12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На современном этапе развития общества ДОО является первой ступенью , определяющей путь становления дошкольника в плане воспитательно- образовательного процесса как самостоятельной, творческой личности. В соответствии с ФГОС детский сад развивается на основе введения новых технологий путем модернизации образовательного процесса. Важным направлением в разработке инноваций является применение педагогом в своей деятельности педагогических технологий.

Современный образовательный процесс использует новые перспективные педагогические технологии, способствующие развитию у детей дошкольного возраста критического мышления, формированию творческого подхода к самому процессу обучения, активизации навыков самостоятельной работы. Работая в саду, наблюдаю , что у детей очень слабо развита речь и имеются возрастные проблемы в речевом развитии . Поэтому в ходе практической деятельности использую педагогические технологии, направленные :

- на развитие коммуникативных умений детей;

- воспитание культуры общения и речи;

-на создание современного подхода к основам здоровьесберегающего характера развития ;

- на реализацию принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организацию активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

концептуальность;

системность;

управляемость;

эффективность.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Именно в детском саду закладываются основы для правильного звукопроизношения и звуковосприятия речевой информации .

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь – основное средство общения. Для этого необходимо индивидуализировать работу с дошкольниками, раскрывая возможности каждого ребенка в равной степени.  Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих к нарушению школьного письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и нарушению процесса чтения.

Вот несколько видов образовательных педагогических технологий, которыми пользуюсь в своей практике.

1. Технологии развития артикуляционной моторики:

-комплексы самомассажа «Веселые щечки»;

-точечный массаж;

-артикуляционная гимнастика с использованием «Артикуляционного куба».

2. Технологии развития мелкой моторики:

-кинезиотерапия (игротренинг);

-литотерапия (камешки «Марблс»);

-арт-терапия: песочная терапия, нетрадиционные формы изобразительной деятельности;

3. Технологии развития фонематического слуха.

-музыкотерапия;

-темпоритмический тренинг;

-фонематическая гимнастика.

4. Технологии формирования речевого дыхания

-дыхательные тренажеры.

Сегодня музыкотерапия как способ развития фонематического слуха является интегративной дисциплиной на стыке психологии, рефлексологии, музыковедения.

Одна из наиболее перспективных методик современной музыкотерапии разработана Рушелем Блаво (Санкт-Петербург). Его система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри-Ланки.

Музыкотерапия – наиболее доступная и одна из перспективных направлений в жизни ДОУ, способствующих утверждению универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной жизни, самостоятельного пения и игры на музыкальных инструментах при самостоятельном выборе дошкольников. Слушание музыки, пение соло и хором, игра на детских музыкальных инструментах, игры-вокализации, музыкально-дидактические игры –вот то, что развивает фонематический слух  дошкольников.

Состояние речи ребенка тесно связано с его психомоторными функциями, поэтому развивать речь детей необходимо вместе с развитием  у них внимания, памяти, чувства ритма, моторики и других элементов неречевого звена.

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения, профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников (пение, музыкально-игровая деятельность, танцевальные упражнения,  пальчиковая гимнастика с пением, пропевание гласных звуков, звуковые игры с согласными звуками, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация с элементами театрализации.). Музыка доступна детскому восприятию как вид искусства, открывающий двери в мир прекрасного, является мощным стимулом коммуникации и интеграции в межличностном общении . Например, элементы сказкотерапии. Вместе с детьми мы сочиняем сказки, необычные истории , определяем характер музыки, наделяем героев определёнными качествами и через музыку раскрываем их образное содержание. Так, под определенный музыкальный характер , дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные истории, музыкальные окончания, вместе танцуют и эмоционально проявляют личное отношение к происходящему.

Важной стороной нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными , активными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика, которую я провожу с дошкольниками в течение дня. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика очень полезна и детям с правильным, но вялым звукопроизношением .Организованные занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем детям научиться говорить правильно, четко ,  красиво и эмоционально выразительно.

Используя в своей практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения - артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, я убеждаюсь, что более эффективными средствами воздействия на речевой аппарат детей является артикуляционная гимнастика, направленная на формирование правильного звукопроизношения, звукоизвлечения выразительного интонационного слова или словосочетания для последующего создания высказываний в виде развёрнутых предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь ребенка; повышает работоспособность работы коры головного мозга; развивает у ребенка логику, мыщление, память, воображение, внимание.

В работе с детьми использую способ проговаривание чистоговорок с заданными звуками, распевки с определенным звуком, темпоритмические упражнения «Повторялочки», «Угадай мелодию», «Азбука Морзе». Игры «Занимательная рифма», «Сочинялки», «Расскажи про звук» служат для развития детьми умений находить сходные по звучанию слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.

Для решения задач развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, коммуникативных навыков, мышления; умения выстраивать речевое высказывание на основе графических схем наиболее эффективными являются следующие технологии:

- кейс-технология,

- синквейн-технология,

- сказкотерапия.

Кейс-технология - одна из актуальных на сегодняшний день в дошкольном образовании. Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность дошкольников анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с новой информацией. Чаще в работе с детьми применяю кейс-иллюстрации и кейс – фото. Кейс-иллюстрация, кейс-фото – это иллюстрация или фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации («Почему  мама огорчилась?», «Почему друзья поссорились?», «Мы играем во дворе»). Иллюстрация не предполагает однозначного решения и имеет несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Совместно разбирая ситуацию, дети обмениваются мыслями, задают вопросы друг другу, обсуждают предмет разговора, рассказывают о своем опыте, пытаются самостоятельно найти верное решение проблемы. Я стараюсь занимать позицию равного партнера, совместно с детьми проживаю события, выстраиваю диалог, в котором ребенок является главным носителем слова.

Синквейн-технология (создание нерифмованного стихотворения) также эффективна в речевом развитии ребенка, особенно в становлении связного высказывания. Составление синквейнов облегчает процесс обобщения и классификации, учит точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», составляем его вместе:

1) первая строка – одно слово, обычно существительное (предмет );

2) вторая строка – два слова, (прилагательные, описывающие признаки предмета);

3) третья строка – три слова, (глаголы, описывающие действия );

4) слова, связанные с предметом;

5) пятая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение ребенка к предмету или явлению.

Например: «Дождь. Грибной, летний. Льет, капает, стучит. Лужи, тучи, радуга! Я люблю гулять под дождем». Чтобы помочь ребенку в составлении синквейна, можно использовать графические схемы-модели (мнемодорожки). В работе над синквейном важен общий позитивный настрой. Если что- то не получается, ищем ответы вместе. Применение данной технологии дает хорошие результаты в формировании устной речи, способствует быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. И, самое главное, является неиссякаемым источником творчества для детей и взрослых.

«Технология проектной деятельности». Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

В образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка в детском коллективе.Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем. Являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, т.е. родителей, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. В своей практической деятельности стараюсь уделять данной технологии достаточно времени .

Информационно-коммуникационные технологии. В числе новых образовательных технологий, используемых по ФГОС в ДОУ, особое место занимают информационно-коммуникационные (ИКТ), что обусловлено важностью своевременного овладения дошкольников азами цифровой грамотности. Перед воспитателем появляются новые цели — идти в ногу со временем, чтобы стать для малышей наставником в технологическом мире, способствовать осознанию родителями важности организовывать использование детьми смартфонов и ПК с дидактической пользой и соблюдением санитарно-гигиенических рекомендаций. Программное содержание, используемое в детском саду при реализации комплекса ИКТ, должно соответствовать ряду требований:

-нести познавательную нагрузку с учетом возраста воспитанников.

-характеризоваться занимательностью, легкостью для самостоятельного восприятия.

- способствовать формированию широкого круга знаний и навыков. Включение информационно-коммуникационных образовательных технологий проводится посредством использования компьютерных обучающих программ, способствующих развитию памяти, логического мышления и воображения, освоению звуко-буквенного строя речи и математических заданиях, привития самостоятельности и уверенности в собственных силах при поиске ответов на нужный вопрос . Воспитатель должен иметь необходимый уровень методической подготовки, позволяющий уверенно подбирать иллюстративный материал к занятиям и создавать презентации, разрабатывать  оформлять групповую и отчетную документацию в электронном виде, владеть навыками поиска инновационного педагогического опыта, представленного в проектвврамках статей отличниками и экспертами сферы дошкольного образования.

Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую работу.

Итогом работы ребёнка с информационными технологиями становится создание собственного продукта. Это может быть составленный рассказ, иллюстрация к сказке, печатный рисунок, открытка, театральный костюм , подарок. Главное, чтобы дошкольник был творчески активен, позитивно настроен на самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы.


Список литературы

1. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О.Боброва, Н.И.Левшина // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. - С. 7-8. URL: www.rae.ru/meo /?section=content&op=show_article&article_id=5528

2. Минеева Ю.В Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников/ Ю.В.Минеева, З.Салихова, Н.И.Левшина//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

3. Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 3.




Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.