Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы
Логопеды- практики, обследуя детей с дефектами речи, наблюдают интересную особенность: дети, не зная цветов, форм, временных понятий, слабо ориентируясь в пространстве, свободно общаются про компьютерные игры, программы и развлекательные сайты.
Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. Интерес детей к нему чрезвычайно большой. Задача взрослых- направить его в полезное русло. Учителя- логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс и продуктивно используют ИКT в своей практике. Компьютерные технологии считаются вспомогательными средствами в логопедической работе, они являются очень эффективными. В данное время разрабатываются все больше и больше компьютерных логопедических игр, заданий, которые способствуют обогащению словарного запаса детей, развивают фонематическое восприятие и т. п.
В своей работе компьютерные упражнения, игры я могу использовать лишь в структуре традиционного индивидуального логопедического занятия как вспомогательный инновационный элемент, который повышает эффективность педагогического процесса. На групповых занятиях чаще всего это мультимедийные презентации.
В каких случаях уместно включить в структуру занятия работу с компьютером, решает сам педагог. Это будет зависеть от поставленных коррекционных целей, индивидуальных особенностей, возможностей, образовательных потребностей каждого ребенка.
Могу смело выделить основные преимущества использования ИКТ в коррекционной работе учителя- логопеда:
* информационная емкость;
* компактность;
* доступность;
* наглядность;
* эмоциональная привлекательность;
* мобильность;
* многофункциональность
Используя компьютерные технологии в процессе обучения, следует придерживаться общих принципов при планировании занятий:
* принцип адаптации;
* принцип управляемости;
* принцип интерактивности;
* принцип комфортности
Основные направления коррекционной работы при использовании компьютерных технологий:
* развитие общей моторики: ребенок учится имитировать разнообразные движения и упражнения, подражая персонажам на экране;
* развитие мелкой моторики: работа с клавиатурой и мышкой способствует улучшению ловкости движений пальцев рук;
* развитие речи: компьютер является привлекательным для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с "партнером по общению".
* развитие психических процессов:
- внимание: яркие картинки развивают произвольное внимание и сосредоточенность;
- восприятие: благодаря возможностям компьютера отделять детали и объединять в одно целое позволяют развивать восприятие от фрагментарного к целостному;
- мышление: дидактические игры и упражнения дают возможность формировать процессы классификации, обобщения, сравнения, установления логических и причинно- следственных связей;
- стимуляция познавательной активности и дееспособности: красивые картинки, элементы анимации и сюрпризные моменты позволяют заинтересовать детей, сделать занятие "живым" и разнообразным;
Я считаю, что компьютеры следует использовать осторожно. Существует вероятность, что увлекаясь применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно- иллюстрационным методам.
Важно также позаботиться о снижении его негативного воздействия на детей, учитывать санитарно- гигиенические требования и использовать здоровьесберегающие технологии:
* работа за компьютером не более 5-10 мин., 2 раза в неделю;
* проведение гимнастики для глаз;
* включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушения зрения и развитие зрительно- пространственных представлений.
На занятиях с детьми я использую разнообразные аудио- и видеомоменты. Для облегчения работы с лексическими темами, расширения словарного запаса- на помощь приходят дидактические онлайн- игры на обобщение, исключение четвертого лишнего, анализ предметов, словообразований и словоизменений; в развитии фонематического слуха помогают игры с определением звука, его места, наличия в слове; автоматизации поставленных звуков; усвоении элементов грамоты.
Хочу поделиться некоторыми ссылками интернет- источников, которые дают возможность заниматься с детьми в режиме онлайн:
https://www.sites.google.com/site/logopunkt29kstovo/razvivausie-igry-onlajn
https://mersibo.ru/games
http://shkatulkalogopeda.blogspot.com
https://www.defectologiya.pro/games/
Таким образом, практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя- логопеда дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, расширить свои знания и умения, улучшить динамику развития навыков правильного звукопроизношения у детей и всего коррекционно- образовательного процесса в целом. Однако следует помнить, что заменить живое общение педагога с ребенком информационно- коммуникационные технологии не могут и не должны, несмотря на их огромный позитивный потенциал.
Спасибо за внимание!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Бурдова Наталья Александровна