Технологическая карта урока математики «Числовые и буквенные выражения» (5 класс)
Галимьянова А.И.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Числовые и буквенные выражения
ФИО (полностью) | Галимьянова Альмира Ильдаровна | |
Должность | Учитель математики | |
Предмет | математика | |
Класс | 5 | |
Тема урока | Числовые и буквенные выражения | |
Базовый учебник | Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций/Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. |
Цель урока: формировать представление о числовых и буквенных выражениях.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации составлять числовые и буквенные выражения, находить значение выражений.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: приводят примеры числовых и буквенных выражений, составляют числовые и буквенные выражения по условию задачи, находят значение числового и буквенного выражений, по заданному значению буквы.
- личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- метапредметные:
Регулятивные УУД:
определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке;
работают по коллективно составленному плану;
оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывают своё предположение
Коммуникативные УУД:
оформляют свои мысли в устной форме;
слушают и понимают речь других;
совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им
Познавательные УУД:
Умеют ориентироваться в своей системе знаний :отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
10.Тип урока: «Открытие» нового знания
11.Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная
12. Педагогическая технология: системно-деятельностный подход
13. Педагогический метод:
14. Педагогический прием: прием «Таблицы» (ведение на этапах постановки целей и задач урока, рефлексии)
15.Организация деятельности обучающихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-самостоятельно формулируют определения числовых и буквенных выражений;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлексируют.
16.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, учебник по математике, раздаточный материал (лото, корзинка с цветами для рефлексии), электронная презентация, цифровой образовательный ресурс «Флеш-иллюстрации к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика». 5 класс».
.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||
I. Организационный этап (играет этническая японская музыка) Здравствуйте, ребята, садитесь. Восток, как известно, дело тонкое. Жители тех далеких краев и едят палочками, и пишут какими-то закорючками, и по любому поводу церемонии непонятные разводят. Однако то, что и считают японцы совсем не так, как мы, мало кому известно! Так, например, таблица умножения для нас — то, без чего не обойтись никак. А вот в Японии малыши поначалу обходятся при расчетах без нее, лихо перемножая двух - и даже трехзначные числа. В этом им помогает метод полосок, основная тема этого видео. Стоит всего лишь нарисовать небольшую табличку, где каждая цифра будет отображаться нужным количеством прямых, и посчитать их пересечения. Впрочем, лучше смотрите сами! (Демонстрация способа умножения многозначного числа на многозначное при помощи системы пересекающихся линий). 25*14 = 350 (посчитать сначала «в столбик», затем по «японской школе») Шаг 1 Горизонтально рисуем линии первого числа 25: Шаг 4 Подсчитываем результат: (2+1)+(3+2)+0=350. (музыка отключается) Ребята, у каждого из вас на парте стоит корзинка с цветами. Выберите из корзины цветок, который соответствует вашему настроению. Розовая роза означает – у меня отличное настроение и я 100% готов к уроку, Оранжевый цветок – я хорошо себя чувствую. Голубая роза – у меня сегодня не очень хорошее настроение, меня что-то тревожит. Выбрали? А теперь поднимите руку с цветком и покажите мне, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Я рада, что практически у всех вас отличное и хорошее настроение, надеюсь, что в конце урока оно только улучшится. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. | Обучающиеся готовы к началу работы. Обучающиеся в тетрадях записывают число, классная работа. | ||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения. Японская мудрость гласит: Долгий опыт ценнее черепахового панциря. На предыдущих уроках мы изучили свойства сложения и вычитания. И прежде чем начать изучение нового материала, я хотела бы проверить с каким багажом знаний вы пришли сегодня на урок. Вычислите: А) 347 – (142 + 147); Б) 645+247+355; В) (649+186) – 539; Г) 864 – 147 – 353; Д) (394 + х) – 194; | Ответы обучающихся: А) 347 – (142 + 147)=347-147-142=200-142=58; Б) 645+247+355=645+355+247=1000+247=1247; В) (649+186) – 539=649-539+186=110+186=296; Г) 864 – 147 – 353=864-(147+353)=864-500=364; Д) (394 + х) – 194=? | ||||||||||||||||
III. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности. - Почему нельзя вычислить выражение в пункте д)? - Давайте попробуем сформулировать нашу проблему. Чего мы ещё пока не умеем делать? - Попробуем решить нашу проблему - Кто попробует сформулировать какую цель вы должны поставить перед собой? тему и главную цель урока? - Попробуйте сформулировать тему урока - Ребята, давайте заполним таблицу целеполагания. Вы должны определить, что уже знаете, умеете, и чему нужно научиться. | Примерные ответы: - Выражение содержит не только числа, но и букву! - Не можем составить буквенное выражение. - Сегодня на уроке мы должны научиться составлять числовые и буквенные выражения. Тема «Числовые и буквенные выражения. Обучающиеся записывают тему урока в тетради. Заполняют таблицу. (Приложение 1) | ||||||||||||||||
IV. Первичное усвоение новых знаний - Дорогие ребята. Послушайте, что говорит мальчик Петя по поводу изучения новой темы. Петя: «Зачем мне выражения, содержащие буквы? Я люблю работать с числами!» - Ребята, вы согласны с мнением Пети? Если да, то поднимите руку! На ваш взгляд, для чего необходимо изучать буквенные выражения? - Ребята, поднимите руку те, кто хотя бы раз мечтал создать компьютерную игру. - Что необходимо сделать, чтобы создать компьютерную игру? - А для того, чтобы создать компьютерную игру, необходимо написать программу. А вы знаете, что любая программа содержит выражения с буквами? Нельзя приступить к изучению языков программирования, не умея работать с буквенными выражениями. Программисты, инженеры, экономисты, архитекторы, изобретатели, ученые, спортивные тренеры, готовящие олимпийцев, и многие другие используют в своей работе выражения, содержащие буквы. При решении задач иногда только записывают действия, а выполняют их потом. Решим задачу. Задача. Сторона АВ равна 18 см, сторона ВС – 220 мм. АС больше АВ на 2 см. Найдите периметр треугольника. Решение. 220 мм = 22 см. АС = 18+2. Р = 18+22+(18+2)=60 (см). Ответ: 60 см. 18+22+(18+2) – числовое выражение. 60 – значение числового выражения. - Ребята, попробуйте сформулировать определение числового выражения. Изменим условие задачи и получим: 18+22+(18+5); 18+22+(18+9) и т.д. Обозначим буквой m число, которое меняется от задачи к задаче. Получим: 18+22+(18+m). -Ребята, а какое бы вы дали определение буквенному выражению? -Но в уравнении тоже встречается буква, значит это тоже буквенное выражение? -А сейчас, поиграем в игру. Игра: если учитель называет числовое выражение дети поднимают руки, а если буквенное – топают ногами. 5+3; а+8; 28+10; 28-а; в+3; 100-а; 100-10; 6+3-в; х+у; 6+7+а; 6+7-3. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. Обучающиеся объясняют решение, диктуют ответы. Числовое выражение - любая запись из чисел, знаков арифметических действий и скобок. Буквенное выражение – выражение, содержащее буквы. | ||||||||||||||||
V. Первичная проверка понимания. - Ребята, можно ли вычислить буквенное выражение? - А чтобы разобраться в этом вопросе, сейчас мы с вами поиграем в математическое лото. У каждого из вас на столе лежит конверт с надписью «математическое лото», я попрошу Вас открыть конверт и выполнить предложенные задания, в результате у вас должна получиться картинка. Задания: 1) а+138, при а = 42; 2) р+14, при p = 56; 3) b – 39, при b = 79; 4) с+26, при с= 308; 5) K – 107, при k = 238; 6) d+111, при d = 39. Сверим ответы. В результате игры в математическое лото у вас у каждого должна была получиться картинка. Ребята, кто догадался, что на ней изображено? - Икебана - традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. -Вернемся к нашей проблеме: можно ли вычислить буквенное выражение? | - Обучающиеся пробуют доказать верность своих суждений (нельзя решить, букву нельзя посчитать, можно если вместо буквы поставить число). Обучающиеся в парах открывают конверт и выполняют задания, предложенные учителем. В результате должна получиться картинка. Та пара, которая выполнила задание, поднимает руку, учитель проверяет. Ответы учеников: 180, 70, 40,334, 131, 150 - Икебана. -Да, можно, если вместо буквы подставить число. | ||||||||||||||||
VI. Физкультминутка. Представляете, физминутка у нас тоже будет японская. Показ упражнения «Поза дерева». | Обучающиеся выполняют физкультминутку под японскую музыку | ||||||||||||||||
VII. Первичное закрепление. Практическое задание (компетентностно-ориентированное). Охотник Акахико всегда берет с собой на охоту собаку Сикоку, которая загоняет для него зверя. Для того, чтобы загнать зайца-беляка, Сикоку должна пробежать 8 км, чтобы загнать енотовидную собаку – 15 км, лисицу – 10 км. За январь Акахико добыл 5 зайцев и 1 енотовидную собаку, за февраль – 8 зайцев, 2 енотовидных собак и двух лисиц, за март – 4 енотовидных собак, 3 лисиц и 5 зайцев. Задания: Постройте таблицу, из которой будет видно, сколько зверей каждого вида добыл Алахико за январь, февраль, март. Составьте числовое выражение, чтобы узнать сколько километров пробежала Сикоку в январе. Составьте буквенное выражение, чтобы узнать сколько километров пробегала Сикоку за любой месяц. Используя полученное буквенное выражение, узнайте, сколько км пробегала Сикоку в феврале, если Алахико поймал 3 зайцев, 2 волков и 4 лисы. – Какие знания вам пригодились при выполнении этих заданий? | Ответы обучающихся:
5*8+1*15+0*10=55 (км) m*8+n*15+p*10 3*8+2*15+4*10=94 (км) Умение составлять числовые и буквенные выражения. | ||||||||||||||||
VIII. Информация о домашнем задании. 1) П.8 (рассмотреть примеры) 2) Творческое задание: придумать задачу и написать выражение для её решения. 3) №328 (а, г) Ребята, после выполнения заданий, сделайте карандашные пометки на полях («Л» - легко, «Т» - трудно, «С» - сомнения). | Обучающиеся записывают домашнее задание | ||||||||||||||||
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия) Ребята, давайте вернемся к заполнению таблицы целеполагания. – Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? – Что нам помогло справиться с затруднением? Где можно применить новое знание? Над чем надо еще поработать? Я попрошу Вас выбрать розу, которая соответствует уровню вашего понимания новой темы. Розовая роза – я полностью понял весь материал. Могу поставить себе по новой теме оценку «5». Оранжевый цветок – я хорошо понял материал, могу поставить за урок себе твёрдую четвёрку. Голубая роза – я недостаточно хорошо понял новый материал, мне надо побольше поработать над новой темой. Я вижу, что практически все достаточно хорошо усвоили новую тему и у вас хорошее настроение. Вы хорошо сегодня поработали и получили оценки по ходу урока, дневники подайте на перемене. Спасибо за работу и приятного продолжения дня! | Заполняют таблицу целеполагания Приблизительный ответ: Узнали, какие выражения называют числовыми, а какие, буквенными. Числовое выражение - любая запись из чисел, знаков арифметических действий и скобок. Буквенные выражения – выражения, содержащие буквы. Обучающиеся поднимают руки с розой. |