12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Эйдук817
С 1.09.2010 года работаю преподавателем спецдисциплин в техникуме г. Москва
Россия, Москва, Москва

Статья на тему:

«Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»

Педагогические технологии – это совокупность форм, методов, способов обучения и воспитания, используемых в образовательном процессе.

Новый федеральный образовательный стандарт акцентирует внимание педагогов на необходимости использовать современные образовательные и воспитательные технологии, которые могут обеспечить всестороннее развитие личности.

Использование  педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием.

   Классификация образовательных технологий достаточно обширна. Некоторые из них появились давно, с успехом используются в течение длительного времени, но, тем не менее, не теряют своей актуальности. Другие возникли недавно, но уже получили признание и широкое распространение среди педагогов различных образовательных учреждений.

Педагогические технологии могут различаться:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

- по подходу к учащемуся.

Также педагогические технологии можно классифицировать по применяемой форме организации обучения, доминирующим методам или другим признакам.

Умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела, повысить интерес к преподаваемому предмету, повысить мотивацию учащихся к овладению знаниями.

Необходимо отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить, гарантируя при этом высокое качество воспитательного процесса. Методики часто не гарантируют должного качества.

В современном мире можно найти множество источников информации описания любых педагогических технологий. Каждый педагог может выбрать и использовать в своей деятельности ту образовательную технологию, которая его больше привлекает, соответствует возрастным особенностям его учеников, темпераменту педагога. Это может быть технология проектного обучения, личностно-ориентированная технология развития критического мышления, технология учебной деловой игры, тьюторство – технология педагогической поддержки, технология проведения учебных дискуссий, и другие. Именно на них делается ставка в современном образовательном процессе. Но на практике часто возникают проблемы, главными из которых являются недостаточная разработанность технологии, отсутствие условий для внедрения, низкая мотивация учащихся, необходимость получения дополнительных умений педагогом.

Современный образовательный стандарт был внедрен совсем недавно. Некоторые современные педагогические технологии разработаны еще не в полной мере, отсутствует полноценное руководство по внедрению и использованию отдельных технологий. Но образовательный процесс должен продолжаться, поэтому многие педагоги, вместо того, чтобы рискнуть и попробовать новую, хотя и не до конца разработанную технологию, предпочитают вести обучение по традиционным педагогическим технологиям еще советской школы. А это, в свою очередь, замедляет или сводит на нет все усилия государства по изменению, перестройке и обновлению образовательного процесса.

Еще одной причиной, мешающей опытным учителям переключиться на новые виды деятельности и применить современные технологии в своей работе, является уже выработанный у них педагогический стиль. Когда педагога заставляют отказаться от того способа преподавания, которым он пользовался и который давал положительные результаты, то он противится этому. Поэтому отсутствием мотивации также можно объяснить медленное проникновение в образовательный процесс современных педагогических технологий.

В своей работе педагога среднего профессионального образования я использую технологию учебной деловой игры, технологию проведения учебных дискуссий, технологию проектного обучения.

Одной из ведущих технологий современного профессионального образования является учебно-исследовательская и проектная деятельность, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащегося проект, и с какой степенью самостоятельности он выполнен.

 Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Проекты классифицируются по сфере деятельности (технические, организационные, социальные), по длительности , по сложности и масштабу.

На уровне среднего профессионального образования приоритетными направлениями являются бизнес-проектирование, исследовательское, инженерное.

Основные этапы проекта:

- замысел проекта

- планирование проекта

- осуществление проекта

- контроль и анализ проекта.

Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности.

Один из последних проектов, выполненный моими учащимися, был посвящен рациональному питанию.

Целью данного проекта было развитие понятия о здоровом и рациональном питании путем популяризации вкусных и полезных блюд из тыквы.

Задачи, которые поставили участники данного проекта:

- выбор блюд из тыквы для реализации проекта;

- организация процесса приготовления;

- организация дегустации;

- формулировка выводов и предложений.

Актуальность выбора темы для проекта определялась тем, что тыква является полезным и доступным продуктом, но, по мнению учащихся, имеет крайне ограниченное применение в пищевом рационе населения Российской Федерации. В начале нашего исследования было решено провести анкетирование по теме проекта среди студентов и преподавателей нашего техникума. Опрошено было 24 студента и 6 преподавателей, им было предложено ответить на 5 вопросов.

Вопрос 1. Известно ли вам о пользе тыквы для организма человека?

Вопрос 2. Любите ли вы блюда из тыквы?

Вопрос 3. Готовите ли вы дома блюда из тыквы?

Вопрос 4. Присутствуют ли блюда с тыквой в меню столовой техникума?

Вопрос 5. Заказываете ли вы блюда из тыквы в предприятиях общественного питания?

На 4 и 5 вопросы отрицательно ответили все участники тестирования.

Это подтверждает выводы о недостаточной популярности тыквы в рационе питания населения.

Для популяризации блюд из тыквы в рационе питания была выпущена стенгазета «Тыква – полезно и вкусно!»

В ней были размещены следующие интересные факты о тыкве, ее свойствах и особенностях употребления.

В процессе подготовительного этапа работы над проектом (сбор информации) были рассмотрены разнообразные рецептуры блюд из тыквы.

Изучив учебную и дополнительную литературу, нормативную документацию, просмотрев интернет-сайты, учащимися было принято решение выбрать в качестве объекта творческого проекта следующие блюда:

Пшенная каша с тыквой и яблоками;

Оладьи из тыквы с яблоками;

Тыквенный пирог.

Обоснование: содержат в своем составе доступные и недорогие продукты, быстро готовятся, обладают хорошими вкусовыми качествами, могут использоваться в диетическом и детском питании.

Выбранные блюда были приготовлены учащимися в лаборатории техникума.

После приготовления блюд все участники анкетирования были приглашены на дегустацию.


t1633951793aa.jpg


Рисунок 1. Тыквенный пирог, приготовленный участниками проекта.


После дегустации было проведено повторное анкетирование. В анкетах было всего два вопроса.

Вопрос 1. Понравились ли вам предложенные блюда из тыквы?

Вопрос 2. Будете ли вы готовить блюда из тыквы дома?

На оба поставленных вопроса положительно ответили все участники дегустации.

В заключение каждый гость получил в подарок подборку рецептов блюд из тыквы.

В процессе приготовления всех блюд осуществлялся раздельный сбор мусора и применялись энергосберегающие технологии при работе с тепловым оборудованием.

В результате работы над проектом поставленная цель – «популяризация вкусных и полезных блюд из тыквы» была достигнута. Приготовленные блюда получили высокую оценку, все участники дегустации намерены готовить их в дальнейшем дома. Также все участники проекта получили дополнительные знания и умения, работа была увлекательной и интересной.

В заключение хочу отметить, что для того, чтобы учебный процесс все-таки начал развиваться по-новому, одного желания учителя мало. Необходимо, чтобы условия, в которых образовательный процесс протекает, отвечали самым современным требованиям. Во многих учебных заведениях до сих пор оснащение далеко от идеала. Учащиеся должны иметь возможность получать знания в современных лабораториях. А также сотрудничать с ВУЗами, технопарками, посещать мастер-классы и другие мероприятия.


Список литературы


Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник / М: Академия. – 2018.

Эрганова, Н. Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: учебник/ М: Академия. – 2018.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.