Каковы будут следствия такого расположения Земли?
Учебник (У) с.60 - Благодаря наклону оси Земля совершает оборот, вокруг совей оси за 24ч., а вокруг Солнца? Посмотрите внимательно на слайд, где показан прибор – теллурий. Данный прибор показывает, как происходит вращение Земли вокруг Солнца.
- Каково главное следствие такого движения? учебник с. 60-61, Задание: Схема «Обращение Земли вокруг Солнца». Беседа: ‒ Ось изменяет свое положение? (Нет)
− Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)
─ На схеме отмечены определенные дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся (март, июнь, сентябрь, декабрь).
─ Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.
На вопросы, связанные со сменой времен года поможет видеофильм «Годовое движение Земли вокруг Солнца».
Видеофильм просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты.
Во время просмотра заполняется таблица (работа в группах, у ребят план ответов).
Это время играет музыка.
Молодцы группы поработали хорошо. |
Ось расположена вертикально. Нет движения вокруг оси. Не происходит смена дня и ночи, …
365 дней 6ч 9мин 9сек.
Смена времён года.
Работа в группах 4 минуты |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Под песню «Гномики - комики» Игра «Я - Земля» Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения: экватор – руки на поясе, Северный полюс – руки на макушке головы, Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах, Северное полушарие – руки на плечах, Южное полушарие – руки на коленях. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала (Продолжение) |
-Какое положение Солнца называют зенитом? Что это за линии, на которых Солнце бывает в зените? Ответ найдите в учебнике на с.60.
|
Зенит - угол падения солнечных лучей – 90° |
|||||||||||||||||||||||||||
Первичное осмысление материала |
Задание: Полученные знания закрепим, сделав рисунок в тетрадь.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала (Продолжение |
Полярные круги и тропики служат границей поясов освещённости.
-Рассмотрите рисунок в учебнике, назовите пояса освещённости. Используя слайд, назовите особенности природы в этих поясах. |
Зарисовывают в тетрадь рисунок.
Жаркий пояс – жарко, сухо или много осадков. |
|||||||||||||||||||||||||||
Проверка усвоения знаний |
Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина: ...Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы: Какое время года описывается в отрывке? О каком времени суток говорится в этом отрывке? Почему поэт читает без лампады? О каком городе России идет речь? |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Проверка усвоения знаний |
Б) Задание для групп: «Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .» «В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .» «Если в России зима, то в Северной Америке _______.» «В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .» - Определите, какая территория лучше прогревается солнцем? - В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца? |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Этап подведения итогов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Самооценка «Оцените свою работу!» А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла Г) я ничего не понял – 2 балла |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Анализ работы в классе Расставьте смайлики по 3 бальной системе
Как было б скучно без ошибок- Вопрос – ответ, вопрос – ответ… Но знаний мир довольно зыбок, В нем непреложных истин нет
И ты не бойся ошибиться: Ведь ты на то и ученик. Твоя ошибка, может статься В открытье превратится через миг.
|
Самооценка Выставление итоговых оценок
|
Задание для групп:
1 задание. «Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»
«В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»
«Если в России зима, то в Северной Америке _______.»
«В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .»
- Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?
- В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца?
2 задание.
Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:
...Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы:
Какое время года описывается в отрывке?
О каком времени суток говорится в этом отрывке?
Почему поэт читает без лампады?
О каком городе России идет речь?
Задание для групп:
1 задание. «Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»
«В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»
«Если в России зима, то в Северной Америке _______.»
«В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .»
- Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?
- В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца?
2 задание.
Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:
...Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы:
Какое время года описывается в отрывке?
О каком времени суток говорится в этом отрывке?
Почему поэт читает без лампады?
О каком городе России идет речь?
Времена года в поэзии.
Н.Некрасов
Зима.
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
А.Пушкин
Весна.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
А.Майков
Лето.
Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя.
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля...
А.Пушкин
Осень.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Задания для работы в группах
Задание №1 (лето): Прочитайте материал учебника на стр.60-61, и ответьте на следующие вопросы:
Рисунок, с какой буквой показывает положение Земли по отношению к Солнцу летом?
Какое полушарие освещено больше, какое - меньше?
На какой параллели Солнце расположено в зените?
Какого числа и месяца Солнце будет находиться в зените на данной параллели?
Как называется такая дата?
Задание №3 (осень): Прочитайте материал учебника на стр. 60-61, и ответьте на следующие вопросы:
Рисунок, с какой буквой показывает положение Земли по отношению к Солнцу осенью?
Какое полушарие освещено больше, какое - меньше? Или освещены -равномерно?
На какой параллели Солнце расположено в зените?
Какого числа и месяца Солнце будет находиться в зените на данной параллели?
Как называется такая дата?
Задание №2 (зима): Прочитайте материал учебника на стр. 60-61, и ответьте на следующие вопросы:
Рисунок, с какой буквой показывает положение Земли по отношению к Солнцу зимой?
Какое полушарие освещено больше, какое - меньше?
На какой параллели Солнце расположено в зените?
Какого числа и месяца Солнце будет находиться в зените на данной параллели?
Как называется такая дата?
Задание №4 (весна): Прочитайте материал учебника на стр. 60-61, и ответьте на следующие вопросы:
Рисунок, с какой буквой показывает положение Земли по отношению к Солнцу весной?
Какое полушарие освещено больше, какое - меньше? Или освещены – равномерно?
На какой параллели Солнце расположено в зените?
Какого числа и месяца Солнце будет находиться в зените на данной параллели?
Как называется такая дата?