Читательская конференция по теме «Доброта творит чудеса» (4–5 класс)

1
0
Материал опубликован 23 December 2022



Читательская конференция


по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

и сказке Х. К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»



Тема: Доброта творит чудеса

Цель: формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь на основе изученных литературных произведений.

Задачи:

- продолжить знакомство школьников с наследием ученого Д.С. Лихачева;

- на основе чтения, комментирования и анализа произведений А.П. Гайдара «Тимур и его команда» и Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» побудить учеников задуматься над важными нравственными проблемами;

- Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.

- Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.



Предполагаемые результаты:

- понимание учащимися таких качеств личности, как стремление стать лучше, доброта, отзывчивость, целеустремленность;

- пробуждение интереса к чтению.

Оборудование: портреты писателей, диаграмма Венна, выставка книг, иллюстрации к произведениям.



Эпиграф к уроку: Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой. Марк Твен







Ход конференции

Звучит музыка.

1.Вступительное слово учителя

В школе добрыми делами занята,
Тихо ходит по классам доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В классе столько доброты.


- Ты слышишь? Что это?

- Музыка. Нежная, красивая и такая приятная. И мне слышится в музыке доброта.

- А разве в музыке может быть доброта?

- Доброта повсюду: в музыке, живописи, театре.

- А что такое добро?

Побуждение . Чтение учителем притчи. 
Жил в одной стране мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его города. Но был в том городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал : « Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая в руках моих бабочка – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мёртвая, то я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда и поймут, кто из нас умнее.» Так и случилось. Он поймал бабочку, и пошёл с ней к мудрецу и спросил: « Скажи, о мудрейший, какая в руках моих бабочка – живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в руках твоих …» 

Все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками принесет чудо.



Программа конференции.

Мы знаем, что здесь сегодня собрались те, кто неравнодушен к книге и чтению.

Тема нашей тематической конференции «Доброта творит чудеса».

Проблемные вопросы, которые затронули ребята: Где живет доброта? Доброта – это признак силы или слабости?

Давайте говорить о Доброте,

Что спрятана на донышке души,

О ней мы позабыли в суете,

Лишь старый клен о ней шумит…

Давайте говорить о Доброте…



Построение кластера:

Добро: любовь, забота, сострадание, счастье, ум, милосердие, благотворительность, достоинство, смелость и мужество…

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово "доброта" определяется так: "Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". 

Анализ произведений на диаграмме Венна

Аркадий Петрович ГАЙДАР ( краткая биография)

Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14

Героический характер проявился еще в раннем детстве. Лет в восемь во время катания на коньках мальчишка, рискуя собой, спас друга. Аркадий Петрович подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против лодырей.

Погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих литературных героев, до последней минуты своим делом подтверждая правду каждого написанного им слова.



Ганс Христиан Андерсен ( краткая биография)

Известный сказочник. Этот человек прожил жизнь, полную невзгод. Но всегда оставался добрым по отношению к окружающим людям и жизнерадостным. В сказках писателя представлено много мудрости и ценных советов, которые так нужны в жизни. Добро побеждает зло.

Вывод: Мы с вами кратко вспомнили биографию этих великих людей. Ключевые предложения о них. А для чего, как вы думаете?

А теперь поговорим о тех произведениях, которые написали писатели.

У вас на партах тексты. Попробуем найти ответ на те проблемные вопросы, которые мы поставили в начале урока.

Итак, первое. Диаграмма Венна поможет нам собрать ту информацию, которая нам необходима. Сравнить, найти общее.

Жанр произведений. Повесть и сказка. Мы работаем с разными жанрами.

Повесть – это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанное от имени автора или от имени самого героя.

 Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сюжет (кратко)



Главные герои -

Тимур, Женя, Квакин


1.Поступки и действия героев произведений похожи. Цель: помочь.

Смелые …..

Забота…..

Добрые…..


2. Тема . Жизнь дана на добрые дела.


3.Главная мысль:


Есть люди, которые бескорыстно помогают тем, кто нуждается, заботится о слабых, не равнодушны к чужой беде. Добры.

Даже маленькая – маленькая горошина способна принести такую пользу.

Дарить людям радость.




Главные герои –

Мама, девочка и горошина (из растительного мира)


Характеристика


Тимур - ответственный, честный, добрый, верный,

Женя – смелая, добрая, помогает команде)

Квакин – хулиган – где – то умный. В конце понимает, что поступал неправильно.


Характеристика


Горошина – скромная, покорная, самоуверенная


Мама – добрая, трудолюбивая, заботливая


Поступки, действия












Поступки, действия



Что вас тронуло в сказке?

Что чувствовал каждый герой?

Что может быть с героями дальше?

Подтвердилось ли название?

Вывод: Что смогли доказать мы с помощью диаграммы Венна?

Жанр разный, но…

Герои разные, но поступки…

Какие они, герои? Сильные или слабые?

Главная мысль произведений….Притча ( Все в наших руках)



ОТЗЫВ . Чтение двух отзывов.



Выступления художников – иллюстраторов

Д. С. ЛИХАЧЕВ



Мы читали фрагменты из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром».

Д.С. был замечательным человеком, который сделал очень много для сохранения и развития культуры нашей страны. Был очень добр и внимателен к людям, прожил большую жизнь.



Лихачев пишет, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. В каждом из нас есть маленькое солнце - доброта. Это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Это чудесное свойство помогает людям жить, творить, делать жизнь красивой и прекрасной. Да добрые чувства проявляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира.

Учитель. Вы сказали, что данный текст - это размышление. А что доказывает это?

Начинается письмо с вопроса. "А в чем самая большая цель жизни?

9. Тезисы в письмах Д.С. Лихачева (В паре)

Вывод: Письма Лихачева объединяют эти два произведения. И темой и главной мыслью.

10. О словах обидных

- Опустите соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова сказанные нами никогда не вернутся обратно.

Какой вывод мы должны с вами сделать? (Следить за своими словами и мыслями. Прежде чем сказать -  подумай!)

11. Поэтическая минутка.

12. МОИ добрые поступки

13. Презентация книги.

14. Осколки сердца ( в группе) все мы одна команда.

15.Подведение итогов конференции.

Видите, друзья, даже маленькая – маленькая горошина способна принести такую пользу, а что же говорить о нас с вами. Мы же можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг, может быть кому – то нужна наша помощь, вдруг нужно помочь маме, бабушке, а может быть поддержать расстроенного друга добрым словом. Вдруг каждое наше доброе дело не пропадёт, оно как горошина, пустит росточки, расцветёт потом красивым цветком, успокоит сердце человека, которому мы помогли.

Хочется надеяться, что и наша читательская конференция, где в каждом выступлении звучали слова» «добро» и «доброта» , оставила свой след и уверенность в том, что именно это качество наиболее ценно в человеке, оставляет добрую память о нем и его поступках.





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.