Предварительный просмотр презентации
Читательская грамотность: опыт, проблемы, перспективы Презентацию подготовила Галашова О.О. Учитель русского языка и литературы МОУ «Университетский лицей»
«Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. «Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Одна из важнейших задач - формирование функционально грамотных людей, то есть умеющих писать, читать, производить арифметические расчеты и т.п. и использовать эти навыки при взаимодействии с социумом.
Методы и приемы, направленные на формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы
Письмо по кругу Письмо по кругу Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста предлагаем задания: на размышление об информации, сообщенной в тексте; высказывание своего отношения к тексту и авторской позиции; умение сравнивать прочитанное с тем, что было прочитано раньше, и со своим жизненным опытом.
Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги, на котором нужно записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен осмыслить написанное одноклассниками и продолжить записи. Когда лист возвращается к первому автору, он зачитывает получившийся текст, группа обсуждает услышанное. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги, на котором нужно записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен осмыслить написанное одноклассниками и продолжить записи. Когда лист возвращается к первому автору, он зачитывает получившийся текст, группа обсуждает услышанное.
Трансформация текста в иллюстрацию и наоборот
Этот прием тесно связан с визуализацией - методом представления информации в виде изображения, преобразование текстовой (устной или письменной) информации в визуальную (зрительную) форму путем замены ее знаками, символами. Этот прием тесно связан с визуализацией - методом представления информации в виде изображения, преобразование текстовой (устной или письменной) информации в визуальную (зрительную) форму путем замены ее знаками, символами.
STORY DICE или “Кубики историй”
Трансформация иллюстрации в текст На основании выпавших кубиков ученики должны придумать историю, связав все картинки вместе. Самое главное, что в этом задании нет неправильных ответов!
«Крестики-нолики»
Работа проводится в парах: один ученик - «крестик», а другой - «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Работа проводится в парах: один ученик - «крестик», а другой - «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
«Зигзаг» Используется для изучения и систематизации большого по объему материала. анализ текста передача информации другому доступным языком работа в группе Текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект, причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему и т.д. Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект, причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему и т.д. Групповой этап. Составляются экспертные группы. В одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2 и т.д. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. Представление своей работы перед остальными группами. Общее обсуждение.
Займись синтезом Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Чем пахнет слово "ученик"? Каково на ощупь число 12? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у четверга (как он выглядит)? Какую музыку вы слышите, когда представляете осень?
Для того, чтобы этот девиз реализовался, нужно решить ряд проблем, одной из которых остаётся выстраивание индивидуальной траектории развития для каждого обучающегося в системе функциональной грамотности.
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна