Профориентационное занятие «Делаем выбор»

3
0
Материал опубликован 29 March 2020

Профориентационное занятие в 9 классе.

Тема «Делаем выбор».

Цель:

Учебная - расширить представление обучающихся о мире профессий, мотивировать к профессиональному самоопределению.

Развивающая - развитие мотивации достижения успеха; создание условий для самопознания;

Воспитательная - формирование нравственных качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, таких как ответственность, самостоятельность.

Оборудование:

1) презентация POWER POINT;

2) таблички для групп «Человек – человек», «Человек –техника», «Человек – художественный образ»;

3) стикеры, фломастеры.


 

Ход занятия:

Приветствие.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Мы начинаем наше занятие.

I. Стадия вызова.

Учитель:

- Посмотрите внимательно предложенные фрагменты (СЛАЙД 1 - просмотр Видео)

- Несколько слов о том, что вы увидели. О чём ролик? (об успешности)

- Что говорят герои о своём пути в профессию? (найти дело; использовать способности, не надеяться на быстрое обогащение, любить работу, ставить цель)

- Попробуйте сформулировать тему занятия (о профессии, о пути в профессию, как выбрать профессию.)

II. Актуализация знаний

Учитель:

- Правильно, тема занятия «Как правильно выбирать профессию» (СЛАЙД 2 – Тема «Делаем выбор»)

- А вы задумывались о своём будущем, о своей будущей профессии?

Учитель:

- Назовите 2 – 3 профессии, которые вас привлекают.

- Вы не хотите поделиться своими мечтами? Кто назовёт свою будущую профессию? (учащиеся называют).

- Хорошо, первый шаг сделан. Обратимся к слайду (СЛАЙД 3 – «ХОЧУ – МОГУ – НАДО»)

- Что это за схема? (путь, условия выбора профессии, как лучше выбрать профессию)

- Итак, чтобы чего – то достичь, необходимо знать себя и свои возможности, обладать набором важных для конкретной профессии качеств: интеллектуальных, физических, психологических т.е. работа должна быть посильная для вас.

- Хорошо! ХОЧУ, я услышала.

- А знаете ли вы свои возможности? Что можете вы? Какая профессии вам подходит? Обратимся к слайду

(СЛАЙД 4 - «Классификация Климова»)

- Есть научно обоснованная классификация, которая помогает оценить каждому человеку свои возможности. Давайте несколько слов скажем о каждой из них.

1-й тип «Человек – человек» - предмет труда люди, группы коллективы. Приведите примеры. Выполнение общественно-организаторской работы, вся работа, где предметом труда выступают люди (медицинские работники, педагогические работники, юристы, инспекторы, инструкторы).

2-й тип «Человек –техника» - предмет труда техника. Профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это почти все рабочие профессии (водитель, машинист, бурильщик, ткач, раскройщик ткани, сталевар, фрезеровщик).

3-й тип «Человек – знаковая система» - предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы. Этот вид деятельности относится к умственному труду (переводчик, корректор, летчик, бухгалтер, океанолог).

4-й тип «Человек – природа» - предмет труда животный и растительный мир. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией (цветовод, хлебороб, лесник, ветеринар).

5-й тип «Человек – художественный образ» - предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно – художественная, актерская деятельность. В основном это все творческие профессии (модельер, реставратор, скульптор, актер, певец).

Учитель:

-Вам известна такая классификация? (да, известна)

-Таким образом, к каждому типу труда относятся определенные профессии.

- К какому типу относитесь вы? Назовите свой тип (учащиеся называют свой тип профессии)

- А теперь вам придется объединиться в группы в соответствии с типом труда. Займите места за столами (на столах таблички – «Человек – человек», «Человек –техника», «Человек – художественный образ»)

1. Игра «Свежий взгляд»

Учитель:

- Сейчас ваша задача заполнить рабочие листы. Слева вы пишете название профессии, напротив -качества, необходимые для успешной деятельности). Лист передаете другой группе. Они вычеркивают или дописывают свои качества и передают далее, пока листочек не окажется снова у первой группы. Получив свой лист, обсуждаете дополнения. Решаете, с чем согласны, что не принимаете. Готовитесь представить свой вариант. Несогласие в дополнениях поясняете. Попробуйте расставить качества по степени важности.

2. Работа учащихся в группах.

3. Презентация результатов групповой творческой деятельности.

1 - Человек – человек»

2 - Человек –техника»

3 - Человек – художественный образ»

Учитель:

- Есть ли качества, которые необходимы для нескольких профессий разного типа (да, есть).

Учитель называет качества, которые подходят для всех типов профессий.

-О чем это говорит? (можно работать в нескольких типах профессий, есть такие условия, которые необходимы всем профессиям)

-Ребята, а если у человека нет данных качеств, что ему делать? Как сказал один из героев ролика? (надо вырабатывать в себе нужные черты характера, быть целеустремленным, настойчивым)

- Итак, мы определили качества, необходимые для выбранной вами профессии. Попробуйте сопоставить их с вашими личными качествами.

- Давайте поиграем? Игра «ХОЧУ. НАДО» Суть игры: Один участник группы «ХОЧУ» делает шаг вперед и говорит: «Я хочу быть бухгалтером». Остальные отвечают: «Тогда тебе надо хорошо знать математику». Если выдвинутое условие соответствует вашим способностям и возможностям, вы становитесь в группу «НАДО».

- Что можно сказать о ваших желаниях? (дети говорят о том, что каждому есть над чем работать)

- Ведь не всегда желаемое возможно.

Учитель:

- Посмотрите на слайд. Что ещё мы не обсудили? («Надо»)

- Что это значит по отношению к выбору профессии?

- Правильно, насколько ваша профессия будет востребована в обществе.

- Посмотрим, что говорит статистика. (СЛАЙД 5,6 - «Рейтинг профессий сегодня)

- А вот рейтинг профессий через 10-15 лет.

- Как вы соотнесете рейтинг с вашим выбором? (моя профессия будет востребованной, мне надо подумать)

- У вас еще все впереди.

III. Подведение итогов.

- Сегодня на занятии мы затронули важные вопросы выбора профессии, вашего будущего.

IV. Рефлексия.

Учитель:

- Попробуйте для себя ответить на вопросы, что для вас на занятии было новым, что для вас было важным и над чем надо работать? Прикрепите стикеры соответствующего цвета на доску на изображение условного человечка.

 

Новое (красный)

Важное (синий)

Надо работать (зеленый)

Учитель:

Пусть ваше желание быть успешным в профессии станет реальностью.

 

Источники:

1. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов)

2. Пособие по профориентационной работе с учащимися 9 классов /сост. Н.А.Мельникова-Комсомольское: МОУ» Комсомольская СОШ №1», 2010-100 с.

http://www.melnikova.21417s02.edusite.ru/DswMedia/posobiepoproforientacii.pdf

3. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению: методическое пособие., Самара 2010.

https://www.cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/Scenarij_proforientac.meropriyatiya.pdf

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.