Конспект урока истории в 5 классе «Что изучает история?»
Тема: Что изучает история?
Ход урока
Орг. момент
Изучение нового материла
- правила урока:
1) правильный ответ – жетон
2) жетон дается за верный ответ, разгаданное слово, три угаданных буквы
3) победителю - приз
- Приветствие и знакомство (рассказ о себе, в котором несколько раз упоминается слово «история»)
? Какое слово я упомянула несколько раз?
? Придумайте предложения, где будет использовано слово «история».
Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Кроме того, слово древнее и пришло к нам из Древней Греции.
Если слово «история» перевести на русский язык, то получиться вот это зашифрованное слово. Разгадывать можно, называя отдельную букву как в известной ТВ – игре «Поле чудес»
в | е | д | а | т | ь |
? Как Вы думаете, о чем должна ведать наука история?
- после обсуждения – определение в тетрадь
История – это наука о деятельности человека в прошлом. История – это наука, изучающая события и явления, которые происходили в жизни человека и влияли на его жизнь.
? - Предположите, какое из этих изображений связано с нашей темой, а какое нет и почему? (ответы детей)
Всякая наука имеет своих основоположников (?). Основатель истории жил две тысячи 600 лет назад в Древней Греции, хотя греком по происхождению не был. Давайте выясним, как его звали.
г | е | р | о | д | о | т |
Геродот родился в городе Галикарнас во влиятельной семье. В молодости Геродот отправился в длительные путешествия. Он объездил многие древние государства, о которых нам предстоит говорить на уроках. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. Геродо́т Галикарна́сский — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.
Истории покровительствует богиня, дословно имя ее означает – “Дающая славу”.
к | л | и | о |
? Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток). Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).
Каждый образованный человек должен знать, что такое история, что изучает данная наука. Ведь прошлое для каждого поколения – это основа его будущего. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
? Вспомните, кто такой Ломоносов, объясните смысл его высказывания? (Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их. В истории происходят накопление и передача современникам знаний об обществе и его развитии; из истории мы извлекаем уроки, чтобы избежать ошибок и просчётов прошлого в настоящем; изучение прошлого позволяет выявить некоторые закономерности развития и спрогнозировать возможные варианты будущего; в прошлом мы находим образцы т сюжеты произведений искусства, литературы, понять которые можно, только зная историю).
История делится на всемирную и отечественную.
? Что же изучает всемирная история, а что отечественная? (Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны).
А интересные факты и события всемирной истории нам предстоит изучать с этого учебного года
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ И АТЛАСОМ
? Каким образом мы можно узнать, что происходило много сотен и тысяч лет назад? И что может служить доказательством событий прошлого? (ответы детей). В этом учёным помогают исторические источники - это все документы и предметы, в которых отражены факты и свершившиеся события. На основании этих документов и предметов воссоздаётся представление об исторической эпохе, к которой они принадлежат, а также выдвигаются гипотезы о причинно-следственных связях, которые спровоцировали те или иные исторические события.
памятники прошлого, содержащие сведения об этом прошлом.
Тетрадь - ИСТОЧНИКИ
Устные Письменные Вещественные
? Объясните, по какому признаку разделили исторические источники на группы. Обратите внимание на слайд, определите, где и какие источники изображены. Каких нет, почему?
Помимо исторических источников помогают изучать прошлое человечества вспомогательные исторические науки. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования
г | е | р | а | л | ь | д | и | к | а |
Основа любого герба — щит, ведь именно на его поверхности помещаются гербовые изображения — поля и фигуры. Герб может состоять из одного щита, но может быть и гораздо более сложным по композиции, иметь разные добавления или даже несколько щитов. Однако стоит помнить одно — не бывает гербов без щита.
- древнейшая, добуквенная система письма, средством которого являются рисунки.
п | и | к | т | о | г | р | а | ф | и | я |
Пиктограмма (знак в виде рисунка) представляет собой схематическое изображение, призванное передать определенную информацию. Мы до сих пор пользуемся условными символами, близкими по типу к древним пиктограммам.
- наука, изучающая печати
с | ф | р | а | г | и | с | т | и | к | а |
Долгое время печать заменяла подпись, поэтому значение ее было велико. Различные предосторожности употреблялись для предупреждения подлога. Именно этой цели первоначально служила наука, изучающая печати. С особой торжественностью происходило прикладывание их к важным актам. Как у германцев, так и у римлян существовал обычай класть в гробницу вместе с умершим его печать-перстень. Их иногда носили на шее хранители государственных и королевских печатей.
Итак, история имеет много помощников, однако историю древнего мира мы знаем гораздо меньше, чем события последующих эпоха.
?Почему?
Домашнее задание
Читать введение. Нарисуйте в тетради 3 иллюстрации к каждой группе исторических источников, используя не только учебник, но и дополнительную литературу. Запишите название источника, время и место его создания, а также ту информацию, которую можно из него извлечь.