Статья на тему «Читательская конференция как средство формирования литературного вкуса студентов»

1
0
Материал опубликован 10 June 2019

Е.В. Дербенёва 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Читательская конференция как средство формирования литературного вкуса студентов

     Аннотация

     Настоящая статья посвящена процессу изучения читательской компетенции  студентов ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж». На основе  анализа анкетирования, автор предлагает  некоторые идеи по развитию и формированию литературного вкуса студентов.

Ключевые слова: читательская компетентность, формирование читательской компетентности, читательская среда, читательская активность, формирование литературного вкуса.

Проблема чтения признаётся   сегодня как проблема государственная. Когда-то самая читающая страна в мире  теряет интерес к чтению. Все преподаватели, педагоги обеспокоены создавшейся ситуацией, проявляющейся  в очень тревожных сигналах:

-студенты коллежа  практически не читают ни программные литературные произведения, ни художественную литературу;

- растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения;

- ухудшается владение русским  языком, речь становится примитивной, возрастает количество нецензурных слов  в речи;

- снижается уровень грамотности  студентов ЛПК. [1,с.140]

Среди студентов ЛПК 1,2,3 и 4 курсов было проведено исследование по проблеме «взаимоотношений» современного молодого человека  с книгой (всего  в анкетировании  приняло участие 277 человек) и результаты не внушают оптимизма.

Вопросы анкеты:

1       Сколько книг Вы прочитали или прослушали за последний год, включая печатные книги, электронные книги, аудиокниги?  (в среднем от 0 до 8 )

2       Как часто Вы открываете книги?

Я читаю книги каждый (почти каждый) день- 2 %

Я периодически читаю книги (1 раз в неделю) 25%

Я иногда читаю книги (1 раз в месяц, 1 раз в 2 месяца) 35%

Я никогда не беру в руки книги -38 %

3       Какую литературу Вы предпочитаете?

русскую классическую литературу

зарубежную  классику

современную российскую  литературу

современную зарубежную литературу

ничего не  привлекает

4       Самый популярный жанр сегодня?

исторические романы

детективы

романы любовные

книги жанра фэнтези

ничего не  привлекает

свой вариант

5       Согласны ли Вы  с тем, что студенты читают меньше , чем их родители (бабушки и дедушки)  да  (80%);  нет (20%)

6       Лучшая прочитанная Вами книга

я книги не читаю, ответить  не могу

затрудняюсь ответить, книг хороших очень много

ни одна книги не произвела сильного впечатления

свой вариант  (автор, название)

М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

 Дэн Браун «Инферно» 

«Манга» японские комиксы

С.Кинг «Кладбище домашних  животных»
С.Кинг «Зелёная миля»

С.Кинг «Сияние»

С.Кинг «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка»

Дж. Р. Р. Толкин  «Властелин колец»

Жюль Верн «Путешествие к центру Земли»

Цикл книг «S.T.A.L.K.E.R»

Дмитрий Глуховский «Метро2033»

Сьюзен Коллинз «Голодные игры»

Рэй  Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Марк Леви "Похититель теней"

Джоан Роулинг  Серия романов о Гарри Поттере

Лиза  Джейн Смит «Дневники вампира»

7       Перечислите  книги, которые необходимо изучать  на уроках литературы  с Вашей точки зрения.

Научно-популярная литература

Фантастика      

«не знаю»

Стейс Крамер (Анастасия Хохлова) «50 дней до моего самоубийства»

Исходя из результатов анкетирования, студенты колледжа  мало читают,  в лучшем случае это современная российская  и  современная зарубежная литература, книги жанра фэнтези и  детективы. Не особо впечатляет и список «лучших» прочитанных книг. Этим объясняется необходимость создания   в ЛПК читательской среды, которая бы  способствовала формированию  интереса и потребности  в чтении книг.

Нельзя не согласиться со словами  Александра Герцена: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания». . [2,с.15]

 Изучив уровень читательской активности и сферы читательских интересов, мы понимаем  необходимость нахождения  новых идей по развитию и формированию  литературного вкуса наших студентов.

Новый проект мы назвали: «Читать - модно!» и мне хотелось бы поделиться идеями по  реализации проекта. Это ряд последовательных  учебных и внеучебных мероприятий, проведение которых возможно в любом учебном заведении.

Сроки реализации проекта: январь 2018- январь 2020гг.

Это проведение городских  и внутриколледжевских мероприятий, направленных на пропаганду чтения,  поддержку и развитие читательской компетентности.

Кратко перечислю основные направления работы:

- сотрудничество с Лысьвенской  центральной библиотекой (проведение тематических внеклассных мероприятий, литературных программ);

-просмотр и обсуждение театральных постановок Лысьвенского драматического театра;

-проведение  ежегодных читательских конференций среди студентов колледжа;

- проведение акций   буккроссинга – свободного обмена книгами;

- проведение поэтической (литературной) пятиминутки на занятиях дисциплины Литература (или на дисциплинах  гуманитарного цикла);

- проведение  уроков внеклассного чтения 1 раз в семестр;

- участие в конкурсах  чтецов;

- участие в краевых и российских  конкурсах  сочинений;

- тематические выступления на родительских собраниях  «Как хорошо «уметь читать…»;

-организация внутриколледжевского  конкурса «Самая читающая студенческая группа»

- проведение  тематических  литературных гостиных;

-создание  минибиблиотек в кабинетах;

-создание видеоролика «Расскажу о лучшей прочитанной книге»

Показателями эффективности проекта  в будущем буду являться:

положительная  динамика численности студентов, проявляющих интерес к чтению;

создание в кабинете литературы стенда «Читать - модно!»

Хочется верить, что цикл запланированных мероприятий проекта изменит отношения студентов к чтению, книге и, в конечном счёте, повысит их читательскую компетентность.

 

Список литературы:

1.Cапух Т.В., Cкворцова М.В.«Процесс формирования читательской компетенции студентов университета»[Электронный ресурс]. – http://vestnik.osu.ru/2015_2/24.pdf (дата обращения: 10.04.2018).

2.Колганова Н.Е., Первова Г.М. Понятие о компетентном читателе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 4 Всероссийской научно-практической интернет-конференции 5–11 ноября 2012 года / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. Тамбов, 2012. 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации