12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Катанюк Оксана Борисовна219
Россия, Амурская обл., Благовещенск

Тема: Что изучает история?

Ход урока

Орг. момент

Изучение нового материла

- правила урока:

1) правильный ответ – жетон

2) жетон дается за верный ответ, разгаданное слово, три угаданных буквы

3) победителю - приз

- Приветствие и знакомство (рассказ о себе, в котором несколько раз упоминается слово «история»)

? Какое слово я упомянула несколько раз?

? Придумайте предложения, где будет использовано слово «история».

Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Кроме того, слово древнее и пришло к нам из Древней Греции.

Если слово «история» перевести на русский язык, то получиться вот это зашифрованное слово. Разгадывать можно, называя отдельную букву как в известной ТВ – игре «Поле чудес»

в

е

д

а

т

ь

? Как Вы думаете, о чем должна ведать наука история?

- после обсуждения – определение в тетрадь

История – это наука о деятельности человека в прошлом. История – это наука, изучающая события и явления, которые происходили в жизни человека и влияли на его жизнь.

? - Предположите, какое из этих изображений связано с нашей темой, а какое нет и почему? (ответы детей)

Всякая наука имеет своих основоположников (?). Основатель истории жил две тысячи 600 лет назад в Древней Греции, хотя греком по происхождению не был. Давайте выясним, как его звали.

г

е

р

о

д

о

т

Геродот родился в городе Галикарнас во влиятельной семье. В молодости Геродот отправился в длительные путешествия. Он объездил многие древние государства, о которых нам предстоит говорить на уроках. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. Геродо́т Галикарна́сский — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

Истории покровительствует богиня, дословно имя ее означает – “Дающая славу”.

к

л

и

о

? Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток). Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).

Каждый образованный человек должен знать, что такое история, что изучает данная наука. Ведь прошлое для каждого поколения – это основа его будущего. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

? Вспомните, кто такой Ломоносов, объясните смысл его высказывания? (Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их. В истории происходят накопление и передача современникам знаний об обществе и его развитии; из истории мы извлекаем уроки, чтобы избежать ошибок и просчётов прошлого в настоящем; изучение прошлого позволяет выявить некоторые закономерности развития и спрогнозировать возможные варианты будущего; в прошлом мы находим образцы т сюжеты произведений искусства, литературы, понять которые можно, только зная историю).

История делится на всемирную и отечественную.

? Что же изучает всемирная история, а что отечественная? (Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны).

А интересные факты и события всемирной истории нам предстоит изучать с этого учебного года

ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ И АТЛАСОМ

? Каким образом мы можно узнать, что происходило много сотен и тысяч лет назад? И что может служить доказательством событий прошлого? (ответы детей). В этом учёным помогают исторические источники - это все документы и предметы, в которых отражены факты и свершившиеся события. На основании этих документов и предметов воссоздаётся представление об исторической эпохе, к которой они принадлежат, а также выдвигаются гипотезы о причинно-следственных связях, которые спровоцировали те или иные исторические события.

памятники прошлого, содержащие сведения об этом прошлом.

Тетрадь - ИСТОЧНИКИ

Устные Письменные Вещественные

? Объясните, по какому признаку разделили исторические источники на группы. Обратите внимание на слайд, определите, где и какие источники изображены. Каких нет, почему?

Помимо исторических источников помогают изучать прошлое человечества вспомогательные исторические науки. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования

г

е

р

а

л

ь

д

и

к

а

Основа любого герба — щит, ведь именно на его поверхности помещаются гербовые изображения — поля и фигуры. Герб может состоять из одного щита, но может быть и гораздо более сложным по композиции, иметь разные добавления или даже несколько щитов. Однако стоит помнить одно — не бывает гербов без щита.

- древнейшая, добуквенная система письма, средством которого являются рисунки.

п

и

к

т

о

г

р

а

ф

и

я

Пиктограмма (знак в виде рисунка) представляет собой схематическое изображение, призванное передать определенную информацию. Мы до сих пор пользуемся условными символами, близкими по типу к древним пиктограммам.

- наука, изучающая печати

с

ф

р

а

г

и

с

т

и

к

а

Долгое время печать заменяла подпись, поэтому значение ее было велико. Различные предосторожности употреблялись для предупреждения подлога. Именно этой цели первоначально служила наука, изучающая печати. С особой торжественностью происходило прикладывание их к важным актам. Как у германцев, так и у римлян существовал обычай класть в гробницу вместе с умершим его печать-перстень. Их иногда носили на шее хранители государственных и королевских печатей.

Итак, история имеет много помощников, однако историю древнего мира мы знаем гораздо меньше, чем события последующих эпоха.

?Почему?

Домашнее задание

Читать введение. Нарисуйте в тетради 3 иллюстрации к каждой группе исторических источников, используя не только учебник, но и дополнительную литературу. Запишите название источника, время и место его создания, а также ту информацию, которую можно из него извлечь.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.