12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бурдова Наталья Александровна232
Олигофренопедагог, логопед. Учитель детей с нарушениями умственного развития.
Украина, Луганская Народная Республика, город Красный Луч

 Логопеды- практики, обследуя детей с дефектами речи, наблюдают интересную особенность: дети, не зная цветов, форм, временных понятий, слабо ориентируясь в пространстве, свободно общаются про компьютерные игры, программы и развлекательные сайты.


 Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. Интерес детей к нему чрезвычайно большой. Задача взрослых- направить его в полезное русло. Учителя- логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс и продуктивно используют ИКT в своей практике. Компьютерные технологии считаются вспомогательными средствами в логопедической работе, они являются очень эффективными. В данное время разрабатываются все больше и больше компьютерных логопедических игр, заданий, которые способствуют обогащению словарного запаса детей, развивают фонематическое восприятие и т. п. 


 В своей работе компьютерные упражнения, игры я могу использовать лишь в структуре традиционного индивидуального логопедического занятия как вспомогательный инновационный элемент, который повышает эффективность педагогического процесса. На групповых занятиях чаще всего это мультимедийные презентации. 


 В каких случаях уместно включить в структуру занятия работу с компьютером, решает сам педагог. Это будет зависеть от поставленных коррекционных целей, индивидуальных особенностей, возможностей, образовательных потребностей каждого ребенка.
 
Могу смело выделить основные преимущества использования ИКТ в коррекционной работе учителя- логопеда:


* информационная емкость;


* компактность;


* доступность;


* наглядность;


* эмоциональная привлекательность;


* мобильность;


* многофункциональность


 Используя компьютерные технологии в процессе обучения, следует придерживаться общих принципов при планировании занятий:


* принцип адаптации;


* принцип управляемости;


* принцип интерактивности;


* принцип комфортности


Основные направления коррекционной работы при использовании компьютерных технологий:


* развитие общей моторики: ребенок учится имитировать разнообразные движения и упражнения, подражая персонажам на экране;


* развитие мелкой моторики: работа с клавиатурой и мышкой способствует улучшению ловкости движений пальцев рук;


* развитие речи: компьютер является привлекательным для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с "партнером по общению".


* развитие психических процессов:


- внимание: яркие картинки развивают произвольное внимание и сосредоточенность;


- восприятие: благодаря возможностям компьютера отделять детали и объединять в одно целое позволяют развивать восприятие от фрагментарного к целостному;


- мышление: дидактические игры и упражнения дают возможность формировать процессы классификации, обобщения, сравнения, установления логических и причинно- следственных связей;


- стимуляция познавательной активности и дееспособности: красивые картинки, элементы анимации и сюрпризные моменты позволяют заинтересовать детей, сделать занятие "живым" и разнообразным;


 Я считаю, что компьютеры следует использовать осторожно. Существует вероятность, что увлекаясь применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно- иллюстрационным методам. 


 Важно также позаботиться о снижении его негативного воздействия на детей, учитывать санитарно- гигиенические требования и использовать здоровьесберегающие технологии:


* работа за компьютером не более 5-10 мин., 2 раза в неделю;


* проведение гимнастики для глаз;


* включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушения зрения и развитие зрительно- пространственных представлений.


 На занятиях с детьми я использую разнообразные аудио- и видеомоменты. Для облегчения работы с лексическими темами, расширения словарного запаса- на помощь приходят дидактические онлайн- игры на обобщение, исключение четвертого лишнего, анализ предметов, словообразований и словоизменений; в развитии фонематического слуха помогают игры с определением звука, его места, наличия в слове; автоматизации поставленных звуков; усвоении элементов грамоты.


 Хочу поделиться некоторыми ссылками интернет- источников, которые дают возможность заниматься с детьми в режиме онлайн:


https://www.sites.google.com/site/logopunkt29kstovo/razvivausie-igry-onlajn


https://mersibo.ru/games


http://shkatulkalogopeda.blogspot.com


https://www.defectologiya.pro/games /


 Таким образом, практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя- логопеда дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, расширить свои знания и умения, улучшить динамику развития навыков правильного звукопроизношения у детей и всего коррекционно- образовательного процесса в целом. Однако следует помнить, что заменить живое общение педагога с ребенком информационно- коммуникационные технологии не могут и не должны, несмотря на их огромный позитивный потенциал. 


Спасибо за внимание!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Бурдова Наталья Александровна, 07.02.21 в 08:50 0Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо на добром слове!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.