Презентация "Число ноль"PPTX / 3.3 Мб
/data/files/k1712634328.pptx (Презентация "Число ноль")
приложение1DOCX / 15.17 Кб
/data/files/m1712634374.docx (приложение1)
приложение 2DOCX / 22.63 Кб
/data/files/l1712634396.docx (приложение 2)
приложение 3DOCX / 14.21 Кб
/data/files/n1712634421.docx (приложение 3)
приложение 4DOCX / 15.71 Кб
/data/files/p1712634448.docx (приложение 4)Урок в 5 классе по теме «Число ноль».
Учитель Четверикова Л.А. МБОУ СОШ № 30
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме натуральные числа и ноль, используя активные методы обучения.
Задачи:
Обучающие–обеспечить закрепление правил чтения и записи многозначных чисел, расширить знания учащихся о числе ноль; познакомить учащихся с материалом выходящим за рамки школьной программы;
Развивающие–создать условия для формирования умений логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; развитие жизненной смекалки и интуиции;
Воспитательные–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самостоятельности; ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики(словесный, символический ); показать практическую значимость математических знаний для решения задач из повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Учащиеся получат возможность
углубить и расширить представления о числе ноль;
научиться читать и записывать натуральные числа;
Решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты, решать занимательные задачи.
научиться рассуждать, анализировать, делать выводы, вести диалог
Учиться оценивать себя и своих одноклассников.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, создание благоприятного психологического климата в классе. Приём «Улыбнитесь».
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!
И хочу попросить – УЛЫБНИТЕСЬ!
Улыбнитесь себе,
Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева,
Улыбнитесь учителю,
Улыбнитесь новому дню!
Мотивационный этап:
Древнегреческий учёный Пифагор, живший в 4 веке до нашей эры, говорил: «Числа правят миром». Вы согласны с этим утверждением?
Число- одно из самых основных понятий математики. Оно разрешает выражать результаты счета или измерений. Сколько учеников в классе? Сколько листов в тетради? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо уметь считать, а сделать это можно только при помощи чисел. Сегодня мы продолжаем разговор о числах, которые используются при счете.
Актуализация знаний:
Приём «Самодиагностика»
(Учащиеся, отвечая на вопросы, проверяют свою готовность к работе на уроке).
Перед вами листы самодиагностики, сделайте выводы о готовности к уроку:
Вопросы |
Я знаю ответ на этот вопрос |
Я сомневаюсь в правильности своего ответа |
Я не знаю ответа на этот вопрос |
Какие числа называются натуральными? |
|
|
|
Сколько десятков в сотне? |
|
|
|
Сколько сотен в тысяче? |
|
|
|
Сколько десятков в тысяче? |
|
|
|
Сколько тысяч в миллионе? |
|
|
|
Приведите пример однозначного числа, трёхзначного, пятизначного |
|
|
|
Какая цифра не может стоять первой в записи натурального числа? |
|
|
|
Как называют разряды, входящие в класс единиц? |
|
|
|
Как называют разряды, входящие в класс миллионов? |
|
|
|
Какие системы счисления вы знаете? |
|
|
|
Проверка ответов. На основании ответов на вопросы ученик делает вывод:
а) я готов к работе на уроке;
б) мне необходимо дополнительно изучить теоретический материал.
Самооценка на полях тетради: если доволен собой поставьте «+», не очень доволен – «точку», не доволен – «-»
Работа в тетради: № 1. Я задумала трёхзначное число. Оно состоит из разных цифр, записанных в порядке возрастания. Все слова в его названии начинаются с одной буквы. Какое число я задумала? (147)
- Продолжите ряд, записав трёхзначные числа с использованием тех же цифр (147, 174, 714, 741, 417, 471)
- Вычислите сумму наибольшего и наименьшего из чисел. (147 + 741 = 888)
- Сколько знаков используют для записи натуральных чисел в десятичной системе?Как называют эти знаки?
-Есть ли различия между цифрой и числом?
- Прочитать числа а) длина экватора Земли 40 075 696 м;
б) расстояние от Солнца до Земли 149 557 900 км;
в) один календарный год равен 31 557 600 с .
№ 2: Записать числа: а) десять миллионов сто тысяч двадцать;
б) шесть миллиардов двадцать миллионов пять;
в) 15 млрд 3 млн 20 тыс. Самооценка
IV.Осуществление учебных действий по освоению нового материала:
Натуральные числа нам очень хорошо известны: мы умеем их читать и записывать, сравнивать и выполнять сними арифметические действия. А что же мы еще можем узнать о числах? Чем нам заняться сегодня на уроке? Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссенс – ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратов. В изображениях-картинках зашифрованы ассоциации. Задача -разгадать (объяснить) кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.
Получается слово НОЛЬ. Тема нашего урока «Число ноль».
Связь между изображениями:
1 – Первый в истории ноль изобрели вавилонские математики и астрономы ещё около 300 лет до н.э. Ноль в представлении вавилонян изображался в виде двух поставленных наискось стрел.
2 – Первое изображение нуля было найдено на стене города Гвалиор, которое датируется 876 годом. В настенной надписи имелось число 270. Ранее индийцы обозначали ноль точкой.
3 – раньше цифра ноль писалась с чёрточкой внутри знака,чтобы отличать её от буквы О. Ноль без этой палочки был то ли цифрой, то ли буквой. Поэтому и стали иногда говорить «Ноль без палочки».
4- Индийцы называли ноль - сунья, что означало “пустой”,
5 - Остричь под ноль;
6 - жест пальцами, означающий «все хорошо» имеет форму нуля;
7–Могу назвать его мячом, а хочешь, дыркой назовём,
8 – а можно бубликом, почти что кругленьким.
– но как его не назовём, он называется нулём.
Какова цель нашего урока?
- Расширить представления о числе ноль.
- Обобщить свойства нуля, выяснить, действительно ли это число ничего не значащее?
V. Выполнение межпредметных заданий
Ребята, а что вы знаете про ноль? Или нуль? Как правильно сказать?
Из словаря: цифра ноль имеет двоякое произношение: ноль и нуль. Тем не менее в именительном падеже следует произносить «ноль», а в других падежах «нуль». Например, температура воздуха в городе Хабаровск – ноль градусов, а в городе Благовещенске около нуля.
Ноль (от лат.Nullus – никакой)- название первой (по порядку) цифры. Впервые 0 был придуман вавилонянами примерно 2 тысячи лет назад. Но их изобретение не получило широкого распространения, потому что в их математике было не 10, а 60 цифр. Иными словами, они пользовались 60-ричной системой счисления. Зато из их математики люди взяли принципы учёта времени – 60 минут по 60 секунд составляют 1 час. В разных странах эту цифру ещё называли оном, потому что она была похожа на букву о, постепенно кружок стал обозначать ничего, так и родилась цифра 0 в VII веке нашей эры в Индии. Ноль был присоединён к цифрам. Это позволило им создать десятичную систему записи натуральных чисел, чем мы сейчас пользуемся. Что обозначает ноль при записи числа позиционным способом, по разрядам? 47 020 456 301 Ноль – математический знак, выражающий отсутствие значения данного разряда в записи числа в позиционной системе счисления.
Чем ещё замечательно число ноль?
- Число 0 не является натуральным. (Примеры: постройте отрезок длиной 0 см, нарисуйте 0 прямоугольников) Но натуральным числам он очень нужен.
У ноля как у кольца нет начала и конца;
Эта цифра, как король, без придворных - круглый ноль
Будет слева единица – ноль в десятку превратится.
- Ноль – единственное число, которое нельзя написать римскими цифрами;
- Число 0 в обычных арифметических операциях ведёт себя уникально: а + 0 = а; а – 0 = а; а*0 = 0
- Число ноль это единственное число, на которое нельзя делить. Почему? Кто может объяснить?
А относительно деленья, во-первых, нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире делить на ноль запрещено.
Причина всем вам очевидна.
А состоит причина в том, что смысла нет в таком делении,
Противоречье в нём самом.
И впрямь: какое из известных число за частное нам взять,
Когда с нулём в произведенье все числа ноль лишь могут дать?
Физминутка.
- В одном городе даже поставили памятник нулю.
Задание: работа в парах - решив примеры, используя соответствие число-буква, определить в каком городе расположен памятник нулю. (Приложение 2) Проверка, самооценка
В 1849 году в Будапеште возведён цепной мост, где установили памятник нулю. В какой стране он находится? (Венгрия). Цифра ноль означает начало всех дорог по Венгрии. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.
Ребята, а кто знает, где в России находится точка отсчёта начала всех дорог?
"Нулевой километр автодорог Российской Федерации" - памятный знак и популярная туристическая достопримечательность, расположенная перед Воскресенскими воротами и Иверской часовней на Манежной площади г.Москвы с 1995 года
Бронзовый знак символически обозначает начало всех российских дорог, точку отсчёта их расстояний; он выполнен в виде компаса, вмонтированного в брусчатку площади. В центре размещён небольшой круглый пятачок с розой ветров (уже практически стёршейся), числом «0» и подписью «Нулевой километр автодорог Российской Федерации», а вокруг него, образуя по периметру ровный квадрат, 4 угла-стрелки, указывающие на север, юг, запад и восток. На углах выгравированы изображения животных, характерных для фауны расположенных в соответствующей стороне света регионов: олень, полярная сова, тюлень - на севере, дельфин, тур и гриф- на юге, зубр, глухарь и угорь на западе, тигр, тукан и кобра на востоке. Квадратный знак вписан в бронзовую окружность, которая в свою очередь заключена в квадрат из крупной чёрной плитки.
Как вы думаете, а в нашем городе есть нулевой километр?
Памятный знак «Нулевой километр» федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск установлен 25 сентября 2010 года на площади Ленина в Хабаровске. Строительство данной трассы велось с перерывами с 1966 года. Этот символический нулевой километр олицетворяет долгожданное открытие автодорожного сообщения запада и востока страны, факт того, что теперь автомобиль может спокойно проехать от столицы страны до Владивостока.
Но бывает ноль другой – человек с ним не герой. Какие крылатые фразы вам известны про ноль и что они обозначают?
«Ноль без палочки» - ничего нестоящий, незначащий человек.
«Ноль внимания» - полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо, к кому-либо или чему-либо.
«Абсолютный нуль, круглый нуль» - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком либо деле
«Ничего не возникает из ничего»– Это выражение принадлежит греческому философу Мелиссу, часто цитировалось древними философами, писателями.
«Сводить к нулю»- говорить неверный ответ.
Надеюсь, что на следующем этапе нашей работы у вас всё получится, и вы будете говорить только правильные ответы.
VI. Решение задач:
Работа в парах (Приложение 3)
№ 1: Даны числа 1 2 3 4 5 6 7 8. Вставьте знаки арифметических действий, скобки между числами, чтобы получился ноль.
(Ответ: (12:3 – 4)*(56 + 78) = 0
№ 2 Все натуральные числа от 1 до 100 записаны в один ряд. Сколько раз повторяется в этом ряду цифра 0? (11 раз : 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100)
Резерв № 3: Сумма двух чисел 715. Одно число заканчивается нулём. Если этот ноль зачеркнуть, то получится второе число. Найди эти числа. Сделай проверку (650 + 65 = 715) Взаимооценка
VII. Домашнее задание: 1) Найти интересную информацию о нуле;
2) Решить задачи: а) Все натуральные числа от 1 до 100 записаны в один ряд. Сколько раз повторяется в этом ряду цифра 5?
б) Мальчик с родителями едет на дачу. Сидя у окна вагона поезда, мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какой путь прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м?
VIII. Подведение итогов урока:
Рефлексия «Выбор» (Приложение 4)
На уроке работал |
Активно, Пассивно |
Своей работой на уроке я |
Доволен, недоволен |
Урок показался мне |
Коротким, длинным |
За урок я |
Не устал, устал |
Моё настроение |
Стало лучше, стало хуже |
Материал урока для меня был |
Понятен, непонятен Интересен, скучен Полезен, бесполезен |