Технологическая карта урока по теме: «Чистые вещества и смеси»
Предмет | Химия |
Класс | 8 |
УМК | «Дрофа», О.С. Габриелян |
Тип урока | |
Тема урока | Чистые вещества и смеси |
Цель урока | Сформировать у учащихся понятие о смесях, их видах и методах их разделения |
Задачи урока (планируемые результаты) | Предметные: создать предметную среду способствующую сформированию у учащихся понятий: смесь, чистое вещество; представлений об их свойствах, классификации смесей и способах их разделения. Метапредметные: способствовать формированию умения работать с информацией, соединять теоретический материал с практической деятельностью Личностные: содействовать формированию у учащихся познавательного интереса к изучению химии; осознанию практической значимости химических знаний; приобретению опыта различных методов очистки веществ |
Методы обучения | Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, групповая работа. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная, групповая. |
Оборудование и оснащение | - лабораторное оборудование: воронка с фильтром, стеклянная палочка, стакан с водой, стакан, песок, смесь железа с серой, магнит (на каждую группу – предположительно на 3 группы) - карточки с контекстными заданиями для групповой работы; - анкеты (для рефлексии). |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Я вам предлагаю перечень веществ. «Найдите лишнее»: молоко, кислород, морская вода, алюминий, нефть, углекислый газ, дистиллированная вода, воздух, медь. Что такое чистое вещество? Что такое смесь? Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: 1 задание (дидактический материал) | Обучающиеся в группах распределяют вещества на две группы – чистые вещества и смеси. Высказываются Отвечают на вопросы, формулируют определения Учащиеся предполагают способ разделения смеси | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 | Постановка учебной задачи | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах. На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о чем идет речь? Какова будет тема урока? Цель? Зачем надо очищать смеси? | Высказывают предположения Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала: Кисель можно приготовить из ягод или фруктов — свежих, замороженных, сушеных, из ревеня и молока. Взяв большее или меньшее количество картофельного крахмала, можно получить кисели из ягод и фруктов различной густоты. Обычно готовят кисель средней густоты. На 4 стакана такого киселя достаточно взять 2 ст. ложки картофельного крахмала. При приготовлении киселя разводят в охлажденной кипяченой воде (на 2 ст. ложки муки 1 стакан воды). Чтобы приготовить Компот из слив необходимо: сливы промыть, разрезать пополам и удалить косточки и опустить в кипящую воду. Затем добавить сахар и пряности. Накрыть крышкой и варить 3 - 5 минут. В кипящую подсоленную воду (на 1 кг изделий 2,2—3 л воды и 30 соли) засыпают макаронные изделия и варят до загустения, в конце варки добавляют жир, накрывают посуду крышкой и доваривают на слабом огне. Формулируют тему урока, цель и задачи урока, а также собственные цели, которые хотели бы достичь в ходе занятия. Отвечают на вопрос. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует работу по исследованию классификации смесей 2 задание 2 стакана – смесь мела с водой, раствор сахара с водой Смеси разные. На какие две группы делятся смесь? 3 задание Организует изучение способов разделения однородных и неоднородных смесей (приложение 1) Организует проведение лабораторной работы (приложение 2), повторение техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. | Предполагают, что способ зависит от типа смеси Отвечают, составляют в тетради схему Самостоятельно изучают новый материал в форме групповой деятельности. Работают с лабораторным оборудованием Делают записи (отчет по лабораторной работе) | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
5 | Первичное закрепление | Организует работу по отработке умений находить способ разделения смесей Выполнение задания (приложение 4) | Обучающиеся решают задание по карточке | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные. |
6 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию в форме анкетирования (приложение 5): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен | Заполняют анкету. Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7 | Домашнее задание | Формулирует задание, комментируя его по необходимости: Параграф 24, вопросы, приложение 3 ( 3 задания разные по сложности ) | Фиксируют задание. |
Приложение 5
DOCX / 12.53 Кб
Приложение 4
DOCX / 13.24 Кб
Приложение 3
DOCX / 20.08 Кб
Приложение 2
DOCX / 14.29 Кб
Приложение 1.
DOCX / 236.67 Кб
Дидактический материал
DOCX / 135.23 Кб